Угрозы психологической безопасности образовательной среды

  • 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
  • Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью
Угрозы психологической безопасности образовательной среды
  • 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
  • Следствие – профессиональная деформация;
  • угроза психическому здоровью
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Результаты опроса педагогов о трудностях работы в школе
  • 1. Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%).
  • 2. Недостаток положительного стимулирования труда (89%).
  • 3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (73%).
  • 4. Неудовлетворенность профессиональным статусом (71%).
  • 5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, родителей (67%).
  • 6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%).
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru     Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с ребенком:
  • - отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;
  • - низкая мотивация – 35%;
  • - трудности адаптации – 30%;
  • - высокий уровень агрессии – 20%;
  • - педагогическая запущенность – 20%;
  • - учебная перегрузка – 20%;
  • - личностные особенности – 10%;
  • - страхи, тревожность – 10%.
Риски, связанные с учителем:
  • - эмоциональное выгорание – 55%;
  • - некомпетентность – 30%;
  • - низкий уровень мотивации – 20%;
  • - низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;
  • - большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;
  • - большая наполняемость классов – 10%;
  • - повышенная ответственность, тревожность – 10%;
  • - пожилой возраст, соматические заболевания – 15%;
  • - негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;
  • - завышенная требовательность – 5%;
  • - грубость, безразличие – 5%;
  • - неудовлетворенность социальным статусом – 5%;
  • - негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с семьей:
  • - изменение состава семьи – 25%;
  • - патологии личности родителей – 20%;
  • - развод – 20%;
  • - завышенные требования к ребенку – 15%;
  • - пьянство (алкоголизм) – 15%;
  • - невнимание к ребенку – 15%;
  • - смерть одного из родителей – 15%;
  • - плохая забота о ребенке – 15/%;
  • - семейные конфликты – 10%;
  • - педагогическая некомпетентность – 10%;
  • - неполная семья – 10%;
  • - изменение социального и материального статуса семьи – 10%;
  • - жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни –10%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с управлением школой:
  • - управленческая некомпетентность – 45%;
  • - личностные особенности и авторитаризм директора – 30%;
  • - отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;
  • - неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;
  • - формализм, закрытость администрации – 5%;
  • - введение инноваций – 5%;
  • - процедура аттестации – 5%;
  • - изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%;
  • - нездоровая соревновательность – 5%;
  • - отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса:
  • - большой объем учебной нагрузки – 20%;
  • - не рецензируемые учебники – 20%;
  • - невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо-эмоциональные перегрузки учащихся – 20%;
  • - завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%;
  • - сложность учебных программ – 15%;
  • - излишняя рационализация образования – 10%;
  • - необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%;
  • - введение новых предметов – 10%;
  • - модернизация образования – 10%;
  • - недостаток развивающих программ – 10%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах:
  • ребенок-ребенок:
  • - нарушение межличностных отношений – 35%;
  • - насилие, нетерпимость – 30%;
  • - низкая коммуникативная компетентность – 35%;
  • - деление на лидеров и изгоев – 10%;
  • - соперничество – 10%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса:
  • ребенок-взрослый:
  • - отсутствие доверительных отношений – 20%;
  • - отсутствие психологической поддержки – 20%;
  • - авторитарность – 20%;
  • - незащищенность ребенка – 10%;
  • - жестокость, безразличие – 10%;
  • - самоутверждение за счет ребенка – 10%;
  • - предвзятость, субъективизм – 5%;
  • - некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса:
  • взрослый-взрослый:
  • - соперничество – 15%;
  • - несогласованность педагогических позиций – 15%;
  • - неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;
  • - некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;
  • - психические болезни – 5%;
  • - последствия эмоционального выгорания – 5%;
  • - взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Психологически безопасная образовательная среда - результат
  • комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
  • гуманистической образовательной системы школы;
  • единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школу среде;
  • включённости самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции;
  • наличия значимых для ребёнка сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы
  • принцип опоры на развивающее образование и воспитание
  • принцип психологической защиты личности
  • принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Социально-психологическая умелость -
  • набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности
  • (И.А. Баева)
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Таким образом,
  • психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения
  • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное
  • отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды детского оздоровительноголагеря и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Условия организации безопасной образовательной среды в школе
  • - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса;
  • - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Условия организации безопасной образовательной среды в школе
  • - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе;
  • - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
  • - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе
  • - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – учителем, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению);
  • - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Школа без стрессов»);
  Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе
  • - обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие детей, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации;
  • - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
  • - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;
  • - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
  • Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru
Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru   Задачи ГЭП «Система экспертизы психологической безопасной образовательной среды» в 2008 - 2010 гг.
  • 1. Создание системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды образовательных учреждений.
  • 2. Организация мониторинга состояния образовательной среды в аспекте её психологической безопасности.
  • 3. Разработка и апробация
  • 4. «Паспорта психологической безопасности образовательного учреждения»
Ковров В.В. – зав. сектором методической поддержки и мониторинга образовательной среды ЦЭПП МГППУ,
  • кандидат педагогических наук, доцент
  • 8-910-429-68-15
  • [email protected]
 
Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Психологическая безопасность образовательной среды «Школа без жестокости и насилия» психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения Психологическая безопасность образовательной среды «Школа без жестокости и насилия» Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Образовательная область «Безопасность» Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей
Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Образовательная среда образовательного учреждения Образовательная среда для нас – это… Компоненты, влияющие на развитие инициативы и базовых (творческих) способностей личности Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Основная образовательная программа гл ст. 8 Закона РФ «Об образовании» ...
Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Тематический план по организации детских проектов в образовательной области «Безопасность» Повысить уровень мотивации родителей к участию в совместной проектной деятельности Создание системы использования метода проектов с детьми и взрослыми в образовательной области «Безопасность» Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru «Электронная информационная образовательная среда школы – как эффективное условие оценки качества образования» Адамский А. И., научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Адамский А. И., научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика»
Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Радиационная безопасность человека и окружающей среды Обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности подразделений Южного Федерального университета в области радиоэкологии... Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Всемирный доклад юнеско «К обществам знаний» (2005 г.) Образовательная среда современной школы должна быть такой, в которой осуществление образовательной деятельности членами коллектива...
Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Образовательная среда мдоу «Детский сад №202», реализующего программы Создание комплексной социально-ориентированной программы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями (нарушениями слуха)... Угрозы психологической безопасности образовательной среды - student2.ru Среда обитания (понятие и определение) Среда обитания (понятие и определение) Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести

Роль адаптационных мероприятий в создании психологического комфорта образовательной среды для студентов первого года обучения.


Педагогический коллектив и администрация Тамбовского Областного Базового Медицинского Колледжа руководствуется в своей деятельности, относительно создания психологического комфорта для первокурсников, тщательно продуманными адаптационными мероприятиями, которые учитывают личностные, индивидуальные особенности студентов. 1-2 месяца – это время необходимое для привыкания студентов 1 курса к новым требованиям учебы, проживания, отличному от школьного режима дня.
Одним из существенных плюсов в организации педагогической работы является наличие единых требований, предъявляемых к студентам (внешний вид, форменная одежда, сменная обувь, своевременная отработка задолженностей и т. д.) Отсутствие согласованных требований между педагогами, администрацией, студенческим советом и родителями дезорганизует и не даёт положительного эффекта.
Ведущая роль в организации комфортных условий обучения и единства педагогического воздействия и помощи принадлежит классному руководителю. В его обязанности входит всесторонние изучения студентов группы, проведение анализа социальных анкет, выявление наклонностей, запросов, а также установление связей и контактов с родителями. Классный руководитель направляет свою учебно-воспитательную работу так, чтобы студенты и родители постоянно чувствовали поддержку и помощь в любых вопросах. В колледже проводятся еженедельные классные часы, родительские собрания, беседы с психологом по адаптации студентов нового набора, тестирование первокурсников. Психологи колледжа проводят социометрические исследования групп нового набора для определения лидеров и аутсайдеров группы, положения отдельных студентов в системе групповых взаимоотношений. Полученные данные влияют на выбор мер педагогического воздействия. Успех профессиональной помощи в адаптации зависит от педагогического, психологического такта преподавателя, приемов воздействий на студента, требующих хорошего знания возрастных и индивидуальных особенностей элементов семейной психологии и ценностей личности. Присущий юношескому возрасту нигилизм, отказ от помощи невольно подталкивает к совершению «ошибок молодости». Если искать формулу гуманистического подхода воспитания, то при наличии в числители самых разных компонентов в знаменатели обязательно будет искусство педагогического общения. Эмоционально идентифицировать себя со студентом вот истинный талант общения и высший уровень эмпатийной культуры.
Все эти мероприятия являются благодатной почвой создания здоровьесберегающей среды и комфортных условий обучения.

азместите кнопку на своём сайте:

Наши рекомендации