Решение грамматико-орфографических задач
Значение этого метода возрастает от 1 к 4 классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, оно опирается на знания грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников. Метод решения задач применим ко всем проверяемым и к непроверяемым орфограммам, но типы задач и порядок их решения (последовательность действий) различны.
Вопрос – условия – порядок решения – ответ: такова структура задачи.
Цель и вопрос – это осознание того, что должно быть достигнуто. Так, для проверки слова ч…сы ставится вопрос: «Какую гласную писать после ч –и , е или а ?» Вопрос ставит сам школьник.
Условия задачи ( их определяет тоже сам учащийся):
1) безударный гласный, следовательно, произношению доверять нельзя;
2) он, по-видимому, находится в корне слова, следовательно, необходимо подобрать проверочные родственные слова.
Порядок решения:
1) подбор родственных слов – час, часики, часок, часовщик;
2) проверочными могут быть слова – час, часики;
3) сравнение: часы и час – это родственные слова, корень час следует писать одинаково и под ударением, и в безударном положении.
Ответ. Казалось бы, ответ готов. В слове часы следует писать а. Но здесь возникает вторая задача: после мягкого (ч) писать а или я ? Ответ: ча, ща пишутся с буквой а. Пишем часы.
Итак, для решения задач необходим достаточно высокий уровень языковых знаний, логического мышления, речевого развития, зоркости, внимания. Кроме того, необходима быстрота выполнения операций. Медленное решение задач не только малоэффективно, но может привести к ошибке. Овладев решением задач определённого типа, школьники постепенно свёртывают решение и наконец приходят к автоматизации действия: ч…сы – час (чааас) – ча-сы.
Нетрудно заметить, что задача ч…сы (так же как и другие грамматико-орфографические задачи) содержит все те элементы, которыми характеризуется проблемное обучение: школьник сам обнаруживает ситуацию, порождающую проблему, т.е. орфограмму, подлежащую проверке, сам определяет цель и ставит вопрос, сам выясняет условие решения задачи, определяет последовательность действий при её решении, решает её, получает ответ, записывает слово, т.е. выполняет практическое действие.
Таким образом, во всех трёх методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.
Глава 2 «Виды орфографических упражнений и методика их проведения».
Простейшим видом орфографических упражнений является списывание. Оно может быть с готового текста и с изменением текста.
Ещё К.Д.Ушинский замечал, что списывание должно быть осознанным. Для первого же года обучения он рекомендовал списывание слов с размещением их по рядам, чтобы «голова ребёнка не оставалась без работы». Он рекомендовал вглядеться в слово, представить его образ, осмыслить его, проанализировать состав слова, а потом его писать.
При списывании необходимо обращать внимание на чёткий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.
Различают списывание:
1) текстуальное, или дословное;
2) выборочное;
3) творческое, или осложнённое разного рода задачами.
Текстуальное списывание.
Методисты давно обсуждают вопрос о том, как научить детей списывать без ошибок. Так, они рекомендуют учить детей соблюдать определённый порядок действий при списывании. Психологи изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность воспроизведения текста, а также наметили способы превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию.
Так, Г.В.Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова. В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами (предложениями или его законченными по смыслу частями). Кроме того, были разработаны приёмы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путём выделения в нём орфограмм. Специальное внимание Репкина уделила организации контрольной операции при списывании.
Алгоритм списывания, составленный с учётом всех требований, вначале детально развёртывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на его первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.
Алгоритм списывания.
1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2) Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3) Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4) Прочитай предложение так, как оно написано.
5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6) Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7) Проверь написанное:
- читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
- подчеркни орфограммы в написанном;
- сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
При такой организации работы на списывание коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка списывания алгоритм выполнения действия постепенно свёртывается. Так, в 3 или 4 классе подчёркивание орфограмм в исходном тексте и при проверке убирается. В результате алгоритм списывания существенно сокращается, он будет состоять из четырёх шагов.
1)Прочитай предложение и повтори его по памяти.
2)Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.
3)Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.
4)Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
Предлагаемая организация обучения списыванию делает его самостоятельным орфографическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях.
Выборочное списывание.
Активным видом списывания является выборочное списывание, при котором учащиеся выписывают из данного текста по заданию учителя лишь некоторые словосочетания или слова в той или иной форме, например, существительные 3-го склонения, слово с безударной гласной о в корне, прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны, и т.д.
Выборочное списывание может сопровождаться классификационной работой, например, в один столбик выписываются существительные 3-го склонения с ь после шипящих на конце, а в другой – существительные 2-го склонения без ь .
Сюда примыкает выполнение такого рода упражнений, как выписывание названий животных, растений, пищи, одежды и т.д., выписывание из произведений описаний природы, быта, портретов.
2.1.3.Творческое списывание, или осложнённое разного рода задачами.
В средней школе используется, как правило, творческое списывание. Оно является наиболее осознанным, поскольку связано с выполнением определённого задания и требует обращения к правилам.
Списывание может быть осложнено:
- подчёркиванием отдельных букв, слогов и слов;
- заданием выписать из текста определённые слова, например существительные 1-го склонения, затем 2-го и 3-го;
- разделением отдельных слов предложения на значащие части;
- подчёркиванием морфемы, содержащей орфограмму;
- выделением орфограммы;
- переводом приведённых в тексте цифр в слова с применением правила правописания числительных;
- заданием дать краткую грамматическую характеристику отдельных слов по указанию преподавателя;
- вставкой пропущенных букв, слов, слогов или целых словосочетаний.
При выполнении такого упражнения требуется, чтобы учащийся сначала прочитал текст и подумал, какой слог, букву или слово он должен вставить, с каким правилом это связано, а затем уже записал. Нельзя допускать, чтобы учащийся механически переписывал текст, а затем подбирал требуемые слова.
Осложнённое списывание как вид орфографического упражнения ценно тем, что оно обеспечивает связь орфографии с грамматикой и развитием речи, что в свою очередь способствует лучшему усвоению правописания.