Сознание как предмет психологии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сознание как предмет психологии
2. Определение сознания
3 Психология сознания и метод ее исследования
4 Бессознательное проявление в психике и поведении человека
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались как неделимое целое, и не было опыта выделения составляющих его элементов и их обозначений, весь внутренний мир обозначался общим словом «душа».
По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов произошло усложнение представлений о душе, утвердился термин «психика». В его понятие входят все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, которое проявляется в непроизвольно возникающих образах и элементах поведения человека; психические образы, потребности, мотивы, воля, эмоции и сама личность человека [12. с.13].
Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на ее личные аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом.
Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Р.Декарт, Б.Спиноза, И. Кант, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, В.Джемс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К.Г.Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Д.К.Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.
Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательного человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачи исследования:
1. Раскрытие вопроса становление сознания как предмет психологии;
2. Разобрать определение сознания с точки зрения различных ученых – психологов;
3. Увидеть сущность психологии сознания и метод ее исследования;
4. Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.
Методы исследования. В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознания были использованы такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая сознание и бессознательное.
СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Представления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в частности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, опирающиеся на накапливаемый опыт в течение жизни.
Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у И.Кантапоявились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по И. Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структуризации, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков.
Эти положения подытожил Л.С.Выготский на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение. Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени [15. с.362].
Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи [15. с. 362].
Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: “Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов” [15. с. 363].
Однако эти отношения между системным (“внешним”) строением сознания и смысловым (“внутренним”) не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, т.е. изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функции образования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психических функций (в данном случае — ее разрушению) [15. с. 363].
Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного внутреннего чувственного отражения мира. Значение, по А.Н. Леонтьеву,- это обобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом виде.
На основе своих исследований Л.С. Выготский выделил три основные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов -непосредственно-чувственных, не зависимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ребенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуационных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдо-понятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений. Осознанность для Л.С.Выготского - возможность выражения одних значений через другие на основе системности организации значений.
А.Н.Леонтьев, продолжая линию Л.С.Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта.
За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия.
Язык в такой трактовке – идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значений. На более ранних стадиях развития психики отражение гораздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных (объектных) качеств, "объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом". Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.
Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов,созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприятия формируются такие системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерминирует процесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморегуляции - установки, можно также рассматривать как системы значений.
Всеми исследователями до начала XVIII века предметом психологии признавалась душа. Душу считали причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта (1596 – 1650)«Страсти души». Благодаря Р. Декарту, в едином потоке переживаний была открыта новая психическая сущность – сознание человека. Декарт, как бы «изобрел его». Это было начало достоверного знания о душевной жизни человека. Это были знания о проявлениях, которые могли стать содержанием сознания человека.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания это не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме", - писал Локк, отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функций психического. Сознательная психика человека стала противопоставляться бессознательной психике животных.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоциативная психология, которая в середине XIX века достигает особого расцвета. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бена, Г. Спенсера.
Дж. Ст. Милль рассматривал сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывал на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. Он считал, что существуют законы ума, которые отличаются от законов материи, но схожи с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом для изучения считал интроспекцию.
А.Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у А. Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой - "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.
Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, В. Джемса.
И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического "по способу происхождения", то есть по механизму совершения. Главным Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.
Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении и заявил, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных рефлексов. Вместе с сотрудниками он предложили теорию научения посредством проб и ошибок. Далее стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы.
Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. З.Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям. [11. c. 7].
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования.
Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн связывал это с марксизмом. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознания и бессознательного. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева.
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьева. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Как отметил А. В. Петровский – «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.
Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как бы контакт с самим собой". Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения, система, работающая как единое целое. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание.
По Б. Г. Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире".
В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие – свойства индивидуальности, третьи – дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания – это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания.
Начиная с Р.Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний.
Наряду с длительным господством этой трактовки, начиная с Г.Ф. Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия).
"Сознание, - писал В. Вундт, - заключается в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке. Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, [11. с. 39.].
По мнению В. Джемса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом. Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту. Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть. Общая черта всех выше приведенных взглядов - это акцент на психологической бескачественности сознания.
Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе. Главная идея этой школы, относящаяся к психологической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть его сознание. Но и в этой концепции полностью сохраняется психологическая бескачественность сознания; только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется с знанием: сознание - это "со-знание", продукт общения сознаний [4. с. 35.].