Цель и основные задачи инженерного обеспечения обороны
Тема №4
Основные задачи инженерного обеспечения:
1. Инженерная разведка противника, местности и объектов
2. Фортификационное оборудование оборонительных рубежей, позиций и
районов (районов разведывания пунктов управления, исходных районов,
районов сосредоточения позиционных районов).
3. Устройство и сосредоточение инженерных заграждений.
4. Подготовка (производство) разрушений.
5. Разминирование местности и объектов
6. Подготовка и содержание путей движения и маневра войск.
7. Оборудование и содержание дублирующих переправ через водные
преграды в полосе обороны.
8. Оборудование и содержание пунктов (районов) полевого
водообеспечения.
9. Полевое электроэнергетическое обеспечение войск
10. Участие в противодействии системам разведки и наведение оружия
противника, скрытии, имитации войск и объектов, обеспечение
дезинформации и демонстративных действий.
11. Ликвидация последствий воздействия различных видов оружия
противника и опасных факторов природного и техногенного характера.
2. В создании такой обороны важнейшую роль играет инженерное обеспечение (ИО), которое имеет цель:
- создание необходимых условий для своевременного и скрытого занятия войсками оборонительных рубежей и позиций.
- отражение наступления противника и создание условий для перехода в наступление.
- повышение эффективности применения оружия, защиты личного состава и боевой техники от средств поражения.
- повышение маневренных возможностей своих войск.
- сковывание маневра противника и нанесение ему потерь.
Устойчивость обороны в значительной мере достигается искусно организованной системой инженерных заграждений, умелым использованием местности, ее фортификационным оборудованием, тщательной маскировкой и обеспечением широкого маневра войск в ходе наступательного боя.
Содержание и объем инженерного обеспечения обороны полка зависит от:
- условий перехода к обороне;
- место полка в боевом порядке дивизии;
- его боевой задачи и решения командира;
- характера местности, наличия сил, средств и времени, времени года, метеоусловий.
Основным содержанием ИО обороны является:
- инженерное оборудование участка обороны;
- ИО в ходе боя.
3Организация инженерной разведки.
Введение инженерной разведки организует НИС полка в соответствии с замыслом боя, указаниями командира и вышестоящего начальника.
Основные усилия инженерной разведки при подготовки обороны направляются на выявление мероприятий противника по подготовке его к наступлению.
Такими мероприятиями могут быть:
- Усиление противником разведки наших заграждений и проделывание прохода в заграждениях перед передним краем.
- Восстановление существующих и подготовка дополнительных путей из глубины к переднему краю.
- Усиление интенсивности инженерного оборудования местности на отдельных направлениях.
- Появление новых инженерных частей и подразделений в определенных районах.
- Увеличение запасов средств инженерного вооружения, применяемых в наступлении, итд.
Перечисленные мероприятия противника выявляются в основном инженерными наблюдательными постами, выставленными на переднем крае обороны. С этой целью в полку выставляются 1-2 ИНП.
В полосе обороны своих войск инженерные подразделения, выделенные на выполнение инженерных задач, соответственно осуществляют:
1. Определение наиболее выгодных участков местности для оборудования оборонительных позиций.
2. Разведку мест установки минно-взрывные заграждений и подготовки разрушений.
3. Разведку районов заготовки строительных материалов и путей маневра.
4. Разведку источников воды и мест оборудования пунктов управления, силами ИРД (ведение инженерной разведки «на себя»).
В ходе оборонительного боя инженерная разведка ведется наблюдением, поиском, непосредственным осмотром, а также фотографированием.
С началом наступления противника инженерно – наблюдательные посты выявляют места и способы преодоление наших заграждений, прежде всего минных полей, перед передним краем. В дальнейшем они действуют в боевых порядках обороняющихся войск и ИРЖ с задачами обнаружения деятельности разведывательных подразделений противника по определению места границ и характера наших заграждений, а также выявление группировки инженерных войск противника и проводимых им инженерных мероприятий.
Содержание и устройство инженерных заграждений.
Системы инженерных заграждений (минно-взрывные, не взрывные, комбинированные, электризуемые и водные) устраиваются во всех видах боевых действий с целью нанести противнику потери, задержать его продвижение, сковать маневр или вынудить продвигаться в выгодном для наших войск направлении и повысить эффективность огневых средств.
Они включают в себя: минные поля, группы мин, одиночные мины, фугасы, узлы, полосы, зоны заграждения, заграждения на дорожных направлениях, заграждения на рубежах минирования подвижных отрядов заграждений, рубежи (районы) минирования дистанционными средствами, невзрывные и электризуемые заграждения, зоны затопления, а также подготовленные к разрушению (уничтожению) важные объекты.
Для устройства заграждений привлекаются ИСР, ПОЗ, подразделения инженерного резерва, других родов войск.
Для устройства МВЗ в ходе боя в полку создается ПОЗ в составе ВМЗ или назначаются инженерно – саперные подразделения с необходимыми средствами инженерного вооружения, для выполнения поставленных задач на день боя ПОЗ выделяется:
- 3 б\к ПТМ (1800шт)
- 0,5т подрывных зарядов
- 5 – 10 КЗ
ПОЗ назначается основной и запасной район сосредоточения, 1 – 2 направления действия и на каждом – основной, один – два запасных рубежа минирования, начиная с первой позиции. Рубежом минирования рекогносцируются заблаговременно.
Подготовка и содержание путей движения и маневра войск.
Для обеспечения маневра войск, подвоза и эвакуации подготавливаются и содержатся:
- 1-2 фронтальных полковых пути от дивизионной рокады до полковой рокады
- по 1фронтальному пути на батальон первого эшелона от полковой рокады до мест расположения ВМО;
- полковая рокада на линии основных артиллерийских позиций и второго эшелона;
- пути маневра в ходе боя вторым эшелоном и резервом из расчета 1-2 пути на батальон с использованием фронтальных путей и полковой рокады;
- подъездные пути к районам развертывания ПУ, обеспечения тыла.
При подготовке путей, прежде всего, используются существующие дороги и только при необходимости оборудуются новые участки или объездные пути.
Общая протяжность путей на участке обороны полка составляет около 60км. Из них: 30-35км готовятся силами инженерно – саперной роты полка и приданным инженерным подразделением, остальные – силами общевойсковых подразделений.
Для восстановления поврежденных участков путей и мостов создаются запасы строительных материалов и дорожно – мостовых конструкций, используются МТУ и ТММ.
Силами инженерных подразделений подготавливаются:
- полковые фронтальные пути;
- рокада;
- пути выдвижения к рубежам развертывания для контратак.
Помимо указанной сети путей готовятся пути и в районе обороны батальона. Так от взвода материального обеспечения батальона готовятся колонные пути у ротным опорным пунктам. Если батальону придается артиллерия, то подготавливают подъездные пути к ее огневым позициям от полковой рокады или фронтального пути. Все эти пути готовятся для двустороннего движения силами и средствами самих подразделений.
Фронтальные и рокадные пути в обороне независимо от их принадлежности готовят с учетом более длительного срока их эксплуатации по сравнению со сроком эксплуатации в исходном районе для наступления. Подготавливаемые пути оборудуются с расчетом беспрепятственного передвижения по ним днем и ночью гусеничных и колесных машин на нормальных скоростях. При колонных путей для смешанного движения подготавливают два параллельных пути: один для движения колесных машин, а другой – для гусеничных машин. Мосты в этом случае, как привило, устраивают отдельно для колесных и для гусеничных машин, при возможности оборудуются броды.
Следует помнить, что колонные пути прокладывают при недостаточном количестве существующих дорог, при необходимости их использования и при нецелесообразности постройки новых дорог. Военные дороги и колонные пути подготавливают на период боя под следующую пропускную способность:
- колонные пути для разового пропуска, до 900 машин или для движения до 500машин в сутки.
- войсковые дороги для движения до 1000 машин в сутки.
Оборудование и содержание пунктов (районов) полевого водообеспечения.
Осуществляется для обеспечения войск водой. В этих целях силами подразделений инженерных войск оборудуются и содержатся, корпусные армейские, фронтовые пункты (районы) полевого водообеспечения в полосе обороны с максимальным использованием существующих систем водообеспечения, а также поверхностных источников и подземных вод с применением штатных и табельных средств полевого водообеспечения.
Пункты (районы) полевого водообеспечения должны быть максимально приближены к потребителям воды.
На участке обороны оборудуются 4-5 пунктов водообеспечения (3-4 пункта ТУФ -200 и МТК -2М и 1 пункт на ВФС -2.5):
- на ПХД батальонов 2-3
- на полковой рокаде (ПУ) -1
- на полковом фронтальном пути (запасной) ТПУ -1.
Оборудование и содержание дублирующих переправ через водные преграды в полосе обороны
Осуществляется для обеспечения преодоления войсками водных преград для обеспечения маневра войск, выдвижений контратакой группировки при нанесении контрудара.
В качестве основных и запасных переправ используются в первую очередь постоянные мосты. Кроме того, осуществляется оборудование основных и запасных переправ с использованием понтонно – мостовых парков, мостостроительных средств, а также средств внутреннего водного транспорта. Запасные переправы оборудуются в количестве, обеспечивающем надежное дублирование основных переправ.
Водные преграды по своей ширине подразделяются на:
- узкие – до 100м
- средние – до 250м
- широкие – до 600м
- крупные – более 600м