Тест для самоконтроля знаний о переговорном процессе
1. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта; в) откладывание разрешения конфликта;
б) переговоры; г) примирение сторон через посредника.
2. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия; в) атмосферы сотрудничества;
б) открытости общения; г) использования силы.
3. Дополните, переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) фазу первоначального выбора позиции;
в) финальную
г) фазу окончательного выбора позиции
4. Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности проведения переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив; в) тактикам;
б) диагностике; г) поиску цели.
5. Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах (выберите все правильные варианты ответа):
а) умение во внешнем облике придерживаться умеренного консерватизма;
б) умение не использовать переговоры в качестве своей самореализации;
в) умение не подгонять дискутирующих;
г) посредник должен использовать свои властные полномочия для призыва сторон достичь соглашения в ходе переговоров.
6. К особенностям арбитража относятся случаи, когда:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как добровольное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
7. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) когда информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) когда объекту влияния предоставляются все факты;
в) когда объекту влияния предоставляется право выбора из «двух зол»;
г) когда объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.
8. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в случаях нарушения этических норм на переговорах:
а) проявить нетерпимость подобного поведения; б) попросить перерыва;
в) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли; г) прибегнуть к юмору.
Ключ к тесту самоконтроля:
1б; 2в; 3 поисковая фаза; 4а; 5б,в,г; 6б; 7а, в; 8 в,г.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет конфликтологии.
2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.
3. Задачи конфликтологии в различных сферах человеческого взаимодействия.
4. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.
5. Этапы развития конфликтологии.
6. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.
7. Социал-дарвинистская концепция конфликта: представители, особенности.
8. Равновесная и конфликтная модели: сравнительный анализ.
9. Диалектическая теория конфликта К. Маркса.
10. Функциональная концепция конфликта Т. Парсонса.
11. Особенности изучения конфликта в теории Л. Козера.
12. Концепция конфликта Р. Дарендорфа.
13. Общая теория конфликта Р. Боулдинга.
14. Конфликт как форма воспроизводства общества А. Турена.
15. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.
16. Структура социального конфликта.
17. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.
18. Динамическая модель конфликта.
19. Функции социальных конфликтов.
20. Проблема типологии конфликтов.
21. Диагностика конфликтов.
22. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.
23. Основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта.
24. Виды внутриличностных конфликтов.
25. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.
26. Понятие межличностных конфликтов, их причины.
27. Особенности межличностных конфликтов, их динамика.
28. Характеристика основных стилей поведения, их положительные и отрицательные стороны.
29. Групповой процесс: особенности, динамика.
30. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.
31. Групповые нормы, ценности и стереотипы поведения.
32. Последствия и функции внутригруппового конфликта.
33. Предупреждение межличностных и групповых конфликтов.
34. Конфликты в организациях: особенности возникновения и протекания.
35. Конфликты между руководителями и подчиненными, их предупреждение, регулирование.
36. Трудовые конфликты и пути их разрешения.
37. Особенности инновационных конфликтов.
38. Причины возникновения, структура и функции педагогических конфликтов.
39. Особенности педагогических конфликтов.
40. Конфликты между учениками, их характер, возрастные особенности.
41. Предупреждение и регулирование педагогических конфликтов.
42. Супружеские конфликты. Социально-психологические и ролевые различия супругов.
43. Причины и источники супружеских конфликтов.
44. Способы разрешения супружеских конфликтов.
45. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.
46. Функции и последствия конфликтов в семье.
47. Природа этнонационалъных конфликтов, их причины и участники.
48. Особенности этнонационалъных конфликтов, роль культурных и религиозных факторов.
49. Проблема конфликта в организации. Роль и задачи руководителя в регулировании конфликтных ситуаций.
50. Регулирование современных национальных противоречий в России.
51. Понятие и типология политического конфликта.
52. Социальные и психологические причины политических конфликтов.
53. Конфликты власти, их специфика. Проблемы достижения социально-политического согласия в обществе.
54. Переговоры как один из основных методов разрешения конфликта. Посредничество в переговорах.
55. Переговорные стили, их особенности.
56. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов: общие положения.
57. Этические моменты в деятельности руководителя при разрешении конфликтов.
58. Субъективные аспекты конфликта, типы участников конфликта, их психология.
59. Место конфликтологии в системе наук об обществе.
60. Движущие силы и мотивация конфликтов. Конфликты потребностей, интересов, ценностей, норм.
61. Источники и причины конфликтов в социально-экономической сфере.
62. Охарактеризуйте основные субъекты конфликтного взаимодействия в социально-экономической сфере.