Образ Домби в романе Диккенса «Домби и сын». проблема финала романа
«Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт»— таково полное название романа Диккенса. В нем рассказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смерти его первой жены и об уходе из дома второй — красавицы Эдит. Но это не «семейный роман», потому что с его страниц встает сама Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейные отношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь показана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и явлениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее автором. Если свои прежние романы Диккенс строил как цепь сменяющихся эпизодов, то в «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности. Таким идейно-художественным центром романа становится фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы которого влияют на судьбы других людей. Он и сам ощущает себя ! центром вселенной. Впрочем, речь здесь идет не столько о Домби, сколько о фирме «Домби и сын». И это не случайно. В своих близких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покорных служителей фирмы. Он и сам уже давно перестал быть человеком, а превратился в деловой механизм. Если что-то и способно пробудить его интерес, то это — деньги. Лишь богатство способен он ценить и уважать. Домби лишен внутреннего тепла, он источает холод. В его мрачном доме царит атмосфера леденящего холода. Используя прием гиперболы, Диккенс с присущим ему мастерством развивает тему «холода», раскрывая суть такого явления, как Домби. Это типично английский буржуа с присущим ему снобизмом, стремлением проникнуть в аристократическую среду, презрительно относящийся ко всем, стоящим ниже его на общественной лестнице. Он самоуверен и чопорен. Домби не замечает страданий и слез своей дочери. Он относится к Флоренс как к «фальшивой монете, которую нельзя вложить в дело». В его окаменевшем сердце не получают отклика обращенные к нему слова, в нем «не было ни намека на нежность или жалость. Не было ни проблеска интереса, отцовского признания или сочувствия». В своем маленьком сыне он не видит ребенка. Для него Поль — наследник и продолжатель «дела». Слабый и нежный ребенок, нуждающийся в заботе и ласке, разлучен с любящей его Флоренс и определен в пансион «превосходной людоедки» миссис Пипчин, а потом в школу чудовищного мистера Блимбера. Поль погибает. Уходит из дома Домби его жена Эдит, чью любовь, покорность и преданность, чью красоту он надеялся приобрести за деньги. Гордая Эдит не пожелала стать жертвой торговой сделки. Дом отца покидает и Флоренс. Уверенность Домби в несокрушимости его могущества ру-' шится. Он остается в одиночестве. Нравственно-эстетический идеал Диккенса связан с людьми, противостоящими миру Домби и «имеющими сердце». Это кочегар Тудл — «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби», его жена миссис Тудл, капитан Катл, Уолтер Гей, горничная Сьюзен Ниппе,р, Сол Джиле, нелепый, смешной и бесконечно добрый мистер Туте. В среде этих людей, которым чужда алчность, но свойственно чувство собственного достоинства, доброта и отзывчивость, Флоренс находит приют и понимание. А те, кто «не имеет сердца» или подавляет в себе его порывы, противостоят Флоренс и ее окружению. Это майор Бегсток, миссис Пипчин, Каркер и Блимбер, миссис Чик. Мир Домби противопоставлен в романе миру простых людей. Это имеет вполне определенный социальный смысл, и вместе с тем такое противопоставление основано на свойственном Диккенсу представлении о прекрасном как о единстве правды, добра и любви. Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в себе черты социального и эстетического идеала писателя. Роман имеет счастливую концовку. Домби становится любящим отцом и добрым дедушкой. Насколько убедителен такой финал? Закономерно ли такое превращение? Вряд ли. Но, исходя из общей концепции творчества Диккенса в период создания романа «Домби и сын», он объясним. В предисловии ко второму изданию книги Диккенс писал о неоднозначности характера Домби: «В мистере Домби не происходит никакой резкой перемены ни в этой книге, ни в жизни. Чувство собственной несправедливости живет в нем все время». Характер Домби лишен одноплановости. Домби эгоистичен и одинок, он горд и жесток, но его страдания, связанные с потерей Поля, велики, а неизбежность возмездия, которое постигнет его, предсказана задолго до развязки. Предсказание прядущего звучит в словах, звучащим лейтмотивом в тексте романа: «Ему суждено вспомнить об этом в той самой комнате в грядущие годы. Дождь, льющий по крыше, ветер, стонущий снаружи, быть может, предвещали это своим на ланхолическим шумом. Ему суждено вспомнить об этом...» В романс «Домби и сын» выражена мысль о том, что развивающаяся буржуазная «механическая» цивилизация убивает человечность. Антигуманный характер общества, основанного на власти золота, проявлятся в эгоизме Домби, жестокости и лицемерии Каркера, в бездушии миссис Чик. Понимая неотвратимость происходящих перемен, Диккенс создает вместе с тем зловещий образ железной дороги и мчащегося по ней поезда — торжествующего чудовища, несущего смерть.В романе «Домби и сын» могучая сила творческого воображения писателя соединилась с художественным анализом жизни современного ему общества, романтический полет фантазии слился с мощной силой реалистического изображения действительности.
37 Традиции жанра романа воспитания в «Жизни Дэвида Копперфильда, рассказанной им самим». Автобиографический характер имеет роман «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1850). Он написан в форме жизнеописания, повествование ведется от лица рассказчика. Многие эпизоды воспроизводят события жизни Диккенса, и все же эта книга —не автобиография. Это роман о становлении писателя, о формировании его личности. По сравнению с прежними произведениями, Диккенс стремится показать характер героя в его развитии, представить жизнь в ее постоянном движении, которое он сравнивает с вечно струящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства к юности и годам зрелости. Герой романа, пройдя через многие испытания, не разочаровывается в жизни. Он сохраняет нравственную чистоту, доброту и отзывчивость сердца, веру в людей, что отличает его от молодых людей — героев Стенда ля, Бальзака и многих других современников Диккенса.
38. Смысл названия романа Диккенса «Большие надежды». Образ Пипа. Тема джентельменства в романе.
Своеобразие творчества позднего Диккенса с особой силой проявилось в романе «Большие надежды». Здесь рассказана история жизни и крушения надежд молодого человека Филипа Пиррипа, прозванного в детстве «Пип». От его лица и ведется повествование. Деревенский мальчик-сирота благодаря помощи беглого каторжника Мэгвича становится обеспеченным лондонским джентльменом. Однако деньги, окрашенные кровью и отмеченные печатью преступления, как со временем убеждается в этом Пип, не могут принести счастья. Ожиданиям героя не суждено сбыться. Крушение надежд Пипа обосновывается глубоко. Дело не только в том, что его покровителем оказывается такой человек, как Мэгиич. Причины несчастий и разочарований Пипа связаны со всем порядком жизни «процветающей доброй Англии», которая при ближайшем знакомстве с нею Пипа оказывается вовсе не доброй и не процветающей. Открывающаяся перед Пипом действительность убеждает его в обратном. Жизнь сталкивает его с несправедливостью и несчастьями. Мир джентльменов связан в романе с миром преступников. Эти миры дополняют друг друга. Герои Диккенса, ощущая эту связь, постепенно постигает ее неизбежность при существующем порядке вещей. Общество джентльменов, среди которых оказывается Пип, все эти Компесоны, Драмлы, Покеты — это преступное общество, антигуманное по самой своей сути. Оно калечит и уродует людей, отправляет их на каторгу и виселицы. Именно так складывается судьба несчастного Мэгвича. История Абеля Мэгви-ча — это истории постепенного падения и гибели человека под бременем несправедливости, установленной лицемерным обществом джентльменов. Ожесточившийся и загнанный человек, Мэгвич стремится взять реванш в жизни. Орудием исполнения его желаний становится Пип — единственное существо, пожалевшее некогда Мэгвича и оказавшее ему столь необходимую помощь. Не сумев завоевать себе места в обществе джентльменов, как он об этом мечтал, Мэгвич решает сделать «истинным джентльменом» Пипа, обеспечить ему безбедное существование, оградив его тем самым от несчастий, которые пришлось пережить ему самому. Однако деньги Мэгвича не делают Пппа счастливым. Деньги не приносят счастья и Эстелле, чья судьба и чей характер изломаны мисс Хэвишем. Заставляя свою воспитанницу жить по законам общества джентльменов, мисс Хэвишем лишает ее человечности. Слишком поздно осознает мисс Хэвишем свою вину перед Эстеллой: Блестящая и гордая красавица Эетелла оказывается связанной с преступным миром: ее отец — каторжник, мать — убийца. Сложные судьбы героев раскрывают природу буржуазного общества— двуличного и анархичного, преступного в своей основе. Нравственно-эстетический идеал Диккенса воплощен в образах простых людей. Деревенский кузнец Джо Гарджери, Бидди, Герберт Покет, порвавший со своим нелепым семейством, являются подлинными друзьями и опорой Пппа. Но понять и оценить этих людей по достоинству Пип смог далеко не сразу. Многое пришлось ему пережить, прежде чем он почувствовал доброту и отзывчивость Джо и Бидди. Преображению Пипа из честолюбивого молодого джентльмена с большими надеждами на наследство в человека, способного на сострадание и деятельную помощь ближнему, содействовало и его общение с Мэгвичем. Страдания Мэгвича тронули сердце Пипа, пробудили в нем сочувствие и жалость. Жизнь и взгляды кузнеца Джо — это своего рода жизненная программа, которую предлагает Диккенс, сопоставляя ее с ошибками и заблуждениями Пипа. Джо видит смысл жизни в труде, приносящем ему радость. Он спокойно и просто смотрит на жизнь, будучи убежден, что только правдой можно добиться своего, а «кривдой никогда ничего не добьешься». Джо хочет остаться самим собой, быть верным своим убеждениям. Любимые герои Диккенса находят счастье в семейной жизни и мирном труде. Но верил ли сам Диккенс на исходе своей жизни в возможность такого "идиллического счастья? Такой веры у писателя уже не было. Глубокой грустью и болью овеяны страницы «Больших надежд», тихая печаль определяет тональность заключительных страниц романа, хотя Диккенс и приоткрывает для своих героев — Пипа и Эстеллы -— некоторую надежду на перемену в их судьбе.
39. Уильям Мейкпис Теккерей создал на англ языке роман нового типа, в котор перед читателем встает задача самому решить проблемы. Смену исторических формаций приравнивал к смене маскарадных костюмов, развитие общ-ва – движение по кругу. Воззрения определены скептицизмом и фатализмом. Творческие принципы – игра и гротеск (изображ грубых сторон жизни)+двойственность, идея маски, персонажи многолики. Беки Шарп – то действия, то нравиственные связи с Ярмаркой Тщеславия. Точный перевод «Ярмарки тщеславия» - «Ярмарка житейской суеты», где продаются любые товары. Почти все герои подчиняют свои действия практическим целям, котор сводятся к деньгам. Повествование ведет не автор, а Кукольник, за ширмой представления скрывается реальная жизнь. Роман социально-психологический. Героиня – Беки, так как самый яркий характер в романе. Множество эпизодических героев, родословные и их истоки (часто из низов). Жизнь персонажей с 1812 по 1832, смесь исторического (битва при Ватерлоо) и личного(смерть и измены). Три основных сюжетных линии, семьи Седли, Осборнов и Кроули.Беки вхожа везде. Изменения в ходе романа терпят только Родон Кроули (утрачивает легкомыслие и станов мягче) и Ребекка. Мотив несчастного случая в жизни Ребекии. Герой романа – Доббин – может противостоять обычаям Ярмарки. Не викторианский по сути роман завершается в духе викторианства: Доббин женится на Эмили, Ребекка не плохо устраивается, сын Кроули получает наследство тетки. Все произв пронизывает Ирония и появл она на всех уровнях. Теккерей прибегает к лейтмотивам, изображая сущность хар-ра: большие ноги Доббина, зеленые глаза Беки.
40. В романе «История Генри Эсмонда» Теккерей обратился к прошлому, которое очень его захватывало. 18 век, время королевы Анны. Генри – офицер английской армии, предан династии Стюартов, умен и храбр. Автора волнует не столько прошлое, сколько его связь с современностью, историч роман – показывает повторяемость явлений, ключ к настоящему, но его нет, как и нет счастья у главного героя. Связь с традицией Скотта в передаче деталей быта, большое внимание уделено психологии персонажей.
41. Шарлота Бронте – дочь священника, семейная болезнь и необходимость зарабатывать деньги – тема голода и рабочих. Хорошо знала франц язык. Свой первый роман «Джейн Эйр» посвятила У. Теккерею, так как её привлекало изображение действительности, которую она знала. Не принимала таланта Дж. Остен, так как считала недостаточным изображение семейной и личной жизни, ибо это не отделимо от социального бытия. Персонажи Бронте свободны от однолинейности, часто идеализированы и наделены романтич характерами. Стремление к счастью писательницы – героини выходили замуж по любви. Героини – женщины с независимым хар-ом, дань Жорж Санд. В «Джейн Эйр» - новая эра с лит-ре – судьба на фоне обещтв явлений. Писательница передает факты из жизни героини и оценивает, каким должен быть челоек. Элен – позиция покорности, Джейн – не может терпеть унижения. Христианские идеи (Элен и Сент-Джон с миссионерством). Джейн не принимает двойственности и брак без любви – безнравственно. Отрицает обществ предрассудки. Любовь превыше всего, стремление к Рочестеру, мистика с голосами (слышат друг друга). Необъяснимое в мире природы и души. Композиция романа подчинена раскрытию хар-ра героини, главная сюжетная линия – история Джейн. Пансион раскрыв пути нравств выбора, дом Рочестера показ доброту, дает Джейн душевную выдержку, наследство – бескорыстие к родственникам.
42. Эмили Бронте – только один роман «Грозовой перевал».Сложно переплетаются черты «готического романа» 18 века с мистикой (привидения Кэтрин и Хитклифа – любящие сердца соединяются после смерти) и ситуаций с реалистич объяснением возникновения разных черт в личности. Проблемы наследственности и темперамента. Хитклиф – найденыш, злость от замужества Кэтрин, месть всем и вся, которая заканчивается только с его смертью, и в итоге побеждает добро и любовь, усадьбы соединяются. Сатанинское начало даже во внешнем облике– горящие глаза, черные волосы, темный цвет кожи, морщины и темные круги вокруг глаз. Любовь Хитклифа и Кетрин сближает роман с романтич произведением, и даже реализмом. Реализм в передачи событий и композиции романа. Много рассказчиков – много точек зрения на события: служанка Нелли Дин, слуги Джозефа, рассказчик Локвуд.
44. Джордж Элиот – псевдоним женщины Мэри Энн Ивенс, ее тв-во между реализмом и натурализмом, связь с традициями В.Скотта. творческий путь делят на два периода, к первому относится роман «Мельница на Флоссе». Название связано с историей мельницы, что принадлежит семье Тэлливеров. Глава семьи придерживается старых традиций, но его мельница уходит другому, он винит стряпчего Уэйкема и посвящает себя мести. Характеры персонажей заданы изначально, они статичны. Символика романа – вода как стихия, как и чувства, что не поддаются контролю. Роман подробно описывает жизни Тома и Мэгги Тулливер, брата и сестры, которые вместе растут на берегу реки Флосс неподалёку от деревни Сент Оггс, скорее всего в период между 1820-1830-ми годами. Роман охватывает промежуток в 10-15 лет, начиная с их детства и заканчивая наводнением на Флоссе. Мэгги Тулливер принадлежит главная роль в романе. Её жизнь показывается, главным образом, через призму отношений со старшим братом Томом, Филипом Уейкемом, горбатым, но чутким и проницательным другом детства, и Стивеном Гестом, блестящим светским молодым человеком, женихом её кузины Люси Дин. Историзм – в традиции Скотта знакомство с жизнь городка и легендой, рассказ об архитиктуре, возможность представить жизнь людей. Описание персонажей обязательно связано с вещами, им принадлежащими.