Основные категории психологии
Категория отражения. Отражение, в широком смысле слова, есть всеобщее свойство материальных объектов, состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит характер взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи (животных и человека) воспроизводить в форме субъективных образцов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) объекты внешнего мира в процессе активной деятельности в природной и социальной среде. Отражение психическое, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимодействие со средой.
Выделяют следующие уровни отражения: сенсорно-перцептивный, представленческий, вербально-логический. Сенсорно-перцептивный уровень в системе образного отражения является базовым, поскольку сенсорно-перцептивная сфера – это богатейшая совокупность разнообразных ощущений и восприятий. К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейшими из которых являются образная память и воображение. Вербально-логический уровень – это уровень понятийного отражения, рационального познания. Психическая деятельность человека включает различные уровни отражения: рефлекторный, бессознательный, сознательный. Данные уровни отражения определяют как потенциальные, так и реальные возможности саморегуляции поведения.
На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости, возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника. Такое психическое отражение в процессе развития органического мира преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения – первичные психические образы среды. Эти простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих как сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный и активный характер. Отражение становится опережающим прямую ответную реакцию организма на непосредственно действующий раздражитель.
На уровне человека в результате социальной обусловленности его деятельности активность отражения не только возрастает, но и становится качественно иной. Избирательный и целенаправленный характер отражения определяется на этом уровне потребностью в преобразовании природы, в процессах совместной деятельности посредством орудий труда. В этих процессах психическое отражение выступает как создание образов не только чувственного, но и логического мышления (понятий, гипотез), творческой фантазии, получающих свое воплощение в продуктах культуры.
Отражение человека качественно отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется сознанием. Формой сознательного психического отражения является речь, язык, посредством которых человек организует и контролирует психические процессы. Высшим уровнем сознательного отражения является целенаправленная творческая деятельность человека. Субъектом сознательного психического отражения является личность.
Сознательное отражение, имеющее форму воли, представляет высший регулятор деятельности и поведения. Его произвольные действия направлены на реализацию планов и программ, возникших в процессе отражения и подчиненных соответствующим целям и задачам. Сознательное отражение формируется и развивается в совместной практической деятельности и общении людей друг с другом. Отражение человека активизируется мотивационной сферой.
Категория психики. Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Психика представляет своеобразный аппарат, механизм, который помогает живым организмам выжить и приспособится к окружающей среде. Жизненно важными функциями психики являются: 1) когнитивная, 2) коммуникативная, 3) регулятивная. Как саморегулирующаяся динамическая система психика имеет сложное строение и обладает рядом свойств:интегрированностью, многомерностью, послифункциональностью, послиструктурностью, гибкостью, высокой адаптивностью, а также недоступностью для непосредственного наблюдения внутренних процессов и их механизмов. Познание, коммуникация, регуляция поведения, адаптация осуществляются через многообразие форм психического отражения (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Формы психического отражения развиваются и проявляются как системные качества, обеспечивающие разные возможности регуляции активности субъекта. Психика отражает прошлое (опыт) память), настоящее (совокупность образов и переживаний), будущее (намерения). психическое отражение субъективно. Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Важнейшей особенностью психического отражения является его активность, что позволяет человеку быть субъектом жизнедеятельности.
Огромная роль в саморегуляции принадлежит образной деятельности. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это субъективный феномен, формирующийся в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной активности и представляющий собой результат целостного, интегрированного отражения окружающей действительности. Образ, регулирующий сознательную, целенаправленную деятельность человека, включает все три уровня психического отражения (сенсорно-перцептивный, представленческий, вербально-логический). Эффективность образа – в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта – существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение. Антиципация представляет способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий, т.е. способность предвосхищать события, интуитивно предвидеть. Важнейшим условием, обеспечивающим формирование опережающего отражения, является включенность в содержание образа осознанной цели деятельности. Цель – это образ, идеально или мысленно представленный конечный результат деятельности. Цель может выступать как перцептивный образ, как образ-представление, как логическая конструкция. В какой форме выступает цель – зависит от конкретных условий, в которых предстоит действовать. Цели деятельности определяются особенностями мотивации индивида. Главным условием всякого преуспевания является осознание того, в чем нужно преуспеть. Ориентация в ценностях и их реориентация являются важным и необходимым условием укрепления высшей системы ауторегуляции.
Благодаря активному и опережающему отражению специальными телесными устройствами (органами чувств и головным мозгом) внешних объектов в форме психики становится возможным осуществление действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание испытывающего в них нужду организма, его поисковая и надситуативная активность. Отсюда следует, что определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.
Категория сознания. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Понятие «сознание» и «психика» не тожественны: сознание – это только субъективный компонент человеческой психики. Сознание представляет активную деятельностную силу, направленную как на познание внешнего мира, так и на познание самого себя, что позволяет формировать самосознание – образ Я как целостное представление о самом себе. Сознание – продукт высокоорганизованной материи – мозга. Каждое отдельное полушарие мозга контролирует относительно независимое сознание: левое полушарие - когнитивные процессы, правое – эмоциональные. Сознание – это функция целостного мозга, что и определяет одно их важнейших его качеств – целостность. В случае расстройств сознания, вызванных органическими поражениями головного мозга (травма, опухоль), наблюдаются следующие явления: 1) оглушенное состояние сознания; 2) аменция; 3) сумеречное состояние (помрачение) сознания; 4) деперсонализация; 5) кома.
Сознание характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на предмет); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).
Индивидуальное сознание имеет определенную структуру: самосознание (самооценка, самопознание, самочувствие); атрибуты сознания (отношение, познание, переживание); уровни ясности сознания (творческое озарение, вдохновение, ясное сознание, спутанное сознание, патология сознания, потеря сознания); свойства динамики сознания (свойства личности, состояние сознания, процессы сознания, определяющие его константность, динамичность и преемственность); формы сознания (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, память).
Высшей формой развития сознания является самосознание. Л.С. Выготский отмечал, сознание и самосознание представляют два различных фокуса внимания. Сознание дает знание, понимание окружающей действительности, других, самосознание – понимание себя, своих возможностей. Самосознание проявляется в способности не только отражать внешний мир, но и выделять себя в этом мире. познавать свой внутренний мир, переживать и определенным образом к себе относиться. Самосознание представляет собой не только познание, но и известное отношение к себе, которое проявляется в форме самооценки.
Развитие сознания и самосознания находятся в неразрывной связи с рефлексией. Рефлексия составляет ядро сознания и самосознания. Сознание и самосознание представляют активную, деятельностную силу, которая образует фундамент произвольного управления своим поведением.
Категория деятельности. Деятельность – это процессактивного взаимодействия с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Категория деятельности играет важную роль в анализе социального бытия человека. Через анализ деятельности раскрывается социальная обусловленность психики человека, психологии личности и ее развития. Развитие психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. Структура деятельности порождает структуру сознания, определяя его свойства: социальный характер, способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к вопросам исследования психического. Последнее стало рассматриваться и как результат (психический образ, умение, состояние, чувство), и как процесс.
При определении деятельности как объекта психологического исследования были раскрыты новые аспекты изучения психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции).
В самом обобщенном плане принято выделять четыре основных вида деятельности: трудовая, учебная, игровая. Суть трудовой деятельности заключается в создании результата, в производстве некоего продукта (материального или духовного), т.е. в целенаправленном изменении, преобразовании мира. Это трудовое производство является социально обусловленным, осознанным, а результат – предварительно запланированным, предвосхищенным. Учебная деятельность – это специально организованное, активное усвоение (присвоение) личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений. Это одна из сторон целостного процесса обучения как взаимодействия учителя и учащегося. Это деятельность учащегося, направленная на самоизменение, т.е. ее предметом (объектом) выступает непосредственно субъект учебной деятельности. Игровая деятельность психологически специфична тем, что в ней осуществляется символическое воспроизведение, моделирование реальной жизни. Игра мотивируется самим процессом функционирования, действования, а не его результатом. Общению как деятельности свойственны две основные черты: 1) предметом общения выступает другой человек – субъект или группа людей; 2) структурные компоненты общения включают три аспекта: перцепцию (восприятие друг друга участниками общения), коммуникацию (обмен информацией между собеседниками) и интеракцию (взаимодействие). Общение влияет на выбор цели и выступает как фактор организации совместной деятельности. Индивидуальная деятельность рассматривается как система, обладающая самодвижением, которое порождает психические процессы и состояния, сознание индивида и свойства личности.
Б.Ф. Ломов (2011) отмечает, что недопустимо рассматривать категорию деятельности как суперкатегорию психологической науки. В некоторых направлениях исследований принцип деятельности превратился в некую априорную схему объяснения любых психических явлений и при любых обстоятельствах. Она превращается в своего рода демиурга психического. Нынешнее психологическое представление о деятельности не следует считать законченным и незыблемым.
Категория общения. Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.Общение – сложное явление, которое может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Общение – процесс, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. Общение включает в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивная – в организации взаимодействия; перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Для эффективной коммуникации важны обратная связь и адекватное понимание получателем передаваемой ему информации. При непосредственном контакте между людьми используется два основных канала: слуховой (вербальные символы) и зрительный (невербальные сигналы). Информация от партнера к партнеру в процессе общения передается как словами (что говорит?), так и их невербальным сопровождением (как говорит и как ведет себя?). Невербальный поток коммуникации подразделяется на проксемический (расположение в пространстве), паравербальный (интонация, громкость, высота, тембр голоса), мимический (мимика, лицевая экспрессия) и пантомимический (жесты, поза).
К общим принципам, регулирующим протекание процессов общения, относят его межличностность, целенаправленность, непрерывность и многомерность. Основными механизмами познания и понимания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди), межличностная аттракция (межличностная привлекательность).
В процессе общения формируется план совместной деятельности, осуществляется взаимный обмен информацией, взаимная стимуляция, контроль и коррекция действий. В процессе делового взаимодействия с помощью общения осуществляется организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений. Результатом общения является не материальный, преобразованный предмет, а те или иные изменения в сознании, поведении, свойствах общающихся людей. В общении происходит взаимная презентация субъектами результатов психического отражения. Специфика общения состоит в том, что в процессе взаимодействия проявляются психические качества людей.
Категория образа. Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ - феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющей собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). С точки зрения исследования онтогенетического развития, образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами.
В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе как многомерном психологическом образовании. Различают два порядка образов: сенсорные (ощущения, восприятия, представления) и умственные (понятия, суждения, умозаключения). Материальной формой воплощения образа выступают практчиеские действия, язык, различные знаковые модели. В чувственном и умственном образе представлено познвательное отношение психики к внешнему источнику. Вместе с тем только благодаря образу возможна ориентировка организма в предметной среде и регуляция поведения в ней. Категория образа претерпела сложную цепь изменений (под образом понимались: элемент сознания, гештальт, способ обработки информационных процессов, динамическая модель внешнего источника). Образ, регулирующий сознательную, целенаправленную деятельность человека, включает три уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный, представленческий, вербально-логический.
Категория мотива. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Потребности – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности. Одной из базовых потребностей человека является потребность в уважении, признании. Развитие мотивов имеет свои выраженные возрастные особенности. Мотивы, как правило, не осознаются человеком.Мотив представлен в сознании опосредованно, в виде смысла(А.Н. Леонтьев).
Мотивация – это более широкое понятие. Оно включает всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций и т.п.Мотивация является мощной энергетической основой, необходимой для образования условных рефлексов и сложных навыков. С ее помощью организуется целостное поведение, повышается трудовая активность. Как энергетический аспект активности организма она позволяет удерживать равновесие и образование высших и сбалансированных состояний равновесия.
Психологические функции мотивов заключаются в побуждении к деятельности, придании направленности производимой деятельности, в. смыслообразовании. Вышеуказанные функция связаны с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии.
Оптимальный уровень мотивации достижения включает доминирование у субъекта в структуре мотивации интереса к деятельности, сопровождающееся удовольствием от ее осуществления, а также ощущением компетентности и контроля.
Категория переживания. Переживание – непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления, отблеск в сознании субъекта тех или иных его состояний, особая форма созерцания. Переживание как созерцание означает определенный режим, или уровень, функционирования сознания как системы, существующий и действующий наряду с другими режимами – рефлексией, сознаванием (презентацией) и бессознательным. Переживание как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования; особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни; это ответ на ситуацию невозможности, или бессмысленности (Ф.Е. Валилюк). Переживание как деятельность реализуется и внешними, и внутренними действиями.
Переживание – это не только особое состояние человека, но и механизм личностного становления, важный параметр формирования образа мира уже в раннем детстве; это один из ведущих моментов в процессе интуитивного познания окружающего, в процессе творческого озарения, в процессе социального познания. Когнитивный компонент переживания способствует социализации и социально-психологической адаптации человека
Категория отношения. Отношение – категория, введенная В.Н. Мясищевым, для раскрытия сущностной характеристики личности. Самое главное и определяющее личность – ее отношение к людям. Отношения человека представляют сознательную избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающую в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессе деятельности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения являются движущей силой личности.
Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека – от самых низших до высших ее подструктур – связываются так или иначе с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему отношений к личности.
Отношения могут быть: физические, психические, психологические, социально-психологические, социальные. Психологические отношения сопровождают любой акт психической деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения и проявляются в чувственном тоне и настроении индивида, в стремлении к объекту или избегании его. Психологические отношения – система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности; отражают потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, волю. Социально-психологические отношения – различные формы взаимосвязи людей. Возникающие в процессе совместной жизнедеятельности. К этой категории относятся межличностные отношения и взаимоотношения.
Категория действия. Категория действия претерпела сложный цикл преобразований. В теоретическом плане это получило отражение в таких понятиях, как интенциональный (интенция - лат. внимание, внутренняя направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым) акт сознания (Брентано и функциональная психология), отношение «стимул - реакция» (бихевиоризм), условный рефлекс (И.П. Павлов), компонент сенсомоторных структур(Ж. Пиаже),инструментальный, семиотически (сема - знак, признак) опосредованный акт (Л.С. Выготский).
Действие – одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. В отличие от деятельности действия не имеют самостоятельного мотива, а подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они реализуют. Одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей.
Действие всегда направлено на достижение некоторой цели. Поиск и выделение целей в рамках целостной деятельности выступает как специфический процесс апробирования цели действием. В этом процессе действие имеет форму пробы, ориентирующей субъекта в основаниях осуществляющейся деятельности. Наряду с интенциональным, ориентирующим аспектом (что должно быть достигнуто), действие имеет операциональный аспект, связанный с условиями выполнения действия. Единство цели и условий ее достижения является задачей, решением которой выступает действие.
Целостное действие (по П.Я. Гальперину) состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним. Действия бывают: мнемические, интеллектуальные, перцептивные, идеомотороные, предметные и практические.
Действие имеет следующие параметры: уровень выполнения (материальный или материализованный, в громкой речи, речи про себя, «в уме»), обощенность, сокращенность и степень освоенности.
Категория личности. Личность – одно из самых многозначных понятий в психологии. В контексте марксистской теории личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития. Поэтому трактовка личности как системы социально обусловленных качеств является общеметодологическим принципом в социальных науках. В психологических словарях личность определяется как проявление социального (неприродного) в человеке, как присущее только человеку психическое образование. Для марксистского определения анализируемого понятия характерна противоположность тем определениям личности, в которых она выступает как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования
В широком смысле понятие «личность» традиционно рассматривается как социальное качество, которое является системным, многомерным, многоуровневым динамическим образованием, определяющим как прогрессивные, так и регрессивные тенденции в развитии человека. Основание социальных качеств образуют сознание и самосознание. Сознание в психологической структуре личности является ее ядром, стержнем, а рефлексия, как одно из проявлений сознания, - основой развития и изменения человека.
В узком смысле личность представляет ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы, качества и свойства индивида, которые обусловливают необходимую последовательность и устойчивость поведения. Личность как высшее интегральное системное качество характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых ожиданий (мотивация достижения, риск); направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами» по Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов; степенью осознанности своего отношения к действительности. Субъективно личность выступает как образ «Я», «Я-концепция» - система представлений о себе, которые определяют самооценку, самоуважение, уровень притязаний.
Одним из дискуссионных является вопрос о базовых характеристиках личности. Б.Г. Ананьев (1907-1972) считал, что характеристики личности – это характеристики общественных отношений и функций, ими определяемых. Личностная подсистема включает такие характеристики, как статус в обществе, социальные роли, мотивы поведения, отношения личности и ее мировоззрение. В качестве параметров личности выделяют сознание, активность, направленность. Выявляя отличительные особенности понятий «индивид» – «личность», Б. Г. Ананьев пишет, что начало индивида – долгий и многообразный процесс эмбриогенеза; начало личности – долгий и многообразный процесс социализации личности. Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке. Если личность – вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности.
В зарубежной персонологии личность рассматривается как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения.
Категориальный аппарат психологии не статичен. Он постоянно совершенствуется. На рубеже ХХ – начала ХХ1 вв. в понятийном аппарате психологии происходят существенные изменения. К числу категорий, активно осваиваемых современной психологической наукой, относятся, например, такие, как «субъект», «бытие» и др.
Категория «субъект» является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самодетерминации, самоопределению и развитию. Понятие «субъект» было введено в психологию С.Л. Рубинштейном (психолого-философские труды 40-х годов). Обращение к данному понятию связано с попыткой преодолеть безличный, статично-структурный подход к сознанию и деятельности, механистический детерминизм и редукционизм в понимании природы психического.
Понятие «субъект» в современной психологии рассматривается на различных методологических уровнях. В философском плане данное понятие связано с подчеркиванием активности человека во взаимодействии с окружающим миром, с существованием внутренних источников этой активности. В методологическом плане категория субъект задает ориентиры для дифферециации и интеграции различных представлений о субъекте в науках о человеке. В конкретно-психологическом плане подчеркивается активное созидательное начало, способность создавать собственное бытие за счет таких качеств, как самостоятельность, творческость, способность к саморегуляции.
Понятие «субъект» отражает специфическое (функциональное) качество активности человека, проявляющееся в способности к самодетерминации. Рассматриваемое понятие является достаточно высоким обобщением, включающим в себя различные уровни проявления активного, инициативного, интегративного, системного начала. Целостность, единство, интегральность являются важнейшими свойствами субъекта, которые выступают основой для системности всех его психических качеств, часто весьма противоречивых и трудно совместимых (А.В. Брушлинский).
Авторы субъектного подхода (К.А. Абульханова Славская, А.В. Брушлинский, Л.И, Анцыферова и др.) полагают, что категория «субъект» в ситуации методологического кризиса современной психологии может выступить основой интеграции психологической науки, поскольку эта категория задает новый подход в понимании предмета психологии – предметом становится субъект в непрерывном процессе функционирования и развития психики. Перемещение акцента на субъект позволяет сместить исследования с отдельных психических явлений на более высокий уровень - целостное изучение человека.
Сущность и предназначение принципов психологии
Наряду с понятием «категория» в методологии психологии используется понятие «принципы». Подчеркнем, что если психологическая категория (психика, личность, деятельность, сознание) - это наиболее широкое для психологии понятие, то принцип - наиболее краткая формулировка наиболее существенных взаимодействий и опосредований этих феноменов.
Принцип в логике- это «основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции». Научный принцип – это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений в процессе научного познания.К общенаучным принципам относятся: принцип историчности, причинности (детерминизма), развития, системности. Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее прошлый опыт, проверенный практикой и временем. Например, в основе теории деятельности - принципы активности, деятельности, предметности психического отражения.
Методологические принципы психологии:
принцип диалектико-материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром),
принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательная и личностна),
принцип отражения (все психические явления суть результаты непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром),
принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах),
принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированы, т.е. подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),
личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как к личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления), принцип единства теории эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины).
Вся совокупность указанных принципов, дополняющих и конкретизирующих друг друга, позволяет определять способы выделения объекта и предмета исследования, интерпретировать полученные новые научные результаты, осуществлять теоретические обобщения и строить концептуальные схемы и модели, выбирать адекватные исследовательским задачам методические приемы [42, с.132].
Косновным принципам психологии А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский ( ) относят три объяснительных принципа: принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.
Принцип детерминизма заключается в причинной обусловленности психических явлений. Детерминизм(от лат. determinare - определять) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Абсолютизация формы причинности ведет к фатализму, вульгаризации детерминизма.
Принцип детерминизма особенно важен для периода накопления и обобщения информации о раскрываемой теме. Описание явления без выяснения причин его возникновения является типичным случаем несоблюдения этого принципа, что может привести к грубейшим ошибкам.
Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое учение (от гр. теос - бог), индетерминизм. Детерминация, или причинность, - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).
Причинная связь асимметрична - она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, является отличительной чертой причинно-следственной связи, тогда как их последовательность во времени - лишь результат такого отношения. Важно отметить, что причинно-следственные отношения могут быть установлены лишь в эксперименте.
Следует различать принцип детерминации как реализацию отношения порождения (детерминация лежит в основе развития, возникновения новых объектов, явлений и их свойств) и концепцию детерминизма, при помощи которой описывают взаимодействия объектов в классической механике. Механический, или линейный, детерминизм не обладает таким важнейшим свойством, как необратимость во времени, поскольку классическая механика, изучая статику или динамику объектов и их взаимоотношений, не обладает теоретическим аппаратом для описания их развития и эволюции (И.С.Пригожин, И.Стенгерс).
Представление о цели (будущем состоянии среды) как о причине противоречит тому, что цель будет достигнута в результате целенаправленного действия на среду, и в данной паре событие является следствием. Порядок причины и следствия в этих случаях инвертирован, что приводит к очевидному временному парадоксу. Парадокс легко разрешается, если направленность на цель понимать не как влияние будущего на прошлое, а как реализацию моделей совершившихся ранее целостных взаимодействий, зафиксированных в специальных структурах.
Принцип системности связан с рассмотрением соответствующего явление как системы, не сводимой к сумме своих элементов и обладающей структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. Как стержневой инструмент психологического познания принцип системности позволяет исследовать человека как целостную систему, состоящую из элементов множества разнопорядковых физических, биологических, социальных подсистем.
Принцип развития(психики), понимаемый как исторический подход к исследуемым психическим процессам, Л.С. Выготский принимал в качестве ведущего методологического принципа. Принцип развития предполагает указание на исходное противоречие развития, рассмотрение развития как взаимосвязи изменений психических явлений и порождающих их причин.
Согласно принципу развития существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический. Эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой. Американский психолог Ст. Холл, автор первой теории развития - теории рекапитуляции, считал, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Развитие носит линейный характер. Последующие работы в области психологии развития доказали, что такой жесткой связи нет. Развитие носит нелинейный, непреформированный характер: может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации. Вместе с тем в результате изучения генезиса психики ребенка было установлено, что логика становления психики, ее саморазвертывания, одинаковы при развитии человеческого рода и развития отдельного человека.
Вышеуказанные принципы представляют собой преломление в психологии общих законов диалектики. Законы диалектического материализма для психологии выступают всеобщими принципами, которые становятся особенными, конкретизируясь для психологии как науки, и единичными для ее отдельных теорий и проблем. Они отражают единство эмпирического и теоретического в системе научного знания. Источником психологических принципов являются соответствующие факты реальности. Психологические принципы характеризуют предмет, методы, границы конкретной науки и представляют особую, предельно концентрированную форму знания. Принципы помогают раскрыть сущность и закономерности исследуемых явлений. Компонент знания тогда становится принципом, когда он используется как норма, основание познавательной и практической человеческой деятельности.
Выбор методологических принципов определяет научную позицию исследователя, методологический подход к изучению феноменологических особенностей психологической реальности. Например, С.Л. Рубинштейн еще в начале ХХ столетия доказывал, что естественнонаучная методология не годится для гуманитарного знания, поскольку специфика гуманитарных наук состоит в их субъектности и ценностной опосредованности знания. Он обогатил психологию методологическим принципом единства сознания и деятельности (просвечивать психику через деятельность), принципом детерминизма (внешние причины действуют исключительно через внутренние условия), принципами субъектности, саморазвития (в творческой деятельности рождается творец). Совокупность указанных принципов позволяет определить способы объекта и предмета исследования, интерпретировать полученные новые результаты, осуществить теоретические обобщения и строить концептуальные схемы и модели, выбирать адекватные исследовательским задачам методические приемы. Кроме того, личностный принцип, разработанный С.Л. Рубинштейном, раскрывал зависимость всех психических процессов от личности как единого основания: необходимо изучать не изолированное восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает, мыслит человек. Личностный принцип в настоящее время перерос в субъектный подход и сблизился с системным объяснением психических процессов.
Законы психологии
Принципы психологии глубоко связаны с понятиями «психологическая закономерность» и «закон психологии». Если закономерность - это отражаемое, закон - отражение. Закон есть отношение, в котором проявляется сущность явлений и процессов. Понятием закона описывается объективная реальность, т.е. внутренние и необходимые связи между явлениями объективной реальности. Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон.
Психологические законы в основном устанавливаются эмпирическим путем, отражая устойчивые, существенные отношения и связи между явлениями. Важной характеристикой психологических законов является их субъективность, т. е. принадлежность субъекту, субъективному миру человека. Специфика законов, открываемых в психологии, заключается в том, что они не являются жесткими и однозначными абсолютами, а выступают как законы-тенденции (когда общее для ряда психических явлений проявляется в виде тенденций; возможное и действительное не совпадают; когда любое психическое проявление человека выступает не только как актуально существующее в настоящий момент времени, но и как предпосылка).
Б.Ф. Ломов (1999) все психологические законы разделяет на семь групп:
1. Характеризующие относительно элементарные зависимости – связи между внешними воздействиями и определенными психическими эффектами, а также между самими этими эффектами: психофизический закон; законы обнаружения, различения, идентификации и опознания сигналов; формирования ассоциаций и т.д.
2. Раскрывающие динамику психических процессов во времени. Психический процесс рассматривается как диахроническая (т.е. изменяющаяся во времени) система. Примером этой группы может служить закономерная последовательность фаз процесса восприятия: от грубого различения общих пропорций предмета и его положения до формирования дифференцированного и достаточно полного образа.
3. Характеризующие структуру психических явлений. К этой группе относятся, например, законы памяти как системы, имеющей сложное строение, динамической, развивающейся, многоуровневой, «открытой». По Р. Аткинсону, эта система включает определенную структуру хранилищ информации (сенсорный регистр, кратковременное хранилище, долговременное хранилище), их реорганизацию (признаки, буфер, узлы и коды, связные множества и т.д.), потоки информации и процессы управления.
4. Раскрывающие зависимость эффективности поведения или деятельности от уровня психической регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью решения поведенческих задач. установлено, что есть некоторый оптимальный уровень мотивации, при котором успешность является наиболее высокой. Кроме того, уровень мотивации тем меньше, чем труднее задача.
5. Психического развития человека в масштабах его жизни. Психическое рассматривается как диахроническая система. Это закон неравномерного и неоднородного развития психических функций (Б.Г. Ананьев), закономерной последовательности стадий развития интеллекта: сенсомоторная, предоперациональная, конкретно-операциональная и формально-операциональная (по Ж. Пиаже), закон гетерохронного развития профессиональных качеств (В.Д. Шадриков).
6. Раскрывающие основания различных психических свойств человека. Сюда относятся закономерности, полученные в исследованиях нейрофизиологических оснований темперамента (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.), а также исследования и концепция А.Н. Леонтьева, где в качестве основания психических свойств человека лежит деятельность индивида в системе общественных отношений.
7. Отношений между разными уровнями организации психики. Примером здесь могут быть отношения между разными уровнями организации в структуре личности, между разными уровнями антиципации.
Эта классификация позволяет представить психологические законы в виде системы для дальнейшего их исследования.
В.М. Аллахвердов (2000) систематизировал базовые законы, по которым функционирует сознание:
· Закон Юма-все случайные процессы даны сознанию как закономерные. Этот закон фиксирует то, что сознание строит догадку о том, какова реальность, а потом пытается оправдать эту догадку логическими средствами.
· Закон Фрейда-Фестингера:механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее с поверхности сознания.
· Закон разрыва шаблона -определенность социальногоконтекста, задающего правила разыгрывания социальной роли, важнее, чем привлекательность самой роли.
· Закон Джемса:сохранение осознаваемого обеспечивается только путем его изменения. Осознается только такая информация, которая изменяется либо объективно, либо субъективно. Неизменная стимуляция исчезает из сознания.
· Закон Бардина:зона неразличения дифференциального признака сама является дифференциальным признаком, т.е. зависит от других признаков, используемых в опыте.
· Закон Хика: чем менее вероятен предъявленный стмул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией работает сознание.
· Закон классификации:любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания в качестве некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять из одного члена.
Раскрытие феноменологии развития в отечественной психологии связано с выявлением законов развития. У Л.С. Выготского - это закон несовпадения ритма с темпом развития, закон матаморфозы, закон неравномерности, закон развития высших психических функций (ВПФ); у Д.Б. Эльконина - закон чередования, периодичности разных типов деятельности; у Б.Г. Ананьева - закон гетерохронности индивидуального развития человека и закон двухфазного характера развития одних и тех же психофизиологических функций человека.
Закон несовпадения ритма с темпом развития: детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок – существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Закон развития высших психических функций: высшие психические функции первоначально возникают как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними формами (функциями) самого ребенка.
Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентаций возникаетпротиворечия, которые становятся движущей силой развития.
Закон гетерохронности индивидуального развития человека: определенные состояния, элементы развития достигается разными элементами в его структуре в разное время. Повышение уровня одних функций происходит одновременно со снижением или реорганизацией уровня других.
Закон двухфазного характера развития одних и тех же психофизиологических функций человека. Первая фаза: общий фронтальный прогресс функций в ходе формирования и ранних эволюционных изменений. Второй фазой эволюции тех функций является их специализация относительно к определенным объектам. Эта фаза наступает в более позднем возрасте.
В выявленных закономерностях проявляется взаимодействие природной и социально-личностной детерминации развития. Истоки и механизмы индивидуального психического развития - в психобиосоциальной структуре человека. Внутренние законы развития - это созревание мозговых структур и психофизиологических функций. Вместе с тем онтогенез индивида опосредован социальными и культурными факторами. Системные новообразования определяют особенности психического развития, обеспечивают его жизнеспособность и жизнестойкость.
Я.А. Пономарев (1988) отмечает, что одной из трудностей, связанных с разработкой категории закона, связано с представлением о психическом как об идеальном. Такое представление исключает мысль о существовании собственно психологических законов. Психология есть абстрактно-аналитическая наука. Ее непосредственная задача – выявление абстрактно-аналитических законов психологического структурного уровня организации жизни. Такого рода знания не имеют прямой связи с практикой. Однако связь абстрактно-аналитической психологии с практикой несомненна. Она носит лишь опосредованный характер. Абстрактно-аналитический закон не отражает сущности явления, взятого во всей его полноте, целостности, многогранности. Такой закон отражает сущность лишь одного из структурных уровней организации явления. Для непосредственного управления явлением, практической деятельностью нужны знания конкретных законов. Они и должны быть получены путем синтеза абстрактно-аналитических знаний.
Итак, категории, методологические принципы, законы дают указания относительно способов разработки психологических теорий, помогают выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте, формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности исследуемых явлений, определяет исходные теоретические концепции.