Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Используя нижеперечисленные методики, можно:

– выявить особенности познавательной сферы ребенка, отличаю­щейся непроизвольностью и интенсивными изменениями из года в год;

– исследовать формирование волевых свойств личности ребенка и его эмоциональное развитие, также умение распознавать эмоцио­нальные состояния других людей;

– с помощью проективной методики "Моя семья", эксперимента проследить особенности формирования основных личностных образова­ний ребенка: самосознания, уровня притязаний, социальной роли и др.;

определить уровень готовности ребенка к школьному обучению.

4.1 Диагностика познавательной сферы ребенка[1]

Ощущение и восприятие

Изучение познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек

Подготовить разные по форме, содержанию, размерам игрушки, погремушки и поочередно предъявлять их ребенку. Например:

1. Держать игрушку на расстоянии 10 см от груди ребенка. Затем ту же игрушку вложить в ручку ребенка.

2. Не показывая предварительно, прикладывать к губам погре­мушку.

3. Медленно перемещать игрушку на уровне груди ребенка на расстоянии 10 см от одного края кроватки к другому.

4. Показывать одновременно две одинаковые игрушки, с расстоянием 5 см. между ни­ми .

5. Показывать ребенку погремушку, воспроизводя ей звук.

Количество познавательных и эмоциональных реакций фиксирует­ся в таблице.

серия Познавательные (двигатель­ные) реакции Эмоциональные реакции  
1. Глаза Руки Рот Всего Улыбка или смех   Оживление Вока лиза- ция Всего
                 

Для каждого возраста таблица составляется отдельно, и с ее по­мощью устанавливается, как зависит содержание, интенсивность поз­навательных и эмоциональных реакций от возраста и от характера обследуемых объектов.

Сравнительное изучение восприятия цвета и формы младенцами (3 - 12 мес.)

Подобрать 4 бутылочки, различающиеся по цвету, и 4 бутылоч­ки, различающиеся по форме. В каждом наборе только одна соска из четырех должна быть с дырочкой.

В первой серии используются различные по цвету бутылочки. Ребенку дают сначала ту, на которой соска с дырочкой. Затем эта же бутылочка предъявляется ему одновременно с другой, потом со второй и с третьей.

Вторая серия проводится аналогично с бутылочками, разными по форме.

Во время эксперимента ребенок находится в кроватке, а буты­лочки стоят перед ним.

В результате исследования делают вывод о том, как зависит скорость выработки дифференцировочного условного рефлекса от воз­раста ребенка и от признаков объекта.

Изучение восприятия цвета.

(2 - 7 лет)

Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, допол­нительные цвета и их оттенки; коробочки таких же цветов; 4 карты размером 25 х 10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой нак­леить кружки основных цветов, на второй - дополнительных, на третьей - оттенков, 4-я - пустая.

Исследование проводится индивидуально с детьми, каждая серия с интервалом в день.

1. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки в коробочки в соот­ветствии с их цветом. При этом цвет не называть.

2. Ребенку дать карту-образец и дать задание разложить круж­ки на пустой карте, как на образце.

3. Ребенку дают кружок, назывют, какой это цвет, и просят ребенка найти такой же. Так находят 5 цветов.

4. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого.

В каждой серии можно отдельно предлагать разные наборы цве­тов, в зависимости от возраста брать разное количество кружков.

Результаты занести в таблицу:

№/№ возраст 1 серия 2 серия 3 серия 4 серия
  3 г. 4 г. 5 л. 6 л. 7 л.        

Сделать выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

(4 - 7 лет)

Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапеции, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (изменение величины, четкости углов и т.д.)

1. Ребенку зрительно предъявляется одна фигура в течении 10 сек. Затем демонстрируют весь набор, из которого он должен выб­рать ранее предъявленный образец.

2. Осязательное ознакомление с фигурой (со зрительным восп­риятием и без него). Затем также из всего набора ребенок выбирает эту фигуру.

3. Фигура предъявляется зрительно, а отыскивается осязатель­но и наоборот.

Результаты сопоставляются по возрасту испытуемых и по успеш­ности зрительного, осязательного и смешанного восприятия фигур ребенком. Анализируется время ознакомления с фигурой, время узна­вания, количество и характер ошибок.

Изучение умения ориентироваться в величине предметов (2-4 года).

Подготовить одноцветную пирамидку из 4 разных по размеру колец. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают пирамидку, затем на его глазах ее разбирают, складывая кольца последовательно. После этого нарушают порядок и просят ребенка самостоятельно собрать пирамидку, как она была. Расположение ко­лец можно варьировать.

Анализируется, с каким порядком колец (уменьшение, увеличе­ние, смешанный) ребенок справился лучше. Каким способом выполня­лось задание? Как выполнение этого задания зависело от возраста детей?

Изучение восприятия длительности временного интервала.

(5 – 7 лет)

Ребенку предлагается посидеть в течении 1мин и сказать, когда она кончится. Затем ему предлагают выполнять задания в те­чении 1 мин и прекращать их выполнение, когда, по его мнению, пройдет минута:

1. Разрезать бумагу на полоски.

2. Нарисовать узоры по образцу.

3. Перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.

В результате подсчитывают отклонения временного интервала в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, характера задания.

Изучение представлений о временах года.

(5 – 7 лет)

Подобрать 4 картинки с изображением явлений природы в четы­рех временах года и по 8 на каждое время года маленьких картинок. Например, желтый лист, копна сена, люди в определенной одежде, белка делает запасы и т.д.

В предварительной беседе выясняются представления ребенка о временах года с помощью вопросов: "Когда бывает снег? Когда пада­ют листья с деревьев? Когда птицы строят гнезда?" и т.д. Через 1–2 дня ребенку показывают картинки, большие и маленькие, просят назвать, какие времена года изображены и почему он так думает. Еще через 1–2 дня перед ребенком выкладывают большие картинки и про­сят подобрать к ним маленькие. Фиксируются пояснения ребенка.

Анализируется полнота представлений ребенка о явлениях при­роды и временах года.

Изучение ориентации в пространственных масштабах.

(5 – 7 лет)

Приготовить 10 палочек разной длины - от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание – разложить палочки так, чтобы они уменьшались по длине. Если ребенок затрудняется, нужно объяснить способ пост­роения ряда.

Анализируется способ выполнения задания: на основе зритель­ного анализа, сравнение палочек с помощью прикладывания их друг к другу, путем проб и ошибок, нецеленаправленные действия.

Изучение устойчивости внимания

(3 – 7 лет)

Подготовить 5 сюжетных картинок, цветные карандаши, секундо­мер. На листе бумаги нарисовать 9 рядов кружков (по 6 кружков в ряду, размером 3см каждый), первый ряд раскрасить в 6 цветов.

Исследование проводится индивидуально, в два этапа:

1. Ребенку показывают последовательно сюжетные картинки и фиксируют время рассматривания каждой (до момента, когда взор ре­бенка впервые переведен на экспериментатора или на окружающую обстановку).

2. Ребенка просят раскрасить кружки в соответствии с цветом первого ряда. Фиксируется продолжительность деятельности, продол­жительность отвлечений от нее.

Подсчитывается среднее время сосредоточенности на выполняе­мой деятельности. Делаются выводы о возрастных изменениях устойчивости внимания.

Изучение произвольного переключения внимания.

(4 – 7 лет)

Подобрать 10 карточек с изображением шести животных на каж­дой из них.

Каждого ребенка просят пять раз подряд провести отбор карто­чек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными (т.е. которые нельзя отбирать) изобра­жениями будут другие.

Ребенку объясняют: "Отбери карточки с изображением курочки и лошадки, но не бери картинки с изображением медведя". После вы­полнения этого задания карточки перемешиваются и ребенку предла­гают вновь отобрать их. Перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя. Перед пятым отбо­ром просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отоб­рать карточки в соответствии с ней.

Подсчитывается количество правильных решений в пяти отборах. Делаются выводы о возрастных особенностях переключения внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.

Изучение устойчивости и распределения внимания

(4 – 7 лет)

Экспериментатор предлагает детям проводить на листе бумаги определенные линии по одной клетке непрерывно вправо, влево, вверх, вниз. При этом должна получиться фигура определенной фор­мы, соответствующая имеющемуся у экспериментатора образцу. Любое отвлечение ребенка в таком задании отразится на правильности изображения фигуры.

Подсчитывается число ошибок, и сравниваются показатели детей разного возраста.

Изучение умственной работоспособност.

(детский вариант корректурной пробы)

(3 – 7 лет)

Для младших детей приготовить таблицы, состоящие из набора картинок (например яблоки, груши, какие-то игрушки и т.д.). В каждой строке должно быть 10 картинок, во всей таблице – более 100.

Ребенку дается задание просматривать картинки и зачеркивать указанную экспериментатором ( например: " Просматривай вниматель­но каждую строчку и зачеркни все яблочки"). На выполнение задания отводится 2 минуты.

Для детей 5 – 7 лет приготовить таблицы, состоящие из символов (круг, треугольник, звезда, флажок, полукруг, прямоугольник, квадрат). Дается задание просматривать все фигурки, отыскивать среди них три фигурки, в которых нужно ставить значки (перед вы­полнением задания показывается образец). Время работы 2 минуты.

В задании учитывается объем работы – количество просмотрен­ных фигур, качество работы - количество допущенных ошибок.

Высчитывается коэффициент продуктивности (КП) по формуле:

КП – С2/(С+О),

где С – количество просмотренных строк;

О – число ошибок.

Изучение непроизвольной и произвольной памяти

(3–7 лет)

Подобрать 3 набора картинок размером 5 х 7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы их по тематике можно было разделить на 4 группы. Например: животные, растения, одежда, предметы.

Проводится исследование в 3 этапа, с интервалом в день.

1. Изучение "пассивной" непроизвольной памяти. Ребенку пока­зываются картинки, которые он просто рассматривает. Задачи на за­поминание не ставится. После демонстрации одного из наборов ре­бенка просят назвать картинки, которые он запомнил.

2. Изучение активной произвольной памяти. Ребенку дается за­дание разложить картинки на 4 ряда, что к чему подходит. После выполнения задания просят вспомнить и перечислить, какие картинки были в каждом ряду.

3. Изучение произвольной памяти. Детям показывают третий на­бор картинок и предлагают запомнить как можно больше, чтобы потом их вспомнить. Картинка показывается около 3 с. После показа всех картинок дети называют, что они запомнили.

В итоге делается вывод по количественным данным объема запо­минания о продуктивности разных видов запоминания в разных воз­растах.

Изучение зависимости объема произвольной памяти от

содержания запоминаемого материала

(5–7 лет)

Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловой связи между ними, 6 картинок с изображением предметов, подгото­вить 6 карточек, размером 6 х 6 см, на каждой из которых нарисо­вана цветным контуром геометрическая фигура.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку предлагается для запоминания разный материал, который располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время демонстрации – 20 с. Ребенка просят внимательно рассмотреть предметы, лежащие на сто­ле, запомнить их, а потом назвать. При воспроизведении геометри­ческих фигур ребенка просят нарисовать их тем же цветом.

Подсчитывается число воспроизведенного материала в каждой серии. Выясняют, какой материал лучше запоминается. Можно срав­нить результаты у детей разного возраста.

Изучение уровня развития произвольной образной памяти

(5 – 7 лет)

Подготовить 8 карточек размером примерно 4,5 х 5 см с изоб­ражением чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья и карту, разделенную на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье - схожее общим силуэтом и назначением.

Перед ребенком кладется карта и в течении 1с. демонстриру­ются маленькие карточки по очереди. Затем дается задание показать на карте те изображения, которые были на карточках.

Если ребенок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, схожее – 2 балла, если другое – 0 баллов.

Подсчитывают сумму баллов: меньше 16 баллов – низкий уровень развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 – средний, 21 – 24 – высокий. Сравнить показатели детей разного возраста.

Изучение процесса классификации

(3–- 7 лет)

Подобрать картинки размером 7 х 7 см по 5 шт. для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Ребенку дается задание разложить карточки по группам и объ­яснить, почему он относит картинку к определенной группе.

Подсчитывается число верных ответов по каждой группе карти­нок. Результаты сравниваются по возрастам. Так же определяют каки­ми признаками оперирует ребенок, как он сам объясняет свои дейс­твия. Какие классификационные группы ему выделить легче, а какие труднее?

Изучение процесса обобщения

(3–- 7 лет)

Подготовить 10 таблиц размером 12 х 12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет. 3 предмета могут быть объединены по какому-то признаку, а 4 – лишний.

Ребенку дается задание по каждой карточке: определить, какой предмет является лишним, объяснить свое решение и назвать одним словом 3 оставшихся предмета.

Анализируются особенности обобщения предметов у ребенка: по каким признакам, насколько самостоятелен при решении, как объяс­няет свои действия. Сравнить процесс обобщения в зависимости от возраста детей.

Изучение понимания литературных произведений

(4 – 7 лет)

Подготовить сказку. После ее прочтения ребенку задать вопро­сы: "Про что эта сказка? О чем в ней говорится? Почему герои так себя вели?" и т.п. Проанализировать ответы ребенка: умеет ли он понять идею произведения, абстрагируется ли от внешнего и видит скрытый смысл, устанавливает ли причинно-следственные связи. Сравнить ответы детей разного возраста.

Изучение процесса рассуждения

(3 – 7 лет)

Подготовить таз с водой и разнообразные предметы, сделанные из металла, дерева, пластмассы и т.д.

Исследование проводится в форме игры в отгадывание. Ребенку показывают какой-нибудь предмет и спрашивают, будет ли он плавать. Затем сам ребенок пробует бросить этот предмет в воду. В ходе иг­ры ребенка просят объяснять свои решения.

Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка: как он приходит к соответствующему решению, какие признаки в предметах выделяет (существенные или нет), как принимает задачу, как осоз­нают процесс решения.

Изучение понимания речи

(1 – 3 года)

Исследование состоит из нескольких ситуаций.

1. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.

2. Просят показать называемый предмет.

3. Предлагают показать у куклы какую-нибудь часть лица или тела.

4. Просят найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5. Просят дать называемый предмет.

6. Предлагают произвести с предметами какие-то действия (например, сложить кубики в коробку и т.д.)

7.Предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировки задания могут повторяться несколько раз. Определяют количество детей, правильно выполнявших задание,

Как зависело выполнение от числа повторений задания и от возраста ребенка.

Изучение словаря детей.

(2–5 лет)

Подобрать предметы, хорошо знакомые ребенку, с которыми он часто действует.

Ребенку дают один предмет, предлагают с ним поиграть и в хо­де игры задают вопросы о предмете, его свойствах, предлагают про­делать с ним какие-то действия, объяснить, почему это можно или невозможно сделать.

Подсчитывается правильность названия детьми предметов, их частей и свойств.

Изучение понимания ребенком предлога

(2 – 4 года)

Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см.

Ребенку предлагается выполнить следующие действия:

1. Достать карандаш из коробки.

2. Положить карандаш за коробку.

3. Положить карандаш около коробки.

4. Положить карандаш в коробку.

5. Положить карандаш на коробку.

6. Поставить чашку на блюдце.

7. Положить ложку в чашку.

8. Положить ложку на чашку.

9. Положить ложку около чашки.

10.Положить кружок в коробку.

11.Положить кружок под коробку.

12.Положить кружок за коробку.

13.Положить кружок около коробки.

Подсчитать число правильно выполненных заданий по возрастным группам. Проанализировать понимание предлогов.

Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и школьниками

(3 – 7 лет)

В естественных условиях фиксируются обращения ребенка к вос­питателю, родителям, к сверстникам. Обращается внимание на осо­бенности общения и длительность общения. Определить число ситуа­тивных (относящихся к ситуации общения) и неситуативных высказы­ваний. Составить также сравнительную таблицу речевых средств об­щения ребенка:

Части речи Взрослый Сверстник
Повелительные наклонения глагола Модальные глаголы Существительные Прилагательные, выражающие отношение Наречия места Наречия образа действия Наречия, усиливающие сказанное    

Изучение оригинальности решения задач на воображение

(6 – 7 лет)

Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: кон­турное изображение частей предметов (например ствол дерева с од­ной веткой, кружок–голова с двумя ушами и т.д.) и простые геомет­рические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Ребенка просят дорисовать каждую из фигур, чтобы получилась картинка.

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Насколько каждая фигура отлична от других, от рисунков других де­тей группы, насколько используется основа для рисования, есть ли дополнения в рисунке до сюжета (например дорисован один человек, а рядом другой в картинке "Друзья") и т.д. Выявить типы использо­вания основы для воображения. Можно использовать данную методику при сравнении с более старшими возрастами (даже для взрослых).

Изучение творческого воображения

(4 – 7 лет)

Ребенка просят сочинить сказку на заданную тему, на свободно выбранную тему, по заданному началу, по заданному плану, с за­данными персоонажами и по последовательно показываемым картинкам.

Оригинальность каждой сказки оценивается по следующим пока­зателям:

1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствия его назва­нию, плану или картинке, героям.

2. Характер переработки и преобразования образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций.

3. Полнота и детализация изложения.

4. Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образ­ных ситуаций.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обста­новки, обстоятельств совершения действий.

Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка.

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

(3 – 7 лет)

Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как ос­новных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Ребенку последовательно показывают картинки и спрашивают: "Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку".

При показе сюжетных картинок ребенку задаются следующие воп­росы: "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают? Кому из них хорошо, а кому плохо? Почему ты так думаешь?"

Подсчитывается число верных ответов в разных возрастных группах по каждой картинке. Выявляется, доступно ли детям пони­мание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают - взрослых или детей.

Изучение социальных эмоций

(3–7 лет)

Ребенку задаются следующие вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, признаешься ли ты, что сам виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя иг­рушку? Почему?

Во второй части исследования ребенку предлагается закончить несколько ситуаций, например:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила ... Что ответила Маша? Почему?

2. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котен­ка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша ... Что сделал Саша? Почему?

3. Таня и Оля играли. К ним подошел маленький мальчик и спросил, можно ли поиграть с ними. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький", – ответила Оля. А Таня сказала ... Что сказала Таня? Почему?

Анализ результатов проводят по схеме:

1. Как ребенок относится к сверстникам, отдает ли кому-то предпочтение и почему?

2. Оказывает ли другому помощь, как он это делает.

3. Проявляет ли чувство долга, заботу по отношению к сверс­тникам, младшим, взрослым, животным, в чем это выражается в каких ситуациях?

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких си­туациях, как он на это реагирует?

5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, за­видует успеху другого, радуется)?

При обработке результатов обращают внимание не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Делают вы­вод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведе­ние детей разного возраста.

Изучение самоконтроля

(5– 7 лет)

Подготовить таблицу, состоящую из 100 геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов и ромбов, располо­женных в 10 рядах, в строчке 10 фигур.

Ребенку предлагают в каждую фигуру расставить знаки по об­разцу: в квадрат знак равенства (=), в треугольник точку (.), в круг минус (-), в ромб плюс (+). При этом в одной группе образец все время находится перед детьми, а в другой убирается после объ­яснения задания.

Время строго фиксируется. После расстановки знаков ребенок должен найти и исправить свои ошибки красным карандашом, а затем ошибки у соседа – синим карандашом.

Подсчитывается количество участников исследования, справив­шихся с заданием, число правильных исправлений, пропусков ошибок, неправильных исправлений при самопроверке и взаимопроверке.

Делают выводы о том, существует ли разница в нахождении детьми ошибок у себя и у другого и о влиянии образца на эффек­тивность самоконтроля.

Изучение произвольного поведения

(5 – 7 лет)

Подобрать конструктор, привлекательные интересные игрушки. Эксперимент состоит из двух серий.

1. "Не подглядывай". Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но, прежде чем начать, нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Пока создается видимость активной подготовки к игре, ребенку дается задание – не подгляды­вать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Если ребенок нарушает правила, экспериментатор делает вид, что не за­мечает этого.

2. "Дождись своей очереди". Участвуют двое детей. Одному из них предлагается поиграть, а другому посидеть 3 минуты с закрыты­ми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди.

В обеих сериях фиксируется время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами. Результаты в среднем по группе оформ­ляются в таблицу:

Показатели Возраст детей
  5 - 6 лет 6 - 7 лет
  1 серия 2 серия 3серия 4 серия
Время ожида- ния (мин) Число подгля- дываний Количество самостоятель­ных действий        

Сравниваются количественные показатели выполнения заданий. Устанавливаются отличия по признаку произвольности поведения де­тей разных возрастных групп.

Наши рекомендации