Основные модели социальной работы за рубежом: подходы, принципы и этапы формирования
Каждая страна с учетом своей специфики формирует собственную модель соц.политики Комиссия Европейского сообщества выделяет две Бисмарковская модель(Континентальные страны Европы). Смысл - система соц. страхования, создание фондов взаимопомощи, которыми управляют профсоюзы. Роль государства – в соблюдении прав членов общества как форма долга государства. Основной источник финансирования - страховые выплаты, пособия. Идейная основа – общество взаимного соц. страхования. Ее предоставление обеспечивает нуждающимся минимально необходимый уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета. БевериджскаяСмысл- одинаковые пособия всему населению, общинные методы работы, размер пособий не увязывается со страховыми выплатами. Госуд. помощь для преодоления соц.трудностей предоставляется бездомным, бывшим заключенным, больным туберкулезом и людям с психическими расстройствами. Соц. помощь накладывает на ее получателя — жителя Западной Европы определенные ограничения. Например, в Германии он не может иметь машину (даже подержанную), тратить пособие на спиртное, наркотики, азартные игры, поездки за границу. Такие действия ведут к сокращению и даже лишению социального пособия, что не касается членов семьи его получателя. независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости.Дальше подразделяется на классификацию моделей: 1. Социально-демократическая (Скандинавия, Новая Зеландия). Смысл - государственная гарантия соц.прав, поддержка среднего класса, поддержка полной занятости населения. Роль государства велика: источник финансирования, подоходный налог. Осн. направление - обеспечить высокие стандарты качества жизни. Главный принцип распределение соц. обеспечения - универсализм. Соц.обеспечение – право всех граждан, обеспеченное госуд.сектором. Госуд.сектор несет ответственность за расширение и финансирование соц.обеспечения, за функционирование соц.служб. Уровень затрат на соц.обеспечения и занятость – высокая. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. 2. Консервативная (континентальная или институциональная) Упор на рынок и принцип страхования под госуд.наблюдением. Труд определяет последующее соц.обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат высокий. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты или не заняты постоянно. Они не имеют страховок. Делается упор на обязательное и добровольное страхование. Уровень затрат на соц.обеспечения и занятость – высокий. Страна где максимально реализованы принципы этой модели Германия которая вообще первой ввела систему страхования. (Бисмарк) Он сформировал 3 закона - Закон о соц.страховании по болезни лиц промыслового труда в 1884г. О страховании от несчатсных случаев на производстве – 1885. Об инвалидности и страховании по старости в 1891г. Немецкая модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия. (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает).
Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. 3. Либеральная (США, Канада). Смысл - общество всеобщего возмещения убытков, соц. помощь направлена только на бедных. Соц. пособия – универсальная форма соц.помощи (ее критерии: проверка нуждаемости получателя пособия, ориентировать на работу). Государство несет ограниченную, но тем не менее всеобщую ответственность за соц.обеспечение всех граждан. имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Проследим развитие модели на примере США Госуд. система соц. обеспечения США базируется на двух основных формах: соц. страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по соц. страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на соц.страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Госуд. вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти. Другая составная часть американской госуд. системы соц.защиты – вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие, начиная с 60-х гг. В отличие от соц. страхования для получения помощи в системе соц. вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся. 4. Католическая – принципы идея вспомогательности, что ближайшая инстанция должна пытаться решать всевозможные проблемы. Индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращается к семье или родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а так же соседей. Если это не поможет – то услуги страхования. Последняя инстанция – госуд.сектор. Уровень затрат низкий, занятость тоже, многие женщины не работают.
7. Социальная работа как наука: основные понятия, взаимосвязь с другими науками.
Соц. работа - вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.Взаимосвязь соц.работы и философии. Философия выступает методологической основой соц.работы, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность соц. работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом – основной философский смысл соц. работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для соц.работы актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д. Социология и соц.работа. Социология занимает ведущие позиции, как в процессе практической деятельности соц.работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет соц. работникам ориентироваться в социуме, т.е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методическое. Взаимодействие психологии и соц. работы. Многие подходы к соц.работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии соц. работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением. И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления: Психодиагностика – отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.). Психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др. Соц. работа и другие общественные науки. Для соц. работы актуальны связи, практически со всеми областями общественного знания. Соц. работа – это понятие с более широким объёмом содержания, чем соц. педагогика, хотя надо отметить, что соц. работа и соц. педагогика – это самостоятельные образовательный и научные программы. Соц.педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ соц. работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника. Соц.работа и антропология, как науки, изучающей человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Важнейшим звеном, органически соединяющим соц. работу и антропологию, является социальное пространство – социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики соц. работы, имеет правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства и другие общественные науки. Основные понятия: Соц. работа – это универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики соц. работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными. Соц. работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Соц. работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень соц. работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная соц. работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.). Цели соц. работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи соц. работы меняются в зависимости от сфер соц. практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума