Ценностные ориентации личности
Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, показателем её сформированности. Не случайно различные аспекты ценностных ориентаций являются предметом изучения философии, социологии, психологии, педагогики.
Проблема ценностных ориентаций имеет длительную историю исследования. Джон Девис считает, что уже Аристотелю было что сказать о содержании данной категории.
Наиболее последовательно это понятие начало изучаться в зарубежной психологии со второй половины ХIХ века. Основоположником этих исследований является Г. Спенсер, который уже в 1862 году писал, что в понятии правильных суждений по спорному вопросу многое зависит от позиции ума, которую мы сохраняем в то время, когда слушаем и принимает участие в споре.
Г. Спенсер положил начало концепции моторных аттитюдов. Основываясь на этой теории, ученые Ланге, Мюстенберг, Ферре стали изучать не только моторные реакции, но и внимание, память, мышление. Наиболее активно экспериментальные исследования проводились в Германии. Однако сам термин «аттитюд» немецкими учеными не использовался, его заменяло множество синонимов.
Термин «аттитюд» был предложен У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»
(1918–1920). На русский язык «аттитюд» переводят как «социальную установку» или же принимают беспереводно с английского «аттитюд». Под данным термином в зарубежной социальной психологии понимают внутреннюю позицию человека, готовность действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом. У. Томас и Ф. Знанецкий определяли аттитюд как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Ценность, по мнению этих авторов, обычно является социальной по природе, т.е. является «объектом уважения со стороны социализированных людей». Они определяют социальные ценности как любую данную величину, имеющую эмпирическое содержание, доступное членам некой социальной группы, и значение, относительно которого она есть или может быть объектом активности.
В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого социальная установка впервые была обозначена как общее состояние субъекта, обращенное на ценности.
В 20–30-е годы отмечался резкий подъем в исследовании аттитюда. Появляется несколько самостоятельных направлений в изучении данной проблемы. Так, Г. Олпорт в 1935 г. насчитал
17 вариантов этого понятия. Проанализировав их, он выделил моменты, общие для всех исследователей: аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Он установил зависимость аттитюда от предыдущего опыта и отметил его важную регулятивную роль.
Интересен подход к данной проблеме Т. Парсонса
(1902–1979). В своей теории действия он выделял такие основные понятия, как ситуация, деятель и ориентация. Т. Парсонс делит ориентации деятеля на мотивационную и ценностные ориентации. Знание содержания ценностных ориентаций позволяет объяснять и прогнозировать поведение людей, т.е. осуществлять социальный контроль, который в свою очередь, по-мнению Т. Парсонса, позволит добиться: во-первых, социализации человека, в результате которой он приобретает ориентацию, необходимую для нормальной жизнедеятельности в социальной системе, и, во-вторых, развить процессы, которые предотвращали бы условия, порождающие отклоняющееся поведение. Все это поможет обществу управлять поведением отдельных людей.
Дальнейшие экспериментальные исследования выявили три компонента аттитюда:
1) когнитивный;
2) аффективный;
3) поведенческий.
Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта аттитюда. Он включает мнения и убеждения, которых человек придерживается относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют ему судить о том, что является истинным, а что ложным. Аффективный компонент представляет собой положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают аттитюду эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое человек собирается совершить. Поведенческий компонент представляет реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.
Исходя из этих компонентов, были выделены четыре функции аттитюда:
1) приспособительная (адаптивная, утилитарная), где аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
2) функция знания, здесь аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения ценности, саморегуляции – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты, способствующая разрешению внутренних конфликтов личности.
Однако многие вопросы по данной проблеме оставались без ответа. Особые затруднения были вызваны экспериментом Ла Пьера. Он обнаружил два уровня поведения. На первом уровне наблюдаемое поведение выражалось следующим образом. Ла Пьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по южным штатам США и посетил 252 отеля, где их обслуживали в гостиницах, ресторанах в соответствии с принятыми стандартами сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Ла Пьера и его учеников-китайцев не было обнаружено.
После завершения путешествия Ла Пьер обратился письменно в те отели, где он встретил нормальный прием. Второй уровень поведения выразился в том, что на запрос, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух студентов-китайцев, получил отказ в обслуживании «цветных». Расхождение в поведении, с одной стороны, обеспечивающее поведение с помощью положительного аттитюда, а с другой стороны – с помощью отрицательного аттитюда, получило название «парадокс Ла Пьера».
Многие психологи усомнились в регулятивной роли аттитюдов. И только когда появились соответствующие теоретические представления и экспериментальные методики, позволяющие объяснить «парадокс Ла Пьера», в зарубежной психологии вновь повысился интерес к данной проблеме. Особую роль при этом сыграли эксперименты М. Рокича. Помимо трехкомпонентной структуры, он выделил «объектные» и «ситуационные» социальные установки. Первые являются аттитюдами по поводу объектов действий (отрицательное отношение к китайцам), а вторые – по способу действий (хорошее обслуживание всех клиентов). Другое объяснение «парадоксу Ла Пьера» предлагают Д. Катц и И. Стотленд. В зависимости от ситуации по-разному проявляются различные стороны аттитюда: то когнитивный, то аффективный компонент. Результат поэтому будет различный.
В отечественной психологии выделяется несколько основных подходов к рассмотрению понятия «ценностные ориентации». Б.В. Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей: ценности, в его представлении, это своеобразные «маяки», которые позволяют выделить в потоке информации то, что наиболее значимо в жизнедеятельности человека как в позитивном, так и в негативном смысле. То есть под ценностью понимается значимость предмета или явления действительности для человека, а под ценностными ориентациями – выбор определенных ценностей. Придерживаясь ориентиров, человек сохраняет определенную внутреннюю последовательность своего поведения.
Рассматривают ценностную ориентацию как ориентацию на существующие в обществе ценности и другие исследователи. Так, И.С. Кон пишет: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями». Такая трактовка ценностных ориентаций не раскрывает их сущность. Ориентироваться можно на обширный круг ценностей, в то время как ценностными ориентациями становятся лишь осознанные ценности, которые вошли во внутреннюю структуру личности.
Некоторые ученые соотносят понятие ценностных ориентаций с понятием направленности. Так, Б.Г. Ананьев характеризует ценностные ориентации как «направленность на те или иные ценности». Направленность характеризует личность через её социальную и нравственную ценность и проявляется в интересах, мировоззрениях, убеждениях. К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова исходят из равнозначности понятий ценностных ориентаций и направленности. Сопоставления ценностных ориентаций с индивидуально-типологическими особенностями личности дало основание этим авторам говорить о синдроме ценностных ориентаций, включающем в себя основные свойства личности, характеризующие тип направленности. Однако ценностные ориентации не сводимы к направленности. Понятие направленности личности является более широким, родовым. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности. Через направленность личности ценностные ориентации находят свое реальное выражение.
Понятие установки
Многие исследователи связывают понятие ценностных ориентаций с понятием «установки». Так, в первых исследованиях В.А. Ядова понятие ценностных ориентаций определялось как система установок личности на те или другие ценности общества. Со временем он конкретизировал понятие ценностных ориентаций, стал рассматривать их как особый вид социальных базовых установок, формирующихся на основе высших социальных потребностей и проявляющихся в деятельности человека. В своей диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядов выделил четыре уровня:
1. Первый уровень – элементарные фиксированные установки (по Д.Н. Узнадзе), их формирование происходит на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.
2. Второй уровень – это уже сложные социальные диспозиции, формирующиеся на основе потребности человека в общении в малой группе, и ситуации деятельности в этой группе. Диспозиции этого уровня соответствуют фиксированным социальным установкам, аттитюдам или отношению (по В.Н. Мясищеву). Данные социальные установки содержат когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, они подразделяются на «объектные» и «ситуационные».
3. Третий уровень диспозиций – общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности. Они направляют личности на какую-то определенную сферу деятельности: по специальности, в быту, досуге. Общая направленность интересов имеет трехкомпонентную структуру, но в ней уже проявляется отношение не к отдельному объекту, а к значимым социальным областям.
4. Четвертый уровень в системе диспозиций занимают ценностные ориентации. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях.
Рассматривают ценностные ориентации в рамках теории установки и представители школы Д.Н. Узнадзе. Категории установки и ценностных ориентаций находятся в сложной взаимосвязи. Ценностные ориентации имеют не только индивидуальный, но и общесоциальный уровень, а категория установки используется только при анализе личностного и микрогруппового поведения. В то же время не подлежит сомнению взаимосвязь установки и ценностной ориентации, т.к. последняя воздействует фактически на все стороны человеческой психики: от познавательной деятельности до мотивации каждого поступка человека, из которых складывается его поведение. С другой стороны, каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, поэтому индивидуальные установки неизбежно проявляют себя в интерпретациях ценностных ориентаций, характерных для общества в целом.
Существует определение ценностных ориентаций как отношения к ценности. Так, А.Г. Здравомыслов (1986) пишет: «Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных, духовных благ, идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели, средства для удовлетворения потребности, жизнедеятельности личности». В данном определении происходит смешение таких понятий, как «ценностные ориентации» и «ценностное отношение».
Существуют и объединяющие подходы. В.В. Водзинская рассматривает ценностные ориентации и как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, и как систему установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. С её позицией соглашаются О.И. Зотова и М.И. Бобнева, они также трактуют ценностные ориентации одновременно с позиции отношения и установки. Л.Х. Дживанян, И.П. Араксян определяют ценностные ориентации одновременно через понятие установки и через понятие выбора. «Установка субъекта на выбор тех или иных целей, ценностей общества есть, на наш взгляд, не что иное, как ценностные ориентации».
Итак, существует множество различных подходов к пониманию ценностных ориентаций. Действительно, понятие ценностных ориентаций близко к таким категориям, как «установка», «отношение», «направленность». Однако это самостоятельная категория, находящаяся с вышеназванными в сложной взаимосвязи. Представляется наиболее точным рассматривать ценностные ориентации как способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуального развития. Как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального; мыслей, чувств и практического поведения. В проведенных под руководством В.А. Ядова исследованиях был сделан вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения. То есть функциональное значение ценностных ориентаций проявляется в регулировании деятельности.
Однако ценностные ориентации в отличие от социальных установок могут не проявляться в действии, а лишь свидетельствовать о предпочтении того или иного вида деятельности, его потенциальном мотиве. Опосредующим звеном между ценностными ориентациями и поведением, по мнению большинства исследователей, являются мотивы. Внутренний выбор того или иного поступка, его мотивация во многом зависит от тех ценностных ориентаций, которые характерны для личности. Они раскрывают причину не отдельного поступка, а последовательной их совокупности. Ценностные ориентации определяют цели и средства деятельности в целом. Они регулируют деятельность личности в наиболее значимых для нее ситуациях.
Ценностные ориентации существенно влияют на восприятие человеком окружающей среды. Они направляют его (что замечает субъект, что предпочитает в данных условиях). Ценностные ориентации систематизируют мысли, чувства, создают русло для хода всех наших размышлений, определяют выбор средств деятельности.
В ценностных ориентациях отражаются представления человека о самом себе, т.е. они являются необходимым элементом самосознания личности. В связи с этим представляются интересными исследования в области самосознания личности, выделившие показатель силы «Я» – меру совпадения идеального «Я» (система представлений личности, какой ей хотелось бы себя видеть) и реального «Я» (какой личность видит себя в данный момент). Значительный разрыв между реальным и идеальным «Я» резко ослабляет поведенческий компонент ценностных ориентаций. Сильное «Я» видит окружающую среду более реалистично, более верно оценивает свои возможности и действует конструктивнее, чем слабое «Я».
Посредством системы ценностных ориентиров человек судит не только о своих прежних поступках, но и избирает вариант действия. Действенная функция ценностных ориентаций больше всего проявляется в выборе будущего поведения. Как отмечает В.В. Давыдов (1930–1998), «… человек строит свои действия в зависимости от того, что лишь может случиться в будущем – будущем, которого еще нет!». Ценностные ориентации являются основой возможного будущего, которое опосредует настоящую деятельность человека, так как если человек называет нечто добром, то он не только подтверждает определенный факт, но и выражает желание, чтобы это явление было и впредь, если оно уже есть, или чтобы оно появилось, если отсутствует. Поэтому ценностные ориентации являются указанием для будущего.