Вопрос №2. В. К. Тредиаковский новый и краткий способ изложения стихов. Стихи похвальные России. тилемахида
В XVIII веке в русской культуре появилось несколько литературных движений, крупнейшими из которых были барокко и классицизм. В основе барокко лежит идея взаимосвязи всего со всем, идея вселенной, образующей некую первоначальную целостность. Отдельные вещи и явления вторичны и несамостоятельны. Барокко присущи динамизм образов, яркость, пышность, стремление к новой гармонии, риторичность и метафоричность. В классицизме действительность поделена на отдельные сферы, ценности берутся исходя из идеальных, нормативных представлений о мире. Для классицизма характерны нормативность, идеальность образов, рационализм, ориентация на ясность, на теоретиков и литературу античности.
Основоположником классицизма в России является Тредиаковский.
Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769 гг.), поэт, прозаик, теоретик.
Тредиаковский был одним из писателей, определивших развитие русской литературы XVIII века - века, подготовившего «золотой век русской литературы».
Тредиаковский родился в семье астраханского священника, учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан. Но его влекла не вера, а наука. Он сбежал из родительского дома и отправился в Москву. Там он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, но вскоре, влекомый все той же жаждой знаний, отправился за границу - совсем без денег, надеясь только на себя и свой «острый разум». Около двух лет Тредиаковский провел в Голландии, а затем отправился во Францию, в Сорбонну. Пешком - от Гааги до Парижа.
Вернувшись на родину, он дебютировал переводом французского романа под названием «Езда в остров Любви» - и тут же навлек на себя всеобщий гнев за непристойную эротичность романа. Однако Тредиаковский стал знаменит, и его образованность и литературный талант были замечены. Анна Иоанновна пожаловала Тредиаковскому сан придворного поэта
Постепенно он выпустил перевод трудов сорбоннского профессора Ш. Реллена: десятитомную «Древнюю историю» и шестнадцатитомную «Римскую историю», а также «Истории о римских императорах» Ж. - Б. Кревье.
Крупнейшим литературным произведением самого Тредиаковского стала «Телемахида» - переложение романа «Похождения Телемака» французского писателя Фенелона. «Телемахида» навлекла на себя гнев царствовавшей тогда Екатерины Второй (эти события начались в 1766 году), за царским гневом последовала опала. Историко-литературное значение «Тилемахиды», однако, заключается не только в ее критическом содержании, но и в более сложных задачах, которые ставил перед собой Тредиаковский как переводчик. В сущности, речь шла не о переводе в обычном смысле этого слова, а о радикальной переработке самого жанра книги. Тредиаковский создал на основе романа Фенелона героическую поэму по образцу гомеровского эпоса и соответственно своей задаче назвал книгу не «Похождения Телемака», а «Тилемахида». в «Тилемахиде» предметом осуждения становится верховная власть. Говорится о деспотизме правителей, о пристрастии их к роскоши и неге, о неумении царей отличать добродетельных людей от корыстолюбцев и стяжателей, о льстецах, которые окружают престол и мешают монархам видеть истину.
Тредиаковский был первым в ряду реформаторов русской системы стихосложения. В 1735 году он написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Он предложил ввести элементы тонической системы стихосложения, основанной на чередовании ударных и безударных слогов. Такую систему стихосложения он назвал силлабо-тонической. Правда, он ограничивал применение силлабо-тонической системы только стихами с большим количеством слогов в строке - слогов должно быть 11 или 13. Небольшое же количество слогов, по его мнению, могло быть организовано и по правилам силлабики.
В трактате также шла речь о применении стихотворных размеров - это являлось следствием введения силлабо-тонической системы. Тредиаковский полагал, что основным размером русской поэзии должен быть хорей. Ямб для русского стиха он считал малопригодным, трехсложные размеры исключал вообще, В 1755 году вышла другая важная работа Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском». Это был первый труд по истории русской поэзии. Как следует из названия, Тредиаковский выделял три этапа развития стихотворства. Первый - он назвал его «языческим» - самый древний, характеризуется господствованием тонической системы стихосложения (она ближе всего к народному поэтическому творчеству). Второй этап - с XVII до начала XVIII века - господствование силлабической системы. И наконец, третий - современный - должен утвердить силлабо-тоническую систему.
СТИХИ ПОХВАЛЬНЫЕ РОССИИ. Стихи написаны в Париже, где поэт учился в Сорбоннском университете. Очень проникновенными стихами являются «Стихи похвальные России», в которых Тредиаковский находит ясные и точные слова, чтобы передать и свое безмерное восхищение Отчизной, и тоску по родной земле. Наиболее известны «Стихи похвальные России», написанные в 1728 году в Париже. Впервые были напечатаны в книге «Езда в остров любви», изданной в 1730 году. Это ода, прославляющая российскую землю, ее правителей, веру, народ, силу и изобилие.
Автор начинает повествование с объяснения своей поэзии взгляда на Россию:
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Почему «чрез страны дальны» смотрит поэт на родную землю? Очевидно, чтоб в сравнении с ними понять неповторимость и своеобразие родины, ее самобытность и неординарность. Он называет Россию матерью, сравнивает с ясным солнцем и светом. У нее светлое лицо, бог создал ее благородной и доброжелательной. Воспевая христианскую веру, поэт надеется, что не будет на Руси иноверцев и католическая церковь не ступит на нашу святую землю:
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.
По мнению поэта, народ России православной достоин своей родины-матери, готов постоять за нее в любом суровом бою, чтобы еще раз доказать миру, что храбростью славятся издавна русские воины.
А Россия — страна изобильная, полна сокровищ и богатств, сильна и в то же время добра и щедра.
Поют славу России, слагают в ее честь заздравные песни все россияне, весь мир преклоняется перед этой дивной страной, и не хватит сотни языков, чтобы прославить ее благодетель и мудрость, пожелать ей здоровья:
Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая!
Пусть вечно живет и славится в веках милая русскому сердцу Россия, пусть будет счастлив ее народ, справедливы правители, богаты нивы, щедры и хлебосольны россияне.
СТИХИ ПОХВАЛЬНЫЕ РОССИИ
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны: