Человек, индивид, личность
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Личность — существо биологического вида Homo sapiens.
Человек — представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.
Талант — специфические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных.
Индивид — совокупность социальных свойств человека, включенного в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивидуальность — осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
Воспитание — человек, способный к активной социальной деятельности.
Модальная личность — принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
Социальный субъект — человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества; тип личности, наиболее распространенный на данной территории в данный момент времени.
Самосознание — процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.
Нормативная (базисная) личность — устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Социальные отношения — индивидуально-психические качества человека* позволяющие успешно приобретать знания, умения и навыки.
Социализация — ярко выраженные способности.
Самовоспитание — талантливый человек, постоянно развивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.
Способности — процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
Гений — процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.
Задание 2. Допишите недостающие понятия.
1. В социологии выделяются такие виды личности, как:
· модальная личность;
· ………………………..;
2. На оформление личности оказывают влияние такие факторы, как:
· ………………………..;
· воспитание;
· ………………………..;
· ………………………. .
3. Выделяют две составляющие социальной среды:
· ………………………..;
· макросреда;
4. Социальные отношения включают в себя два уровня:
· ………………………...;
· психологический;
5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:
· начальная социализация;
· …………………………;
6. Существуют две стороны воспитания:
· …………………………;
· стихийное усвоение правил поведения.
Задание 3. Прочитайте высказывания, характеризующие способности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо?
В.А.Обручев: «Способности, как и мускулы» растут при тренировке».
Д. И, Менделеев: « Нот без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».
Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».
Дж.Милль: «Выдающиеся способности и глубокое изучение бессмысленны, если время от времени они не приводят к заключениям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обыкновенными способностями и без изучения».
В. Вейтлинг: «Средства, служащие к удовлетворению страстей, называют способностями, а применение способностей — это механическая и духовная работа человека.
Таким образом, способности являются естественными границами страстей, потому что они доставляют средства для удовлетворения страстей. Чтобы побудить организм к деятельности, природа вложила все свои чары во вкушение наслаждений и ими воздействует на чувства человека. Чувства возбуждают страсти, страсти — способности, а способности вызывают деятельность человека, плоды этой деятельности снова претворяются в наслаждения, к которым быстро примешивается раздражение чувств, а чувства возбуждают страсти.
Таким образом, страсти являются пружинами, приводящими в действие весь организм, а для того чтобы они не ослабевали, природа устроила так, что чем больше развиваются и совершенствуются способности человека, тем сильнее становятся его страсти».
JI.Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».
И.В.Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант».
М. Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энергии».
Т.Карлейлъ: «Гениальность — это прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе».
Г.Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности».
К.Гуцков: «Гений прокладывает след, а талант идет по нему, но идет по-своему».
Новалис: «Гений есть как бы душа души; это есть соотношение между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека».
А.Шопенгауэр: «Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».
Задание 4. Прочитайте высказывания о воспитании. Какие качества отличают воспитанного человека? Почему воспитание необходимо для социализации и формирования личности?
Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».
«Домострой»: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покои и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь в душу свою».
Д.Карнеги. «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой».
Дж.Локк. «В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью».
К.Виланд. «Дети, правда, должны, пока они дети, быть руководимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, чтобы они не всегда оставались детьми».
А. Л. Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
С.Н.Паркинсон: «Наши попытки поучать малышей и подростков приводят к одному: в конце концов, мы сами скатываемся на доступный им уровень понимания. Они набираются ума-разума, а мы его теряем».
Р.Оуэн: «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания»; «Человеческая природа, — за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, — везде одна и та же. Она без исключений всюду пластична, и с помощью разумного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса».
Г.Гегель: «В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство»; «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей».
Ф.А.Дистервег: «Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».
И.Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы»; «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями»; «Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание».
К.Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».
А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Задание 5.Прочитайте отрывок. На какие проблемы взаимоотношений родителей и детей указывает автор? Как они связаны с процессом воспитания?
«...Что жизнь — театр, замечено давно. Семейная жизнь очень часто —театр кукольный: дети — Куклы, родители — кукловоды. Иногда они меняются ролями... Не только кукловоды, но и куклы в этом театре — всегда живые люди. В искусных руках кукла послушно смеется и плачет, по ее щекам текут не глицериновые слезы...
Послушный и покладистый ребенок — мечта родителей. Однако есть разница между послушностью и эмоциональным рабством, психологической зависимостью, возникающей, когда основой взаимоотношений в семье служат не защита, поддержка, сочувствие и любовь, но использование чувств другого для безраздельного подчинения себе близких, манипулирования ими» (Е.Вроно. Несчастливые дети — трудные родители).