Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный и семейный роман

Литература Германии 30-40-х гг. Х1Х века

В 30-40-е гг. XIX в. в Германии начинается общественно­политический подъем. В стране активизируется оппозиция феодально-монархическому строю. Толчком к развитию осво­бодительного движения в немецком обществе послужила июльская революция 1830 г. во Франции. Под ее непосредствен­ным влиянием в ряде немецких земель происходят революцион­ные выступления бюргерства и передовой интеллигенции. Под влиянием общественного мнения некоторые немецкие князья становятся на путь реформ, идут на ограничение самовластья. В Германии постепенно складывается революционная ситуация.

Значительно левеет в эти годы передовая немецкая литера­тура. Она проникается оппозиционным духом. Лучшие немецкие писатели этой поры (Гейне, Берне, Бюхнер, Гервег, Веерт, Фрейлиграт, деятели «Молодой Германии») призывают немец­кий народ к политической борьбе. Их творчество носит ярко выраженную революционную направленность. В большинстве своем они меньше всего уповают на мирное решение обществен­но-политических вопросов, резко отделяют себя (особенно Берне и Гейне) от того периода в истории немецкой литературы, когда в ней господствовали идеи морального, эстетического вос­питания человечества, защищаемые Гете и Шиллером. Передо­вая немецкая литература 30-40-х гг. находится под сильным воздействием революционно-демократической идеологии. Луч­шие из писателей той поры (Гейне, Фрейлиграт) испытывают влияние формирующегося марксизма. Наиболее стойким знаме­носцем марксистских взглядов на жизнь в 40-е гг. выступает Георг Веерт, близкий друг Маркса и Энгельса, первый поэт немецкого революционного пролетариата.

Немецкая литература первой половины XIX в. тесно связана с жизнью. Она идет в своем развитии по пути реализма. Реа­листические черты особенно явственно обнаруживаются в поэзии Гейне («Современные стихотворения», «Германия, Зимняя сказка» и др.), они сильны в драматургии Бюхнера, в творче­стве Веерта. Немецкое реалистическое искусство формируется в борьбе с реакционным романтизмом. Оно развивает все лучшее, что было в творчестве передовых немецких и европейских романтиков (Байрона, молодого Гейне, Гельдерлина, Шамиссо). Преодолевая идею романтического двоемирия, реалисты ищут и находят прекрасное в самом обществе, в революционной борьбе народа. Тем не менее Гейне и другие писатели реалистического направления не порывают с традициями романтизма. Они широко используют символику, фантастику. Их связь с ро­мантиками обнаруживается также в насыщенности поэзии лиризмом, субъективной настроенностью. Но все эти романтические элементы подчинены в реализме реалистической концепции жизни и, следовательно, приобретают характер лишь стилевого явления.

Георг Бюхнер (Georg Bиchner, 1813- 1837)

Георг Бюхнер прожил короткую, но насыщенную драмати­ческими событиями и вдохновенным трудом жизнь. Oн явился одним из самых талантливых представителей революционно-демократической литературы.

Бюхнер родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской гимназии юноша мало занимался официальной наукой, кото­рую называл «мертвым хламом», а с интересом читал произведения Гомера, Шекспира, Гете, Тика, Брентано, Гюго и Мюссе. В это же время Бюхнер пробует силы в литературном творче­стве. Гимназические стихотворения «Лучшей матери», «Тлен­ность» и «Ночь» написаны в романтической манере. В них он высказывал мысль о губительноЙ силе времени, уничтожающей все живое, и рисовал фантастические картины.

Речь о Катоне Утическом, которую Бюхнер произнес на вы­пускном вечере, была посвящена герою Древнего Рима. Юный автор с явным восхищением отзывался о Катоне, который бо­ролся с властолюбивым Цезарем и во имя свободы, в знак про­теста против деспотизма кончил жизнь самоубийством.

После окончания гимназии Бюхнер учился в Страсбургском, а потом в Гессенском университетах. В это время в Гессене пастор Вейдиг организовывал оппозиционное демократиче­ское общество. Бюхнер примкнул к нему, но не был согласен со взглядами Вейдига. Пастор считал, что в переустройстве современной Германии решающую роль будет играть интел­лигенция, и не хотел принимать в организацию ремесленников и крестьян. Бюхнер же утверждал, что больше всех заинтересованы в изменении существующего положения в Германии люди труда, и поэтому их в первую очередь необходимо привлекать к революционной работе.

В Гессене Бюхнер создал «Общество прав человека» и на­писал для него «Воззвание к гессенским крестьянам» (Der hes­sische LапdЬоtе, 1834). Это смелое и страстное публицистиче­ское сочинение, начинающееся словами: «Мир хижинам, война дворцам». В нем автор проанализировал социально-политиче­скую систему гессенского княжества. Он привел убедительные факты и цифры, показывающие бесправное положение кре­стьян, и развенчал конституционные иллюзии. Несмотря на то что Вейдиг-редактор смягчил многие места воззвания, каждая строка его дышит ненавистью к власть имущим. Писатель прямо и откровенно высказал в воззвании свои симпатии и антипатии, подчеркнул, что материальные интересы играют пер­востепенную роль в жизни общества, и призывал народ к рево­люционным действиям.

После разгрома организации и ареста друзей Бюхнеру удалось бежать из Гессена в Страсбург. Потом он поселился в Цю­рихе. Там Бюхнер усиленно изучал естественные науки, фило­софию и медицину. Вскоре ему присвоили звание доктора.

В 1835 г. он написал историческую драму «Смерть Дан­тона» (Dantons Tod). В «Смерти Дантона» автор высказал свои социально-поли­тические взгляды. Содержание пьесы заключается в показе борьбы народа за удовлетворение своих насущных потребно­стей и трагедии вождей французской революции Дантона и Ро­беспьера, не понявших этого.

Дантон, будучи эпикурейцем, изменил делу революции. Он и его друзья Камилл Демулен, Геро Сешель считают, что пе­риод борьбы кончился и наступило время наслаждений. Пси­хология Дантона противоречива. Проповедуя эпикуреизм, он в то же время скептически относится к своим идеалам. Борец за освобождение от феодализма, Дантон не идет дальше ре­шения буржуазных задач в революции.

Робеспьер воплощает, героические черты революционера. Он обладает неистощимой энергией, сильной волей и последо­вателен в действиях. Обвинив Дантона в измене революции, он казнит его, выражая тем самым настроения народных масс.

В то же самое время Бюхнер показал фатализм и обре­ченность вождей революции. Робеспьер и Дантон не смогли проникнуть в сущность исторического процесса и своими индивидуалистическими устремлениями изолировали себя от масс.

Кто же является истинным двигателем истории? На этот вопрос драматург отвечает совершенно ясно. По его мнению, только народ может кардинально изменить общественные ус­ловия. Голод и нужда революционизируют его сознание, и он, лишенный всего, способен на активные и решительные дей­ствия.

В массовых сценах (сцена гулянья) Бюхнер с реалистическим мастерством изобразил настроения и взгляды представи­телей народа. Они осуждают и дантонистов и террористов.

Идеи, высказанные Бюхнером в Гессенском воззвании, по­лучили в пьесе совершенное художественное воплощение. «Смерть Дантона» - произведение острых социальных конфликтов и психологических коллизий. Пьеса состоит из дина­мичных и контрастных сцен. Длинные монологи чередуются со стремительными диалогами. В пьесе нет ничего внешне занимательного. Автор показывает внутренние процессы, проис­ходящие в сознании героев. Язык основных и второстепенных персонажей индивидуализирован и в то же время типичен для людей, представляющих различные слои французского обще­ства периода революции.

В незаконченной новелле «Ленц» (Lепz) Бюхнер рассказы­вает о представителе движения «Бури и натиска» писателе Ленце, описывает его жизнь в Вогезах, душевную болезнь и раскрывает сложную психологию героя. Ленцем часто овла­девают сомнения и чувство безнадежности. Он даже склонен считать, что безумие - основа бытия. Бюхнер тонко анали­зирует духовную эволюцию Ленца, который из верующего че­ловека превращается в атеиста.

В «Ленце» автор сформулировал свою эстетическую про­грамму. Источником подлинной Красоты, по его мнению, яв­ляется жизнь. Сама по себе она не красива и не безобразна. Она противоречива, и настоящий художник отражает эту дис­гармоничность бытия.

Бюхнер осуждает писателей, «украшавших» жизнь, и кри­тически относится к «консервативным» романтикам. Он считает, что в их произведениях преобладают субъективные тенден­ции и они не способны проникнуть в глубину действительности. Им он противопоставляет Шекспира и Гете, которые, по его убеждению, были художниками, раскрывшими красоту многогранного мира и человеческой души.

Своеобразна форма новеллы. Внешняя сюжетная основа ее проста. Почти все действие развертьrвается в сознании Ленца. Конфликты, раскрытые Бюхнером, - это конфликты психологические. Новелла насыщена внутренними монологами и реминисценциями.

Георг Гервег (1817 - 1875)

Георг Гервег на протяжении всей жизни боролся за прогресс и свободу. Идейная и эстетическая позиция еще молодого литератора выражена прежде всего в статье «Фауст у трех наций». В ней он не соглашается с мнением Жорж Санд, которая не находила в произведениях Гете героев. Гервег заявлял, что гениальный писатель и не пытался создавать на­думанных героев, а изображал людей. В этом он и видел его величие.

Отношение Гервега к Гете было сложным. В заметке «Не­достатки политического образования у немецких литераторов», не умаляя заслуг великого писателя, критик порицал его серви­лизм. Он считал, что поэт должен быть неподкупным судьей и борцом за свободу.

Гервега, естественно, интересовали и романтики. Он отри­цал их иронию и, критикуя Тика, положительно оценивал твор­чество Арнима, в сочинениях которого видел выражение наци­онального характера. Особенно его восхищала свободолюбивая муза Гельдерлина.

В своих рецензиях и заметках Гервег последовательно от­стаивал принципы народности и прогрессивности литературы. В статье «Литература в 1840 году» он высказал отрицатель­ное мнение о творчестве представителей «Молодой Германии» Мундта и Лаубе. Осудив их идейную нечеткость и аморфный .либерализм, Гервег противопоставил им Роберта Бернса как поэта истинно народного. Здесь же он отметил новаторские тенденции в поэзии Гейне и заявил, что новое десятилетие ожи­дает нового певца.

Гервег был убежден в том, что источником поэзии является жизнь народа. Поэтому в этюде «Литература и народ» (1839) критик, подчеркивая талантливость произведений Бернса и Бе­ранже, отмечал их народный характер.

Писатель считал, что литераторы обязаны бороться за свержение гнета и тирании. Гервег был стойким защитником тенденциозной литературы.

В 1841 г. в Цюрихе выходит первый том его поэтических опытов «Стихи живого человека». Этот сборник явился событием в литературной жизни. Все эк­земпляры книги были быстро распроданы. Имя поэта было у всех на устах. Гервег сразу завоевал положение одного из ведущих писателей Германии. Такой успех объяснялся тем, что каждая страница «Стихов живого человека» воспевала сво­боду и осуждала недостатки немецкого общества.

Стихотворения Гервега разнообразны по своим темам. Мно­гие из них с большой силой обличали деспотических правителей, феодалов и служителей церкви. В других стихах были ра­скрыты классовые противоречия и выражены революционно­-демократические взгляды поэта. Гервег в них говорил о том, что надо разрушить «старинную власть сословий» и призвать богача к ответу. Он был уверен, что уже наступила пора, ко­гда бароны должны «снять короны», а Князья «проститься с тронами». Поэт знал, что борьба за свободу будет тяжелой и кровавой.

Поэтому он призывал:

Все кресты с могил снимайте, В меч возмездья обращайте. Бог на небе нас простит.

(Пер. Н. Вержейской)

Гервег, как и многие его современники, увлекался идеями Фейербаха, но в «Песне о ненависти» он освободился от влияния философа, проповедующего общечеловеческую любовь, и утверждал:

Тиранов нет ли, глянь вокруг. Найдешь, покличь - нагрянем,

Любить нам больше недосуг,

Мы ненавидеть станем.

(Пер. Б. Пастернака)

Поэт звал трудящихся на борьбу с эксплуататорами и раз­венчивал ложные теории об абстрактном человеколюбии.

Самые вдохновенные строки он посвятил великому спору народа с врагами революции. Только восстание освободит «исте­кающий кровью» народ и «распрямит спины» угнетенных. Во имя этой великой цели:

Пусть буря грянет над страной, Пусть Молний не избыть ... Отважься, мой народ родной, Хоть день свободным быть.

(Пер. Н. Вержейской)

Гервега, как и его современников, волновала проблема объединения Германии. Но он был противником объединения государства под эгидой прусского короля.

Поэт был сторонником и поборником интернационального содружества народов.

Прославляя борьбу трудящихся за свободу, Гервег восхищался прогрессивными историческими событиями, передовыми деятелями и писателями - носителями разума и гуманизма. Так, он с восторгом писал о фермопильской битве в 480 г. до н. э. между греками и персами. По его мнению, в этом сраже­нии греческий народ проявил храбрость и патриотизм. Именно эти чувства необходимо воспитывать у каждого немца. Изобре­тателю книгопечатания Гутенбергу Гервег посвятил три песни. Поэт называл его знаменосцем пробуждающихся народов и борцом за культуру и прогресс. С большой симпатией он от­зывался о Георге Бюхнере и считал его «глашатаем бурь».

В жанровом отношении большинство «Стихов живого че­ловека» - песни. Гервег всегда ценил песню как средство вы­ражения свободолюбивых идей. Об этом свидетельствуют его высказывания о Бернсе и Беранже.

Многие стихотворения Гервега сопровождаются рефреном, в котором выражена основная мысль произведения.

Последние годы поэт жил в Швейцарии, в Бадене. В стихотворениях и письмах этого периода Гервег осуждал режим империи во Франции, политику Наполеона 3, прусский милитаризм и высказывал симпатии борцам освободительного движения в Италии.

Немецкая литература 50-80-х годов ХIХ века

Немецкая литература 50-80-х годов ХIХ века представляет новый этап в истории национальной и мировой литературы. И хотя перемены в социальных и политических обстоятельствах; национального развития не всегда впрямую связаны с судьбами культуры, три события немецкой истории XIX века - мартовс­кое поражение революции 1848 года; воссоединение в середине 1860-х годов Германии; ее победа во франко-прусской войне в 1870 году с последующим подавлением в союзе с французском буржуазией Парижской Коммуны и, наконец, провозглашение! 18 января 1871 года в Версале прусского короля Вильгема 1 германским императором - оказали значительное воздействие на общественное сознание и культуру.

Германия стала быстро догонять в буржуазно-капиталистическом развитии европейских соседей-соперников. Очевиден был переход к периоду грюндерского развития Германии, то есть ­монополистическому хозяйствованию, разрушавшему традиции длительного культурного и социально-экономического развития страны, что не могло не встревожить историческое и обществен­ное сознание. Предреволюционные оптимистические, просве­тительские и романтические традиции, гуманистические буржу­азно-демократические ценности и иллюзии ("патрицианско-го­родское, традиционно-любекское или вообще ганзейское нача­ло") теснились грюндерской бесцеремонностью, грубым хищничеством, наглым напором официальной и буржуаз­ной культуры. Однако в сознании подлинных художников гума­нистические «любекские» (то есть традиционно бюргерские) корни оставались исходными ценностными ориентирами. Они опре­деленным образом проявлялись в духовной жизни общества, в творчестве крупнейших мыслителей XIX - ХХ веков: "музыкаль­ном пессимизме Шопенгауэра", "упаднической психологии Ниц­ше", в лейтмотивах вагнеровской трилогии "Смерть Зигфрида" и, наконец, в лукавой иронии и духовном лиризме Т. Манна. Бюргерско-патрицианские ценности духовной национальной жизни нашли своеобразное преломление в непрерывающейся романтической традиции в творчестве Т. Шторма, в "поэтичес­ком реализме" В. Раабе.

"Любекская форма жизни" продолжала существовать лишь как форма духовной жизни. Как писал Т. Манн, "дух есть нечто высокое и чистое, и тот, кто поднимает известную форму жизни в сферу духовности, сохраняет эту форму чистой, сберегает ее от всякого вырождения и окоснения, которые грозят ей в мире реальном". Защищая духовную жизнь, Т. Шторм, В.Раабе видели невозможность сохранения и продолжения того материального и социального мира, который породил бюргерс­кий гуманизм.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - наиболее примечательное явление духовной жизни Германии этой поры. Его философия захватила сознание многих деятелей мировой культуры второй половины XIX века и вошла как линия Шопенгауэра - Вагне­Ра - Ницше в ХХ век, в культурологию О. Шпенглера, творче­ство Л. Толстого, Б. Шоу, братьев Генриха и Томаса Маннов. Популярность Шопенгауэра была поздней: основной его труд "Мир как воля и представление", появившийся в 1819 году, не вывел Шопенгауэра за предел "частного ученого" в про­тивовес "кафедральным философам". Успех пришел к нему в 1851 году, когда он издал в двух томах "Парергоны и парамепо­мены" - свои эссе, высказывания, афоризмы.

Всеобъемлющий пессимизм был основным качеством консерва­тивного романтического мировосприятия Шопенгауэра: "Уже в сем­надцатилетнем возрасте ... я был настолько проникнут горестью жизни, как Будда в своей молодости, когда он узрел болезнь, старость, страдания и смерть". Философия Шо­пенгауэра непримирима к материализму и идеалистическому ра­ционализму. Пространство, время, причинно-следственные от­ношения суть субъективные представления. "Мир есть мое пред­ставление" - тезис, который соединяет Шопенгауэра с Беркли, но философ глубоко чтил и Канта, признавая за явлением скры­тую реальную "вещь в себе". Материя "сама по себе ничто" - "объективность" нашей воли. Классическому идеалис­тическому панлогизму Гегеля Шопенгауэр противопоставляет панволюнтаризм. Его концепция мира дуалистична: мир представлений (продукт деятельности мозга) и мир как воля. Mир как воля - реальный, но постигаемый с помощью иррациональных средств. Он писал: "Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это самопознание воли". Гносеология Шопенгауэра не была понята современниками, значительно больший интерес вызвала его этика. Kaтегорический императив Канта, как считал Шопенгауэр, несостоятелен ибо ориентирован на разум: "Действовать разумно и действовать добродетельно - две вещи совершенно различные".

Т. Манн говорил о захватывающей музыкальности пессимизма Шопенгауэра, музыка смерти, движение к резиньяции (покорности, смирению) - лейтмотивы его этики. Воля к жизни и воля к смерти - главные понятия его этики. Воля к жизни стихийна, вне интеллекта, инстинктивна, она определяет главную пружину человеческой личности – эгоизм. Скептицизм Шопенгауэра в значительной мepe связан с постижением им природы буржуазного эгоизма. Шопенгауэр видел несчастье современного ему человека в неутоленности его желаний, стремлении к счастью. Действительно, жажда наживы, стремление к карьере, успеху, счастью составили формулу жизни молодого человека первой трети Х1Х века. Однако, как полагал философ, исполнение желаний ведет к рождению новых. Человек обречен на страдание.

Всем предшествующим этическим учениям Шопенгауэр противопоставляет принцип резигнации (самоотрицания, самоотвержения воли к жизни), следуя которому человек достигает спокойствия, безжелания, преодолевает эгоизм жизни. Воздействие этики Шопенгауэра во второй половине XIX века описано в романе Т. Манна «Будденброки».

В 80-е годы XIX века Шопенгауэр становится популярным в России: в 1881 году А. Фет переводит его "Мир как воля и представление", затем в 1886 году ­"О воле и природе". Работы Шопенгауэра вызвали немалый интерес А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева.

Литературный процесс Германии складывался в специфических исторических и эстетических обстоятельствах. Незрелость буржу­азных отношений, их осложненность прусско-юнкерскими тради­циями придавали литературе острый ха­pактep, хотя масштаб социальной критики и обобщений не вывел национальную литературу на уровень европейских достижений. Чаще всего в изображении современной им жизни писатели продолжали темы предшествующего этапа развития на основе идей К. Гуцкова, Ф. Шпильгагена. В эстетическом плане для литературного процесса сохраняли свое значение споры между "реалистами" и "идеалистами ".

Густав Фрейтаг (1816- J 895) был одним из популярнейших писателей Германии этого периода. Наибольший писательский успех его был связан с романом "Приход и расход" [1855], в основе которого лежит обыденный и прозаический сюжет. Образ честного и трудолюбивого буржуа не только противопоставляется дворянской и аристократической праздности, но и становится воплощением народа. Немецкая критика того времени склонна была видеть в произведении Фрейтага новый вариант воспитательного романа.

Теодор Шторм (1817-1888) - один из наиболее значительных пред­ставителей реализма в немецкой литературе второй половины XIX века. Уже первый его стихотворный сборник, изданный со­вместно с университетскими друзьями и относящийся к 40-м годам, обозначил горячую любовь поэта к родному краю (Шторм родился в приморском Хузуме, принадлежавшем тогда Дании), которая станет сквозной темой всего его творчества. Вступле­ние в литературу в качестве лирического поэта предопределило особенности его прозы: Шторм - признанный мастер лирической новеллы, традиции которой восходят к романтизму. Сам писатель так характеризовал свою прозу: "Я по сути своей ли­рик. В прозе я отдыхал от волнений дня, в ней я искал тихое земное летнее одиночество"

Творчество Шторма принадлежит переходному периоду ли­тературного развития Германии, рамки которого условно определены 50-80-ми годами. Сороковые годы соединяют Штор­ма с позднеромантическими традициями лирики и лирической прозы, а 70-80-е отмечены трагическим мировосприятием про­исходящих в немецком обществе перемен, связанных с гибелью в нем патрицианско-патриархального уклада жизни, со все бо­лее зримо обозначающимся социальным расслоением. Писатель скептически относился к успехам Германской империи в евро­пейской политике в 70-е годы XIX века. Особенности мирочув­ствования и мировидения писателя, естественно, отражались на его эстетике.

Исследователи, исходя из этой динамики Т. Шторма, выде­ляют в его творческом пути три этапа. Ранний приходится на 1830-1850 годы. Второй (1848-1870) связан с разрешением про­блемы Шлезвиг-Гольштейна, когда в творчестве поэта естествен­но появляется освободительно-патриотическая тематика. В эс­тетическом плане творчество этого этапа характеризуется высо­чайшим мастерством психологического рисунка ("Иммензее", 1849; "В университетские годы ", 1862; "Из заморскuх стран ", 1865). В этот же период происходит утверждение социальной новеллы Шторма, в которой сохраняется в полной мере мастерство вос­произведения внутреннего мира героя, но очевиднее становит­ся также социально-демократический пафос; трагическое раз­решение сюжетного конфликта все чаще взрывает внешне идил­лические зарисовки течения жизни старинного патрицианского городка. В новеллах "Тuхuй музыкант" (1875), "Psyche" (1875), "Aquis submersus" (1877) Шторм выступает во многом родона­чальником традиции (впоследствии развитой в качестве основ­ной темы Т. Манном) антитезного противопоставления искус­ства бюргерской среде, идиллической зарисовки патрицианско­-патриархального уклада немецкой жизни с одновременным при­знанием неизбежности его гибели. Эта проблематика входит в новеллы и исторические хроники Шторма третьего периода ­70-80-х годов ("Карстен попечumель ", 1877; "Сыновья сенатора ", 1880; "Двойнuк ", 1886). Трагический взгляд писателя на проис­ходящие в Германии социально-политические и духовные пере­мены подвинул его на создание исторических новелл-хроник ("Хроника Грисхуса ", 1883; "Празднuк в Гадерслевгусе ", 1884). Тра­гизм этих новелл Шторма неотделим от утверждения высоких и сильных чувств. Определяя общий тон новеллистики Шторма этого периода, Р. М. Самарин пишет: «Прекрасен и значителен мир человеческих чувств, о которых повествует Шторм, пре­красна природа, для которой он вновь находит свежие краски, свидетельствовавшие о неистощимом таланте художника. Мож­но сказать, что поздний Шторм, даже рассказывая о смерти ста­рых отношений и гибели старых общественных типов, воспева­ет жизнь, торжествующую над упадком и разрушением вековых связей»

Поэзия Шторма - наиболее изученная сторона его поэтического наследия. Очерк Томаса Манна "Теодор Шторм", на­писанный в 1930 году, являет собой образец блистательного раз­бора поэтического наследия писателя. Справедливо замечая, что разговор о поэзии Шторма порождает "большой соблазн" приводить примеры и образцы его поэзии, т. Манн делает предварительное замечание: «Никогда и нигде человеческие пережи­вания не были выражены с более проникновенной и бесхитрос­тной чистотой, чем в таких стихотворениях, как "Умершей", "Строки о старости ... ». В ряде стиховТ. Манн обна­руживает традицию, восходящую к Гейне, в других - прообраз Георге, слышит интонации Вальтера фон дер Фогельвейде. На­циональная, историческая и культурная основа поэтических об­разов Шторма, как и общие особенности его поэтики, предоп­ределили блистательную оценку Т. Манна: "В лирике Шторма, которую он несчетное количество раз просеивал и процеживал, остались, кажется, одни только жемчужины, и в любом стихотворении здесь встречаешь такую могучую концентрированность переживаний и ощущений, такое искусство простоты, что все мы, как бы мы ни старели и сколько раз ни перечитывали и ни твердили наизусть его строки, - все мы снова и снова чувствуем тот комок в горле, то волнение, выдаваемое неумолимо стра­стным и острым чувством жизни, благодаря которому голос По­эта так пленяет нас в шестнадцать, семнадцать лет"

Новеллистика Шторма привлекала внимание исследовате­лей в большей мере своим проблемно-тематическим содержани­ем.

Новелла "Иммензее" - один из шедевров не только немецкой, но и мировой новеллистики XIX века. Она была написана в 1849 году и опубликована в 1850 году. При жизни автора "Иммензее" выдержала тридцать изданий. Она написана в жанре новеллы настроения, которая была разработана и блистательно представ­лена романтиками. В новелле такого типа сюжетно-событийная основа подчинена лирическому сюжету, который не разрушает эпически объективного воспроизведения действительности. Р.М. Самарин говорит об "органическом слиянии лирики и эпоса" в новеллистике Шторма. Немецкие критики, подчер­кивая объективность поэтики писателя, сопоставляли его но­веллы с реалистической традицией Гете.

Повествование в "Иммензее" строится как воспоминание, что определяет элегический тон рассказа и доминирующее в нем грустное, меланхолическое настроение. Событийный сюжет дви­жется в плотном контексте сопровождающего его настроения. Это история утерянной любви, когда оба героя - и Рейнгард, и Элизабет - оказались не в состоянии отстоять свое чувство: Элизабет уступает "заботам" матери и выходит замуж за состоя­тельного, но нелюбимого человека, а Рейнгард, в свою очередь, не проявляет должной решительности. Сюжет не нов, история почти повседневная в жизни бюргерской среды. Главное собы­тие новеллы связано со встречей героев, сохранивших в душе свое чувство и, как оказалось, тяжело переживающих утрату.

Сентиментально-меланхолическое настроение пронизывает все произведение. Оно задается изначально во вступлении: "По­здней осенью в тихий вечерний час по дороге к городу медлен­но спускался пожилой хорошо одетый господин ... Под мышкой он держал длинную трость с золотым набалдашником, его тем­ные глаза, странно сочетавшиеся с белыми, как снег, волосами и, казалось, затаившие в себе горечь несчастливой юности, спо­койно глядели по сторонам или вниз, на город, расстилавшийся в дымке золотых лучей". Завершает новеллу фрагмент, названный, как и вступительный, "Старик"; вместе они созда­ют рамочную конструкцию, внутри которой на основе припо­минаний и развивается сюжетное действие: оно драматично и по проблеме, и по форме развертывания.

Перед нами герои завершенной судьбы, отдельные фрагмен­ты которой стали узлами припоминаний: "Дети", "В лесу", "Письмо", "Элизабет" и др. Это по существу самостоятельные сценки лирического сюжета, которые "крепятся" переживани­ем героя. Как верно заметил Е. Брандис, "разрозненные сцены выдержаны в одной тональности и включаются в замкнутое гар­моническое построение. Здесь важен не сюжет, а художествен­ные средства, с помощью которых автор воплощает свой замы­сел. Главное внимание уделяется не продвижению действия, а созданию лирического настроения". В совокупности сцен­ки воспроизводят драматическую историю любви.

Новелла Шторма отличается сложным взаимодействием родо­вых поэтических начал, охватившим все поэтические формы литературы Х1Х века.

Последний этап творчества Шторма завершается новел­лой "Всадник на белом коне ".

"Всадник на белом коне" (1888) - лучшее, по признанию самого Шторма, его произведение. Жизненный путь талантли­вого строителя плотин Хауке Хайена составляет сюжетную ос­нову произведения: герой показан с детских лет до своей кончи­ны. Повесть - так можно определить жанровые особенности этой новеллы - представляет сильную, даже титаническую лич­ность в столкновении с природой и с людским непониманием. Замысел о драме "фаустовского" труда-творчества возникал у писателя не однажды; о фольклорных мотивах произведения сви­детельствует и образ всадника на белом коне - предвестника смерти, трагедии. Описание жизни Хауке заключено в рамоч­ную конструкцию (рассказ в рассказе); введение в повествова­ние рассказчика и слушателя его истории придает произведению особую достоверность.

Р. М. Самарин считал, что эта новелла дает одну из самых глубоких реалистических авторских разработок народной темы: Хауке Хайен - подлинно народный эпический характер; глубо­ко обрисованы и другие характеры тружеников моря, предста­вителей общины. Это жители сурового края, борьба с природной стихией - их удел. Характер героя приобретает романтическую исключительность, но остается в пределах типических, реалистически вос­произведенных обстоятельств. Таковы детальные описания быта, будней, привычек и привязанностей жителей фрисландского ры­бачьего поселка. Из множества персонажей создается собирательный, отнюдь не идеализированный образ общины.

В реализации своих замыслов Хауке наталкивается на кос­ность среды, непонимание, издевательства недоброжелателей, отрицающих его заслуги. Только верная жена Эльке понимает и поддерживает его. Строительство новой дамбы вызывает со сто­роны окружающих не поддержку, а обвинения в корыстолюбии. Дамба Хауке - это символ противостояния человека злу, раз­вернутая метафора. Хауке выстоял в своем противостоянии с судьбой, он стал "сильнее воды", но жизнь наказывает его - у него не хватает сил противостоять своему врагу Оле Петерсу, защитить старую дамбу, расположенную рядом с новой. В пото­ке, прорвавшем старую дамбу, гибнут Эльке, их дочь и сам Хау­ке на своем белом коне. Рассказчику автор отводит резюмирую­щую роль: "Но дамба Хауке Хайена стоит и поныне, хотя минуло уже более ста лет с тех пор… Что же касается благодарности… то ее Хауке Хайен от внуков не получил».

Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный и семейный роман

1. Проблематика романа

2. Образная система и принципы создания характеров:

• Образ мистера Домби как идейно-художественный центр романа

• Положительные и отрицательные герои (Уолтер Гэй и Джеймс Каркер...)

• Женские образы (Флоренс, Эдит Грейнджер)

• Поль Домби младший, тема детства и воспитания в романе

• Образы чудаков (Соль Джиле, капитан Катль и др.)

• Образ Лондона (Ср.: образ Петербурга у Достоевского)

3. Художественное своеобразие романа (особенности сюжетно-композиционного построения, сатира в романе, предметный мир и его связь с героями, лейтмотивная деталь и др.)

Творчество Ш. Бронте и ее роман «Джейн Эйр» (4 ч.)

1. Сестры Бронте. Жизненный и творческий путь Ш. Бронте.

2. Социальная проблематика романа «Джейн Эйр». Сущность, природа конфликта.3. Образ Джейн Эйр. Джейн Эйр и мистер Рочестер. Мастерство психологического анализа.4. Романтизм и реализм в романе.

Наши рекомендации