Введение. 1.2. Управление в командной и рыночной экономике 6
Содержание
Содержание 1
Введение 3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 4
1.1. Понятие «управление» 4
1.2. Управление в командной и рыночной экономике 6
1.2.1. Управление в командной экономике 6
1.2.2. Управление в рыночной экономике 8
1.3. Что такое менеджмент? 10
1.4.1. Роль менеджмента 13
1.4.2. Задачи менеджмента 14
1.5. Менеджмент как наука 16
1.6. Базовое понятие менеджмента - организация 17
1.6.1. Общая характеристика организации 17
1.6.2. Формальные и неформальные организации 19
1.7. Менеджер, его место и роль в организации 20
1.7.1. Сущность деятельности менеджера 20
1.7.2. Модель современного менеджера 25
1.8. Типы и виды менеджмента 29
1.9. Исходные положения менеджмента 35
1.9.1. Принципы менеджмента 35
1.10. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров 41
Глава 2 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА 53
2.1. Зарождение менеджмента. Школа научного управления 55
2.2. Административное управление (классическая школа) 62
2.3. Школа «человеческих отношений» 63
2.4, Другие направления и подходы 65
Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА 71
3.1 Внутренняя среда организации. Основные внутренние переменные 72
3.1.1. Цели организации, структура, задачи, технология, люди 72
3.1.2. Люди как внутренняя переменная 77
3.1.3. Саморазвитие личности как фактор делового успеха 86
3.2. Внешняя среда и ее воздействие на организацию 88
Глава 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 102
4.1. Цикл менеджмента 102
4.2. Планирование 104
4.2.1. Сущность и виды планирования 104
4.2.2. Модель стратегического менеджмента 110
4.3. Организация. Делегирование полномочий 121
4.3.1. Разработка структуры организации. Различные типы организационных структур 121
4.3.2. Делегирование полномочий 131
4.4. Мотивация 138
4.4.1. Понятие мотивации. Эволюция понимания проблемы мотивации 138
4.4.2. Теории мотивации 140
4.4.3. Использование мотивации в практике менеджмента 148
4.5. Контроль 155
4.5.1. Сущность, виды, этапы контроля 155
4.5.2. Поведенческие аспекты контроля 160
Глава 5 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 173
5.1. Какие бывают решения? 173
5.2. Процесс принятия решения 178
5.3. Эффективность решения. Принципы принятия решения 185
5.4. Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих проблем 189
Глава 6 РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ 198
6.1. Неформальные группы и управление ими 198
6.2. Лидерство, руководство, власть 203
6.3. Стиль руководства 208
6.4. Природа конфликта в организации 217
6.5. Стресс 228
Глава 7 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ 241
7,1 Коммуникации как связующие процесса управления 242
7.2. Психологические закономерности делового общения 253
7.3. Этика делового общения 267
7.4. Деловой этикет 280
7.5. Тактика делового общения 286
7.5.2. Как подготовить сообщение (выступление)? 292
7.5.3. Общение по телефону 294
Глава 8 298
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 298
8.1. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели 298
8.2. Факторы эффективности управления 300
Глава 9 КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 302
И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА 302
9.1. Эффективное поведение на рынке труда. Собеседование с работодателем 304
9.2. Как написать письмо работодателю 313
9.3. Техника телефонных переговоров 318
Образцы поисковых телефонных звонков 319
Введение
В нашей жизни постоянно происходят удивительно большие перемены. Они касаются социально-политической жизни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от командно-бюрократического руководства к демократии, от командной экономики — к социально ориентированной рыночной; отдельный человек превращается из «винтика» государственной машины в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.
Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент — управление в рыночных условиях.
Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Но в отличие от многих новых веяний менеджмент вознесся на волну популярности не благодаря моде на то, что приходит с Запада. Собственная значимость менеджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходимость его изучения, освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет.
Менеджмент — это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе науку; специализированный вид деятельности и опыт; методы и формы управления; инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством. Сегодня знание основ менеджмента становится необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого предприятия зависит не только от личности управляющего. Управление — процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий—управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менеджмента, с одной стороны, а с другой — различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. Надеемся, что данное учебное пособие внесет вклад в решение вышеуказанной задачи, а знание основ менеджмента будет способствовать профессиональному успеху, который немыслим без укрепления уверенности в собственных силах и возможностях, способности контролировать ситуацию и активного стремления к своей цели.
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1. Понятие «управление»
Успех в любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного успеха люди используют эффективное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях нашей жизни. Управляют автомобилями, машинами и другими техническими устройствами, страной, учебным процессом в колледже или ином учебном заведении, движением поездов и т.д. Управление многообразно. Можно выделить такие его виды:
• техническое (управление естественными и технологическими процессами, например обработкой деталей на станках);
• государственное (управление жизнью общества через различные институты — правовую систему, органы власти);
• идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий);
• негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, движением в защиту окружающей среды);
• хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.
Между всеми этими видами управления есть нечто общее. Это законы, принципы, правила. Их изучает наука об управлении, т.е. о деятельности людей, с помощью которой они добиваются поставленных целей. Деятельность эта осознанная, целенаправленная и представляет собой упорядочивание и подчинение своим интересам элементов внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники. Управленческая деятельность предполагает:
• цели;
• планирование;
• организацию;
• контроль.
Если же речь идет об управлении в социальных системах, то к этим элементам следует добавить мотивацию и коммуникации, ибо успех во многом будет зависеть от того, насколько люди будут заинтересованы в нем и какие отношения сложатся между ними.
Управленческая деятельность предполагает объект и субъект управления. Те элементы, на которые направлена деятельность, образуют объект управления. В социальных системах это отрасли, объединения, предприятия, организации, индивидуальная трудовая деятельность. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления. Им может быть отдельный человек или группа людей. Субъект управления организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей. Например, в колледже субъектами управления выступают Совет колледжа, директор, а объектом — дневное и заочное отделения, различные подразделения.
Следует отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности. Субъектами управленческой деятельности могут быть только живые люди. В нашем примере это руководители различных рангов и исполнители. Через субъектов управленческой деятельности реализуются управленческие отношения. Они выражают собой связи людей по организации совместной деятельности и выступают как составная часть одной из форм производственных отношений. Но если производственные отношения опосредуются движением сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., т.е. всего того, что является составной частью продукта, то управленческие отношения опосредуются информацией и основаны на выработке и реализации управленческих решений. Решения эти есть логико-мыслительные, эмоционально-психологические и организационно-правовые акты воздействия на управляемый объект. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями. Учитывая это, рассмотрим управление в разных типах экономических систем — централизованно планируемой и рыночной.