Различные виды речи и их краткая характеристика
Речь как средство общения.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. В процессе общения наряду с передачей определенных сведений, мыслей, чувств происходит и воздействие людей друг на друга. Всякое общение прежде всего есть воздействие на собеседника. Это воздействие может быть прямым (если указывается прямо, что нужно сделать) или косвенным ( если сведения будут использованы через некоторое время).
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Устная речь чаще всего функционирует как разговорная в форме беседы двух или нескольких лиц. Письменная речь- это деловая или научная. Она предназначена для собеседника, который непосредственно не присутствует.
Устная речь бывает диалогической или монологической. Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль. Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Внутренняя речь – это процесс оформления мыслей до оформления их в устной или письменной форме. В отличие от внешней она обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, сокращенность. Превращение внутренней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
Речь как средство познания.
С помощью языка происходит и формирование мысли, и в языковых же формах выражаются результаты познания. Развитие речи должно осуществляться в тесной связи с развитием мышления и всей познавательной деятельности. Основу обучения составляет единство формирования речи, мышления и познавательной деятельности.
Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человеком в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически. Речь возник в процессе совместной трудовой деятельности людей. Труд и человеческая речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- могучий фактор психологического развития человеческого сознания, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные чувства, воля и характер
Различные виды речи и их краткая характеристика.
Различают внутреннюю и внешнюю речь. К внешней относятся устная и письменная. Некоторые исследователи выделяют и аффективную речь. В ней нет замысла, она очень проста, ограничена: « Ах!», «Ну погоди!» и т.п. Основной материальной единицей устной речи служит звук, фонема. Материальной единицей письменной речи служит буква.
Устная речь подразделяется на монолог и диалог. Диалогическая речь осуществляется при наличии 2х или более собеседников. Эта речь не требует специальной подготовки. Она возникает как ответ на вопрос, или на побуждения собеседника, или на происходящее вокруг. В ней большое значение имеет интонация, мимика.
Монологическая речь- это высказывание, объединенное одной сложной мыслью и построено с учетом этой мысли. Эта развернутая и связанная речь. Она должна быть понятной из самого контекста. Она более развернута, грамматически оформлена, логически связана, подчинена определенному плану и требует предварительной подготовки.
Письменная речь осуществляется посредством письменных знаков, более развернуто, чем устная речь. Это связано с тем , что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником и предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Во время письма требуется все тщательно продумать, осмыслить, построить логику изложения. Письменная речь дает возможность сохранять накопленные знания, мысли и переживания, передавать их друг другу .
Внутренняя речь- это процесс оформлении мыслей до оформления их в устной или письменной форме. В отличие от внешней она обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, сокращенность. Превращение внутренней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.