Отличие менеджера от лидера

ВВЕДЕНИЕ

Безусловно, люди - самая большая ценность в любой организации, но в то же время, они наименее предсказуемы с точки зрения управления. Это справедливо как в отношении промышленных и торговых компаний, так и любой другой деятельности, независимо от того, связана ли она с получением прибыли или нет, относится ли к производству какого-либо товара или услуги, или к работе в правительстве. Именно люди являются фактором, определяющим целостный характер любой деятельности, а также фактором, определяющим ее эффективность.

Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях всё большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной и управленческой деятельностью. Эффективный руководитель должен представлять собой интерпретацию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень.

За последние годы в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.

Объектом изучения в данной работе был взят кирпичный завод ОАО «Крепость».

Предметом исследования является важная роль руководителя кирпичного завода ОАО «Крепость» Иванова В.И.

Проблема, рассматриваемая в работе, заключается в умении менеджера сочетать в себе управленческие и лидерские качества. Быть менеджером и быть лидером в организации – не одно и то же. У некоторых людей – настоящий талант к управленческой работе, но не хватает лидерских качеств. Другие обладают явными задатками лидера, но по различным причинам не способны стать успешными менеджерами. Каждый человек, желающий стать лидером и достичь успеха в сфере управленческой деятельности, должен обладать определенными качествами, позволяющими безупречно руководить персоналом, организовывать работу своих сотрудников так, чтобы она была максимально эффективна.

Цель работы состоит в том, чтобы показать и наглядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. Выявить основные черты менеджера в качестве лидера, указать направление их совершенствования.

Задачи исследования:

-изучить теоретические подходы и статистический материал,

-изложить точка зрения автора,

-сделать выводы,

-сформулировать предложения и рекомендации по решению данной проблемы.

Таким образом, вполне очевидно, что компании приводятся в движение не логикой или четкими установками для работы, а авторитетными людьми, которые способны вдохновить других работать как можно эффективнее, которые могут найти правильный подход к каждому из своих подчиненных и управляют не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, применяя к работе собственные умственные способности, трудовые навыки, инстинкты и эмоции. И каждый менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать таким авторитетным человеком в коллективе.

ГЛАВА 1: Теория об объекте и предмете исследования

1.1. Понятие «менеджер» в теории управления

Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его определение будет недостаточно полным.

Согласно бизнес-словарю, менеджер (от англ. «manager» - управлять)-
наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью. Менеджер выполняет общие функции управления -планирование, организацию, мотивацию , контроль и анализ, координация.

Менеджер (от англ. « to manage » - управлять), по О.С. Виханскому и А. И. Наумову - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Организация не может существовать без менеджеров, ибо они:

-Обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

-Проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

-Разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;

-Обеспечивают служение организации интересам тех лиц или учреждений, которые ее контролируют;

-Являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;

-Несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;

-Официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.

Таким образом, можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением талантливо и эффективно руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников.

Отличие менеджера от лидера

Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь».

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.

Отличие менеджера от лидера (по О.С. Виханскому, А. И. Наумову)

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует только доводы Использует как доводы, так и эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Уважаем Обожаем
Делает дело правильно Делает правильное дело

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Таким образом, очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Словом, не каждый менеджер является лидером, но каждый должен к этому стремиться. Лидерство может способствовать быстрому росту организации. И эта проблема должна изучаться не только в Вузах, но и на рабочих местах. Т.е. можно устраивать занятия с персоналом, где определять их склонность к лидерству, уровень их лидерства, а также проводить различные мероприятия, которые развивали бы эти качества у работни­ков.
Никогда не следует забывать, что лидерство - это помощник человека не только в работе, но и в жизни.

1.3. Кирпичный завод ОАО «Крепость»

Кирпичный завод «Крепость» начал свою деятельность по производству кирпича в 1938 году, в состав завода в то время входил один основной цех по производству кирпича.

В 60-е годы на заводе была произведена реконструкция сушильного отделения, внедрены автоматы многострунной резки кирпича, осуществлен перевод обжиговой печи с твердого топлива на газ, освоен выпуск эффективного кирпича.

В 70-80-е годы непрерывно совершенствовалась технология производства кирпича и проводилась реконструкция производства. Так, была осуществлена замена купольного свода кольцевой печи на съемный свод из теплозащитных экранов, механизирован процесс укладки кирпича в пакеты, садки и выставки из кольцевой печи и ряд других мероприятий, что позволило увеличить первоначальную мощность завода с 14 млн штук кирпича в год до 48 млн штук. Одновременно с развитием производства рядом с заводом строился жилой поселок и объекты соцкульбыта.

В 1684 на базе действующего завода начато и в 1986 году закончено строительство нового цеха по производству кирпича.

В 1992 году кирпичный завод «Крепость» преобразован в открытое акционерное общество.

Кроме основных цехов, завод имеет технически оснащенные ремонтные службы: ремонтно-механический цех, электроцех, ремонтно-строительный цех, а также погрузочно-разгрузочный участок, гараж, горный цех, котельную, участок по изготовлению огнеупорных изделий.

На балансе предприятия находятся объекты соцкультбыта: центр творчества и досуга, спортивно-оздоровительный комплекс.

Основным видом деятельности ОАО «Крепость» является выпуск строительного кирпича и железобетонных изделий. В настоящее время завод выпускает следующие виды кирпича

- кирпич керамический лицевой и рядовой пустотелый;
- кирпич керамический полнотелый;
- кирпич керамический фасонный лицевой;
- кирпич керамический глазурованный;
- кирпич керамический объемного окрашивания («Сахара», «Шоколад», «Осенний лист», «Карамель», «Белый город»);
- плиты перекрытия стендовые;
- фундаментные блоки;
- бортовой камень;
- товарный бетон.

Сочетание европейской технологии, современного оборудования, экологически чистого сырья, а также опыта квалифицированных специалистов, позволяет получать высококачественные строительные материалы. Вся продукция предприятия сертифицирована по ГОСТу, ведется постоянный контроль качества выпускаемой продукции. Выпускаемая заводом продукция используется как в промышленном, так и в гражданском строительстве. Все это позволяет кирпичному заводу ОАО «Крепость» успешно конкурировать с ведущими российскими производителями кирпича.

Собственная сырьевая база и полный технологический цикл позволяют кирпичному заводу ОАО «Крепость» снизить стоимость строительных материалов, что является одним из главных конкурентных преимуществ предприятия. Продукция завода пользуется большим спросом у потребителей. География поставок обширна: от Норильска до Казахстана, от Москвы до Хабаровска.

Кирпичный завод ОАО «Крепость» осуществляет благотворительную деятельность, оказывая безвозмездную помощь дошкольным учреждениям, детским домам, муниципальным предприятиям, религиозным организациям и многим другим.

В 2005 году начато и в 2006 году завершено строительство 60-ти квартирного жилого дома для работников завода по программе «Доступное жилье».

ОАО «Крепость» ежегодно принимает участие в различных выставках и смотрах-конкурсах, занимая призовые места. На данный момент генеральным директором ОАО «Крепость» является Иванов В.И..

Итак, получается, что в большей степени завод является достаточно хорошо развивающимся предприятием, но для более успешного развития ему не хватает продуктивной лидерской работы руководителя.

1.4. Особенности управления на кирпичном заводе ОАО «Крепость»

Управлением завода занимается генеральный директор Иванов В.И., являющийся менеджером высшего звена. Руководители высшего звена - самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализации стратегии организации, за принятие особо важных для неё решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы очень большой, а темп деятельности напряжённый. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Руководитель (менеджер) – всегда важное звено в организации. Руководство представляет собой формы взаимодействия индивида с окружающим миром, которые зависят от ряда факторов: системного, индивидуального и социального характера. Некоторая часть факторов поведенческого руководства имеет индивидуальную окраску, то есть, так или иначе связана со свойствами личности.

Власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих людей с целью подчинения их своей воле. В процессе установления власти менеджера над своей структурой ( где он является руководителем), необходимо соблюдать баланс власти: излишняя властность, подавление инициативы, подавление свобод инициирует уход наиболее квалифицированных и уверенных в себе работников, притом, возможно, и, к конкурентам, а также не стимулирует наиболее эффективную работу (т.к. творческая инициатива подавляется). Низкий же уровень власти со стороны Иванова В.И. приводит к потере контроля над персоналом, что может привести как к снижению стимулов для работы, так и откровенному невыполнению персоналом своих обязанностей, некачественному выполнению, злоупотреблениям, на которые начальство «закрывает глаза», что негативно отразиться на работе фирмы.

Итак, процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Рассмотренный кирпичный завод ОАО «Крепость» специализируется на продаже кирпича. Высшим руководителем является Иванов В.И.. Стиль руководства на заводе либеральный или демократический.

1.5. Проблемы роли менеджера-лидера на примере кирпичного завода ОАО «Крепость»

• В истории выделяются три парадигмы управления – “через власть над другими”, “через организацию других”, “через организацию руководителем своей деятельности”

• Руководитель по характеру деятельности приближается к специалисту

• Автоматизация деятельности руководителя возможна, более того, именно с нее начинается автоматизация предприятия .

Сегодня в практике любого руководителя имеются трудности, определяемые не его субъективными качествами или конкретной ситуацией, а носящие принципиальный характер. Генеральный директор ОАО «Крепость» тоже столкнулся с этими трудностями. Эти трудности универсальны и характерны для сложившейся в современном мире парадигмы управления. Для изменения такого положения недостаточно отдельных улучшений в области менеджмента, необходим поиск новых подходов. Ограничивая предмет управления рамками деятельности руководителя, необходимо предпринять попытку построить концепцию управления, снимающую принципиальные трудности в его практике.

Считается, что руководитель обязан понимать всех, а его проблемы не должны интересовать никого. Такое положение, с одной стороны, заложено сегодня в профессиональную культуру подчиненных, с другой, часто и сами руководители считают, что их проблемы – табу для персонала. Однако на практике возникают многочисленные ситуации, требующие от подчиненных инициативных, творческих действий, выходящих за рамки формальных обязанностей и ориентированных на проблемы предприятия в целом.

Чрезмерная загруженность руководителя текущей, оперативной работой не позволяет ему уделять должное внимание важнейшим перспективным вопросам управления. В то же время многие из руководителей не вполне понимают, чем они могли бы наполнить свой трудовой день при освобождении их от “текучки”.

Таким образом, нередко единственным способом управления у руководителя ОАО «Крепость» Иванова В.И. остается “грохнуть кулаком по столу”. И это не следствие его человеческой слабости, "невменяемости" подчиненных, специфики предприятия или ситуации, а традиционная "загнанность в угол" самого руководителя. В таком тупике оказываются все первые лица. Сегодня руководитель – единственная профессия, где очень велик риск перейти границу нравственности. Как следствие, эта профессия оказывается связанной с разрушением личности подчиненных и самого руководителя

ГЛАВА 2. Исследование лидерских качеств руководителя кирпичного завода ОАО «Крепость»

2.1. Подготовка и проведение исследования

Для более полной оценки существующей ситуации и выявления основных недостатков лидерских качеств руководителя кирпичного завода ОАО «Крепость» был проведен опрос сотрудников, заключавшийся в заполнении опросных листов.

1. В опросе смогли поучаствовать 82 работника кирпичного завода ОАО «Крепость». Автором был разработан опросный лист из 14 предложенных качеств руководителя! Опросный лист содержит наименование качества руководителя и процентное соотношение того, присущи ли ему данные качества или нет.

2. Тестирование руководителя завода.

3. Личные наблюдения

Таким образом, проблемы менеджера в качестве лидера представляет собой большие пробелы в подходе руководителя ОАО «Крепость» к своей должности.

Результаты исследования

Опрос

Среди работников кирпичного завода ОАО «Крепость» автором был проведен опрос такого содержания:

Качества «+» (%) «-» (%)
Уважение в коллективе
Авторитет
Умение делегировать полномочия
Умение четко ставить задачи
Самопознание
Аналитическое мышление
Знания
Работа в коллективе
Ораторское искусство
Способность к инновациям
Справедливость
Саморазвитие
Опыт в управленческой деятельности
Умение управлять своим временем

Таким образом, мы видим, что наиболее проблемными качествами руководителя кирпичного завода ОАО «Крепость» являются именно лидерские качества.

Тестирование

Так же автором было предложено руководителю кирпичного завода ОАО «Крепость» тестирование по методике «Лидер» (Приложение 1). Тестирование в первую очередь было направлено на выявление того, обладает ли руководитель данного завода лидерскими качествами.

Таким образом, после подсчета результатов стало ясно, что лидерские качества у руководителя кирпичного завода выражены средне.

Вывод по разделу. Таким образом, из полученных данных видно, что результаты опроса и результаты тестирования не противоречат друг другу. Руководителю кирпичного завода ОАО «Крепость» следует задуматься над развитием в себе лидерских качеств.

Анализ результатов

Согласно полученных результатов, на исследуемом предприятии руководитель является в большей степени просто менеджером, чем лидером.

Итак, на основании анализа результатов можно сделать следующие выводы, что наиболее проблемными качествами для руководителя кирпичного завода ОАО «Крепость»

1. Уважение в коллективе;

2. Авторитет;

3. Работа в коллективе;

4. Способность к инновациям;

5. Саморазвитие;

6. Умение управлять своим временем

Таким образом, проблемы руководителя в ОАО «Крепость» представляют собой совокупность приоритетных лидерских качеств, которыми должен обладать преуспевающий менеджер.


Наши рекомендации