Парыгин Б.Д. Анатомия общения

Сводится ли общение к сообщению информации?

Подходы:

1.В 60-70-х гг. активно изучали коммуникацию, понимаемую как процесс передачи и обмена информацией.

2. Информационный подход отождествлял коммуникацию с общением.

3. (Парыгин и др.) 1971 г. Коммуникация как обмен информацией (не тождественно передаче сообщения) – это одна из составляющих общения, наряду с взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга, их взаимоотношением, эмоциональными переживаниями, процессом достижения взаимопонимания и др.

1988 г. М.С. Каган: "Общение – процесс выработки новой информации для общающихся людей и рождения их общности". Это определение – развитие отмеченной Парыгиным позиции нормативно-этического подхода к проблеме общения. С позиции Кагана, "подлинным" общением как раз и является такое, которое духовно обогащает и сближает людей, что выступает эталоном междичностного контакта. Тогда встает вопрос о его возможности и достижимости для большинства взаимодействующих людей.

Таким образом, не только общение в целом не исчерпывается коммуникацией, но и она в свою очередь, не может быть сведена только к информационному процессу(далее док-ва того, что комм-ция – не свод-ся к обмену и передаче инфы).

В качестве коммуникативного процесса общение может рассматриваться в той мер, в какой оно характеризует психологический контакт, связь, сообщение взаимодействующих индивидов. При этом, смысловые значения понятий "контакт", "связь" могут колебаться в широком диапазоне. Т.е., коммуникация понимается как многогранный и многокачественный процесс духовно-психологической связи, устанавливающийся между людьми в процессе общения.

Но, при этом в любом общении происходит обмен информацией между людьми, понимаемой в предельно широком смысле – от содержания речи до позы, жестов, мимики и звучания голоса. Информацией это становится только тогда, когда подвергается адекватной переработке и осмыслению, интерпретации, что соответственно связано с ее осознанием. Остальное же содержание, выходящее за рамки информационного обмена, способно сказаться на интуитивном уровне эмоционально-энергетического взаимовлияния партнеров.

Функция коммуникации как глубинной психологической связи состоит так же в передачи элементов уникальности в психическом состоянии и структуре личностного потенциала общающихся.

Для многих специалистов, выступающих по праву профессиональной принадлежности к области физики медицины с технократических позиций, общение представляет собой не просто информационное, а энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного или эмоционально-энергенического обмена в процессе коммуникации партнеров по общению является психическое заражение. Пр. дерижер-оркестр-слушатели. Здесь коммуникация выступает в качестве энергоинформационного поля.

Общение как информационный процесс (как добавление?)

Как информационный процесс взаимодействие может рассматриваться со стороны условий, предпосылок и средств человеческого общения, а так же со стороны структуры данного процесса.

Последняя может быть охарактеризована как со стороны форм и (Б)способов информационной связи вообще, так и со стороны (В)пространственной конфигурации информационной связи в различных внутригрупповых структурах – статический аспект. Динамический аспект взаимодействия – (Г)соотношение вербальных и невербальных средств в процессе общения.

Таким образом, по своей структуре связь между общающимися индивидами может рассматриваться:

1) как со стороны вербальных, так и невербальных средств;

2) как в общей , так и в специфической форме (различие между непосредственным общением "лицом к лицу" и многократно опосредованным общением через систему средств массовой коммуникации или через предметы культуры – книги, произведения искусства...);

3) по масштабу связь может быть межперсональной – обращенной к одному лицу, камерной – обращенной к небольшой группе лиц, массовой – обращенной к большим группам слушателей;

4) слудует различать как статический, так и динамический аспект информационной связи ( гармон./диссонанс м/ду формоц и содерж, верб и неверб ср-вами).

Общие способы информационной связи. Способы вербального общения – высказывания различного вида. В зависимости от выполняемой функции их делят на:

1)способы связи (взаимного обмена),

2) способы передачи информации,

3) способы воздействия.

Вербальный контакт может характеризоваться: 1) наличие/отсутствие непосредственного контакта с партнером по общению, 2) ориентированностью высказывания, 3) средствами общения (звук, письмо, жест), 4)наличием одного или многих воспринимающих и общающихся.

Таким образом, вербальная связь между общающимися индивидами предполагает следующие компоненты: партнеры по общению, средства и способы установления связи, сеть и каналы связи, частота и направленность связи.

Основываясь на данных элемента, можно дать иную классификацию способов вербальной связи (общения):

1) официальные – те, которые создаются структурой официальной, институированной организации. Большая их часть существует в письменной форме, но могут быть и устными. Они официально предусмотрены и осуществляются в соответствии с правилами, которым подчиняется функционирование данной организации;

2) ролевые (роль с ролью);

3) неофициальные – те, которые устанавливаются путем межличностного общения и личных контактов вне или в отличие от официально установленных.

Следовательно, можно выделить письменные и устные способы рьщения.

? Специфические способы внутригрупповой информационной связи. В зарубжной литературе принято различать несколько видов и типов коммуникативных сете. Все виды делятся на два типа: нецентрализованные (нет центрального члена) и централизованные ("прямая", "игрик", "икс").

Соотношение вербальных и невербальных способов информационной связи:

1) любая форма вербальной связи содержит в себе элемент эмоционального значения (выражается в подтексте, в модальности речи);

2) в условиях непосредственного контакта огромное значение приобретает невербальное сопровождение информационного контакта.

Вербальный диссонанс: рассогласование между коммуникативными функциями речи и ее смысловым значением. Может наблюдаться как у коммуникторп, так и у реципиента при рпзличных психических заболеваниях. Пр.: масковидное лицо при болезни Паркинсона.

Наши рекомендации