Психологическое консультирование: теория и практика. Виды, возможности и ограничения психологического консультирования
ПК - прикладная отрасль современной психологии. ПК - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Цели и задачиПК можно определять по-разному – в зависимости от подхода к ПК. Алешина основную цель ПК определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1) Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений. 2)Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3)Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. 4)Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Абрамова определяет целью ПК культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Главная задача психолога-консультанта - создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
1. Принципы ПК. ПК - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Принципы ПК: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту (Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента, стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.); ориентация на нормы и ценности клиента (психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым); осторожное отношение к советам (психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог — обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.); разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультиро-вания; анонимность (никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям).
2. Различия между ПК и психотерапией.1)Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. ПК стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем. 2)Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики. 3)Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии. 4)Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь. 5)Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений. 6)Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека. 7)Допустимость в ПК более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.
3. Беседа как основной метод ПК.Основной метод ПК – беседа, построенная определенным образом. Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи: 1)Терапевтическая беседа 2)Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез) 3)Автобиографическая беседа 4)Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) 5)Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта. Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста: 1. Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента (используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации). Приёмы поддержания беседы и контроля получаемой информации:1)Выяснение (использование уточняющих вопросов) 2)Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами) 3)Словесное отражение психологом чувств респондента 4)Резюмирование. 2. Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога( применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться).
4. Консультативный контакт.Определение и понимание сущности консультативного контакта не столь однозначны. Тем не менее можно выделить несколько уникальных черт, отражающих суть этого сложного явления: - эмоциональность (контакт возникает не столько на уровне понимания, сколько на уровне переживания, чувствования); - интенсивность (это искренние отношения, построенные на взаимном обмене переживаниями); - динамичность (консультативный контакт не есть что-то застывшее, неизменное); - конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствуют доверительности); - поддерживающий характер (постоянная поддержка со стороны консультанта создает у клиента чувство безопасности - отношений). Создание атмосферы доверия, терапевтического климата является основной задачей психолога на начальном этапе консультирования и зависит прежде всего от его личностных качеств и установок по отношению к клиенту и консультативному процессу. Для установления обоюдного доверия консультанту особенно необходимы качества, выделенные в 1951 г. К. Роджерсом: искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.
5. Основы индивидуального ПК. Индивидуальное ПК– это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Индивидуальное ПК помогает клиенту: 1)понимать, происходящее в своей жизни 2)принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни, изменять свое поведение, делать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение 3)преодолевать различного рода психологические проблемы (трудности, озабоченности), возникающие как в его общении с другими людьми, так и в его отношениях к самому себе 4)улучшать отношение к самому себе, повышать самооценку 5)реализовывать свой личностный потенциал. Индивидуальное ПК ориентировано на: - клинически здоровых людей; -здоровые стороны личности клиента; - настоящее, а не прошлое клиента; - краткосрочную психологическую помощь (до 10 встреч).
6. Основы группового ПК. Г. к. проводится в небольших группах — 7-10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на др. ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем. Ведущий, или руководитель группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов Г. к. и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о др. и урегулирования конфликтов. Различия между Г. к. и групп. психотер. в основном касаются состава группы, глубины ожидаемых личностных изменений ее членов и характера подготовки ее руководителя. Методы и процедуры, используемые в Г. к. и групп. терапии, весьма похожи. Фактически членами консультационной группы могут быть люди любого соц. происхождения и любой профессии, обычно попадающие в нормальный диапазон приспособляемости и способности справляться с жизненными ситуациями. Они присоединяются к группе, чтобы достичь более глубокого понимания себя как личности и развить свои личные потенции. Члены терапевтической группы выносят на обсуждение более серьезные личностные проблемы и могут иметь невротические симптомы или быть хроническими невротиками с ограниченной способностью справляться с жизненными проблемами.
7. Процедуры и техники ПК. 1)Постановка вопросов. Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. 2) Ободрение и успокаивание. Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. 3) Отражение содержания: перефразирование и обобщение, чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. При перефразировании надо помнить три простых правила: 1.Перефразируется основная мысль клиента. 2.Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя. 3.Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами. 4) Отражение чувств. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. 5) Паузы молчания. Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной.
8. Средства воздействия в ПК. Психологическое воздействие - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных). Вербальные средства воздействия - это слова. Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других - изменяя их смысл. К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов - все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их смысл. Виды психологического влияния. Убеждение - сознательное воздействие на другого человека с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения. Самопродвижение - открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, чтобы быть оцененном по достоинству, благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов (реальная демонстрация своих возможностей, предъявление своих сертификатов и дипломов). Внушение - сознательное воздействие на человека, направленное на изменение их состояния, отношение к чему- либо и т.д(личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров). Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку. Передаваться и усваиваться это состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т.д..) Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям). И т.д.
Проблема ограничений
Может показаться, что дискуссия по поводу четко установленных ограничений в терапевтической ситуации — это в чем-то искусственная и вовсе не обязательная процедура. Но это весьма далеко от истины. В каждой терапевтической ситуации есть свои ограничения, и терапевт-любитель, к своему огорчению, может обнаружить огромное их количество. Терапевт хочет быть источником помощи для ребенка в ситуации консультирования, хочет каким-то образом проявить свой интерес к подростку. Если ребенок просит подарить ему что-то, должен ли консультант идти на это? В какой момент он должен остановиться? Если ребенок хочет физической нежности, следует ли терапевту проявить ее? Если да, то необходимы ли тут ограничения? Если ребенок хочет, чтобы консультант заступился за него перед родителями или учителями, должен ли он это делать? Как часто? Один трудный подросток захотел понаблюдатьзаконсультантом в туалете. Разрешить ли ему это? Другими словами, в любой терапевтической ситуации — будь то взрослый или ребенок — клиент высказывает свои просьбы, выражает ожидания, по отношению к которым консультант должен занять определенную позицию. Любитель или недостаточно опытный консультант, имеющий вполне благие намерения, обеспокоенный тем, чтобы не обидеть клиента, склонен соглашаться со всеми этими требованиями, делать практически все, что клиент будет воспринимать как помощь. Он идет на это до тех пор, пока запросы, касающиеся времени, внимания, любви или ответственности, не возрастут до такой степени, что консультант уже будет не в состоянии их выполнить. Тогда его внимание или желание помочь переходит в отчуждение и антипатию. Он обвиняет своих клиентов и отвергает их. В результате клиент чувствует, что еще один человек предал его, что еще один человек, который выдавал себя за способного помочь, на самом деле не справился с этим. Клиент может ощутить острую, иногда не проходящую обиду из-за этой неумелой попытки консультирования.
Поэтому любая терапевтическая ситуация имеет свои ограничения. Единственный вопрос — четко ли определены эти границы, понятны ли они клиенту и помогают ли они в работе? Или же клиент в момент острой нужды вдруг неожиданно обнаруживает эти ограничения и воспринимает их как барьеры, воздвигнутые против него? Очевидно, что первый вариант предпочтительнее. Давайте рассмотрим, каковы самые общие формы подобных ограничений.
Ограничение ответственности. Одно из ограничений, которое консультант должен четко обозначить, — степень принимаемой на себя ответственности за проблемы и поведение клиента. Одна из самых распространенных проблем психотерапии и один из наиболее важных моментов стимулирования роста, если действовать конструктивно, — это настойчивое желание клиента, заключающееся в том, чтобы консультант взял на себя его проблемы.
Ограничение времени. Отдельного упоминания заслуживает вопрос временных ограничений. Временные ограничения для терапевтической ситуации, как и любые другие ограничения, нужны для того, чтобы снабдить ситуацию консультирования всеми разнообразными аспектами жизненной ситуации. Временные рамки задают произвольные человеческие ограничения, к которым клиент должен научиться приспосабливаться
Допустимые границы агрессивного поведения. Еще одно ограничение, касающееся исключительно игровой терапии с детьми, связано с возможным нанесением ущерба. Хотя ребенку предоставляется полная свобода действий для отыгрывания враждебности — в конкретной комнате с конкретными предметами — это не абсолютная свобода..
Допустимые пределы привязанности. Одно из самых важных ограничений в терапевтической ситуации — определение допустимой степени эмоциональной вовлеченности со стороны терапевта.
Значение ограничений для терапевта.В обсуждавшемся выше материале подчеркивалось, что ограничения обладают определенной значимостью для клиента. Однако можно также кратко упомянуть и о той помощи, которую они представляют для самого терапевта. Прежде всего они позволяют консультанту чувствовать себя более комфортно и действовать более эффективно. Они очерчивают рамки, внутри которых консультант может быть абсолютно свободным и естественным при взаимодействии с клиентом. Когда взаимодействие определено плохо, всегда существует вероятность того, что консультируемый может слишком многого требовать от консультанта. В результате консультант оказывается слабо защищенным, постоянно опасаясь, как бы его желание помочь не обернулось против него же самого. Но если он четко представляет себе границы своих обязанностей, он может отбросить свои защиты, быть более чутким к потребностям и чувствам клиента и может занять стабильную позицию, по отношению к которой клиент начнет менять себя.