Организационные формы преподавания психологии

Понятие формы организации учебной и учебно-профессиональной деятельности. Деятельностно-рефлексивные формы психологического обучения. Организация учебной ситуации в психологическом образовании. Методические сценарии учебных ситуаций.

Урок как основная форма организации учебного процесса. Урок как организационная форма обучения. Классификации уроков. Урок объяснения нового учебного материала. Урок закрепления учебного материала, Урок контроля. Комбинированный урок. Урок – лекция. Урок-экскурсия. Урок – лабораторное занятие. Структура урока. Дидактические требования к уроку. Особенности урока психологии. Подготовка педагога к уроку психологии. Психологический анализ урока: традиционный и гуманистический подходы.

Лекция и ее виды. Семинарские и практические занятия. Лабораторные занятия. Экскурсии как форма организации. Дискуссия, диспут, конференция.

Методика организации и проведения психологических тренингов и коррекционных упражнений.

Понятие традиционных и нетрадиционных форм обучения. Нетрадиционные формы организации учебного процесса. Написание рефератов, составление рецензий на работы, подготовка конспектов, составление тезисов. Контрольные формы организации преподавания психологии.

Активные организационные формы обучения: конференции, диспуты, дискуссии, обсуждение научных работ. Методика проведения конференции. Методические требования к организации и проведению диспута. Содержание и сценарий дискуссии. Деловые игры в преподавании психологии. Использование элементов психоанализа, гештальттерапии, НЛП рациональной терапии, суггестивных методик в преподавании психологии. Организация самостоятельной работы учащихся и студентов. Контрольные и курсовые работы. Написание дипломных работ.

Методика чтения лекций по психологии.

Лекция как организационная форма преподавания психологии. Требования к структуре, композиции, содержанию лекции. Виды лекций: академические, эвристические, научно-популярные. популярные. Своеобразие лекций по основным разделам психологии. Роль наглядности на лекции по психологии. Демонстрационный эксперимент. Литературно-художественное моделирование. Использование элементов истории психологии и биографии выдающихся психологов при изложении содержания лекции. Использование «микролекций», читаемых студентами. Объективные и субъективные условия эффективности чтения лекций Психологический анализ учебной лекции.

Методика проведения семинарских и практических занятий по психологии.

Семинарские занятия: цель и задачи в преподавании психологии. Виды семинарских занятий. Проведение занятий методом проблемных малых групп. Элементы научной конференции в семинарских занятиях. Дискуссии на семинарских занятиях. Практические занятия по психологии и их виды. Практические занятия с использованием компьютерных технологий. Психологический анализ практических работ по психологии. Использование на семинарских и практических занятиях наглядности, аудио и видеотехники. Интерактивное обучение.

Методика проведения лабораторных занятий по психологии.

Лабораторные занятия: их цель и задачи. Виды лабораторных занятий. Организация и проведение лабораторных занятий по психологии. Структура и содержание современных лабораторных практикумов по психологии. Особенности выполнения лабораторных работ с использованием современных компьютерных технологий. Использование программ обработки и интерпретации данных лабораторной работы. Оформление лабораторных работ. Использование элементов научно-исследовательской работы на лабораторных занятиях.

Наши рекомендации