Технология индивидуальной работы в практике социальных служб
Метод индивидуальной соц. раб., или соц. раб. с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда соц. раб. совместно с клиентом решает его личностные и соц.проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике СР являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п. Существуют различные схемы индивидуальной работы со случаем, но они имеют ряд обязательных этапов: открытие случая, определение потребностей клиента, планирование, контрактирование, оказание помощи, мониторинг, оценка и окончание работы. Общая модель действий соц. раб. в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде: 1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях 2.Исследование и разъяснение проблемы 3. Мотивация 4. Концептуализация проблемы 5.Исследование стратегий решения 6. Выбор стратегии 7. Реализация стратегии 8. Эволюция В процессе индивидуальной работы исходят из того, что клиент имеет не только свои проблемы, но и права. Взяв за основу профессиональные ценности соц. раб., в процессе взаимодействия профессионалы руководствуются следующими принципами: клиент индивидуален; он имеет право на выражение своих чувств; управляемое эмоциональное участие; принятие; не быть оцененным; он имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения; клиент имеет право на конфиденциальность. Определенные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет наносить ему вред, ограничивать степень его самостоятельности: никогда не помогайте «третьему лицу» - тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали сложившуюся ситуацию; никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания); не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше; не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь убедить его сделать предложенный вами выбор. Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня социального функционирования. Основные подходы к индивидуальной работе со случаем. 1. Модели индивид. работы со случаем 1. Психосоциальная, основатель подхода Гордон Гамильтон, метод модификация поведения - В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения. Техники оперантного изменения поведения включают: коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов. Техники респондентного изменения поведения включают рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений. Поведенческий метод имеет достаточно широкое применение в решении проблем клиента. В центре его внимания могут быть вопросы из различных сфер социальной работы — от школьной до геронтологической. В тех случаях, когда не существует исследований по ряду вопросов социальной поддержки, теоретические подходы бихевиоризма помогают социальным работникам ориентироваться в новой проблематике.2.Функциональная, основатель Джесси Тафт метод провокационная терапия. 3. Проблемно-ориентированая, основатель Хелен Перлман метод радикальная терапия - Он основан на базовом постулате психодинамической концепции, базовый постулат, согласно которому вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности или невозможности работать над решением проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах. 4. Психоаналитическая, основатель Фрейд, метод Экзистенциальная терапия.
Общая модель действий соц. раб. в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях. (клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений) 2. Исследование и разъяснение проблемы. Это клиент осознает, что соц. раб. действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации.3.Мотивация - установление социального диагноза.4. Концептуализация проблемы Соц.раб. и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. 5. Исследование стратегий решения В процессе рекомендаций между клиентом и соц. раб. вырабатываются совместные стратегии решении проблемы. 6. Выбор стратегии Оценка процесса и результатов совместной работы обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. 7. Реализация стратегии Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.8. Эволюция - клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.
В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права.