Лансье-разновидность кадрили
Происхождение из группы анг.контрдансов, во многом схоже с кадрилью. Появилась в Р. На 50-60 лет позже кадрили. В народе называли – «ланце, ланцо,ланчик» и др. эта пляска не получила широко распостранения, как кадриль, встречается с северной обл. России и Сибири. Исполнения - четное кол .пар,не менее 4,постороение квадратом,реже 2 линии.чаще всего 5 фигур(иногда 4,6),обязательно «шен», степенее чем русская кадриль
Отличия салонной франц. кадрили от русской народной кадрили:
5-6 фигур | От 3 до 14 и больше |
Названия фигур не емеют отношения к существу танца. Первые 4 фигуры называются по модным песенкам: «Панталоны», «Пастушка», «курица» и др. 5 фигура – финал, а 6 - «Тренис», по имени балетмейстера, сочинившего кадриль | Названия фигур ярко характеризуют с точки зрения хореографии или содержания, исходя из местных особенностей |
(таблица учить по желанию, необязательно)
Название фигур в русской кадрили:
- от характера пляски или движения: «задорная», «проходка», «дробить» «крутея», «вертея» и др.
- Отношения пляшущих между собой: «знакомство», «коситься», «девки нарасхват», «со второй», «с третьей» и др.
- Названия от рисунка танца: «звездочка», «воротца» и др.
- Названия песен: «подгорная», «сени», «я на горку шла» и др.
- От хороводов и игр во многие кадрили перешёл поцелуй, поэтому названия фигур: «поцелуйная», «казёнка», «прощальная» и др.
Особенности исполнения:
НАЧАЛО ФИГУРЫ ( все далее перечисления возможных вариантов исходят из областных особенностей места, где исполнялась кадриль)
-каждая фигура рус.кадрили отделяется от другой паузами, остановками в музыке и пляске
- юноша первой пары,а иногда специально выделенный заводила объявляет название или порядковый номер фигуры
- ведущий или заводила показывает начало фигуры взмахом платка,дробным ключом
- все участники хлопают в ладоши
- гармонист, баянист делает аккорд
- нумерация фигур: первая, вторая, третья и тд.
Часто окончание фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей.
КРУЖЕНИЕ В ПАРАХ. Во всех кадрилях много кружения в парах. Парни кружатся со своими, с чужими партнершами. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое происходит по движению часовой стрелки, а движение общего круга идет в обратном направлении.
ОКОНЧАНИЕ КАДРИЛИ. По окончанию кадрили участники благодарят своих партнерш поклоном, пожатием руки, одаривают конфетами, дарят косынки, ленты и др.подарки. Исполнителя благодарят гармониста и др.музыкантов поцелуем, пожатием руки, поклоном, похлопыванием по плечу.
ПОЦЕЛУЙ В КАДРИЛИ. Фигуры с поцелуями распространились в центральной России. Во время исполнения ведущий или гармонист выкрикивает: «целуемся», «кавалеры целуют дам», «казёнка гармонисту». Гармонист прекращает игру, пляска останавливается, парни целуют партнерш в щеку 1 раз, после поцелуя кадриль продолжается, фигура может прерываться несколько раз, целуются все одновременно или по парам.
ЧАСТУШКА. Появилась в конце 19 века, органично вошла в кадриль. Иногда сопровождала всю кадриль, но чаще отдельные фигуры. Все участники поют одновременно, или передают «эстафету».
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО. В некоторые фигуры вошли элементы одиночно пляса или перепляса, где участники показывают своё индивидуально мастерство (от этого названия фигур: «топотуха с переплясом», «Под барыню», и др. обычно это 2 фигура)
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КАДРИЛЕЙ – в особенности их манеры,стиля,характера исполнения. Кадриль чрезвычайна гибка и изменчива, каждый город и каждое село создавали кадриль со своими особенностями. Большинство кадрилей идет названия от названия города или деревни: «Шуйская», «Травинская» и тд.
Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяют 3 группы кадрилей: КВАДРАТНАЯ, ЛИНЕЙНАЯ, КРУГОВАЯ.
Название кадрили | Квадратная(угловая, по углам, на четыре стены) | Линейная(двухрядная) | Круговая |
Форма построения, количество пар | 4 пары – не больше и не меньше. стоят друг против друга по углам или по сторонам. | 2,4,6,8, и более пар. Исполнение 2 пары-«малая кадриль» и является самостоятельной своеобразной формой. Построение «улицей», пар может быть неограниченное кол-во, но в две линии. Часто на одной линии строятся парни, а на др.девушки | Чаще 4,6 реже 8 четное количество, очень редко 5,7, но не менее 4 |
Построения и переходы | По диагонали или крест-накрест. Пары меняются местами; все одновременно сходятся/ возвращаются на св.места | Каждая пара почти всегда пляшет с противоположной. Пары сходятся и расходятся одновременно; одна линия подходит к другой; через одну пару; | В основном по кругу ПРОТИВ часовой стрелки, в центр – обратно. Шаг простой, шаркающий, переменный в зависимости от традиции |
Области, где наиболее распространена данная форма | Московская, Тверская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Ульяновская | Архангельская, Вологодская, Костромская, Ярославская, Ленинградская, Новгородская, Астраханская обл. Урал,Сибирь. | Все области, но чаще Московская, Куйбышевская обл. Урал, Сибирь |
В некоторых кадрилях встречаются фигуры с двумя формами построения, но смешивание чаще внутри одной фигуры, реже смешиваются целые фигуры. Принадлежность определяется по начальной и конечной фигуре построения и большинству фигур.
Русская кадрильполюбилась молодежи за простое свободное общение между партнерами, свободное количество пар (от 2 до 16) . форма построения разнообразны сложны по композиции, учились плясать с 10-11 лет
Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.
Образ - это конкретный характер человека, его отношений,к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в его поведении, действиях средством хореографического искусства.
Хореографическое искусство в силу своих изобразительно-выразительных возможностей, более чем другой вид искусства далёк от реальной действительности. Балетмейстер сочинитель не может творить вне связи с действительностью, язык танца-прежде язык человеческих чувств. Развитие хореографического образа находится в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Создать хореографический образ, значит воплотить определённую идею. В образном танце техника одухотворяется. Образ слышимый должен соответствовать образ видимому. Через пластику зритель воспринимает замысел балетмейстера.
Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучением материалов. Для раскрытия хореографического образа балетмейстер должен в совершенстве владеть технологией, уметь пользоваться общими хореографическими приёмами и своими частными. Художественные приёмы помогают раскрыть выразительную природу танцевального образа.
Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла номера. Образ в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками. Всё должно быть в гармонии взаимодействия и не одна сторона не должна доминировать за счёт другой. Г1ример:(балет «Каменный цветок»)-балетмейстеру Ю.Григоровичу, помогла музыка Прокофьева, живописные костюмы, декорации Вирсаладзе. Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении веков шлифовала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникает система собственных хореографических движений.
Образ складывается из системы лейтмотив, который должен постоянно разрабатываться.
Сценический образ-это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. Пример: (К. Голейзовский ,ф. Лопухов-стали обогащать танцевальный язык и вводить элементы из худ. гимнастики, бытовой пластики. Лопухов в 1927 г. Балет «Ледяная дева» героиня делала шпагат, раньше в балете его не было).
Танцевальный образ рождается на основе использования всех разнородных компонентов пластического языка. Изобразительное начало в хореографии-это элемент пантомимы. Она служит непосредственным эмоциональным откликом на взаимодействие человека и окружающего мира.
Танцу больше присуща выразительная способность передавать тончайшее состояние человеческого духа.
Готовых рецептов в дозировке изобразительности и выразительности не существует. Мерилом будет только способность к сочинению творческой гармонии, талант, вкус хореографа.
Балетмейстер не должен стоять на одном месте, он должен постоянно обогащаться и развиваться.
Комплекс выразительных средств и приёмов для создания образа.
8) Приём комбинирования-сочетанме различных элементов на механическое их соединение, а сложное взаимодействие( хореографический материал, музыка, реквизит,свет,декорации и т.д.)
9) Л/щентщювка-преувеличение или преуменьшение . показать суть человека, на передний план выносятся особые характерные качества, явления.
Пример:(образ Спартака из балета «Спартак»),
10) Типизация- наиболее яркие черты, собирательный образ. Пример:(этюдная работа-бюрократ, подхалим).
11) Агглютинация-приём анализа и синтеза. Соединение в одном образе 2-ух. Пример(девушка-русапка, девушка-лебедь).
Этапы работы над хореографическим образом.
12) Выбор выразительных средств-поиск внешней формы, характеры, темперамент и т.д. в общем каждый исполнитель должен выполнять свою сценическую задачу.
13) Способы комбинирования-хореографический образ рождается как сплав выразительных элементов, приёмов и средств (желательно использовать приёмы контрастности).
14) Поиск композиционного решения- (основа хореографического образа- это текст сочинённый балетмейстером).
15) Поиск единого стиля
16) Использования различных художественных и хореографических приёмов.
Вывод: танец-это образ в движении и музыки, в танце мы видим не только рисунок и движение, но и чувства, которые испытывае