Этапы жизненного цикла технической системы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

(для студентов специальностей

7.090214 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные,

мелиоративные машины и оборудование» и

7.090258 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

заочной формы обучения)

Макеевка – 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Кафедра “Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины

и оборудование”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

(для студентов специальностей

7.090214 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные,

мелиоративные машины и оборудование» и

7.090258 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

заочной формы обучения)

Затверджено на засіданні науково-методичної ради механічного факультета Протокол № 1 від 17.09.2009 р.   Затверджено на засіданні кафедри «Підйомно-транспортні, будівельні, дорожні машини і обладнання» Протокол № 14 від 30.05.2009 р.

Макеевка – 2010

 
 

УДК 681.51:519.21

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория технических систем» (для студентов специальностей 7.090214 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование» и 7.090258 «Автомобили и автомобильное хозяйство» заочной формы обучения) / Сост.: В.А. Пенчук, Н.А. Юрченко.- Макеевка: ДонНАСА, 2010.- 25 с.

В методических указаниях приведены цель и порядок выполнения практических работ, теоретические основы, варианты заданий, контрольные вопросы.

Составители: проф. В.А. Пенчук

асс. Н.А. Юрченко

Рецензенты: доц. А.К. Кралин

доц. В.А. Талалай

Ответственный за выпуск проф. В.А. Пенчук

 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

СОСТАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Цель работы: получение практических навыков в составлении жизненного цикла технической системы.

Порядок выполнения работы:

1. Изучить структуру и этапы жизненного цикла технических систем.

2. Дать определения понятиям: жизненный цикл, техническое задание, технический проект, рабочая документация, экспериментальный образец, серийное производство, проектирование, конструирование.

3. Разработать общую схему жизненного цикла для заданной системы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Структура жизненного цикла технической системы.

Структура жизненного цикла технической системы (рис. 1.1) включает в себя основные временные этапы ее существования: научно-исследовательских работ ( ), разработки рабочей документации ( ), подготовки производства для ее изготовления ( ), изготовления ( ), предпродажной подготовки ( ), эксплуатации ( ) и утилизации ( ). Каждый этап жизненного цикла требует определенных материальных затрат ( ) и только при ее функции возможно получение некоторых преобразований.

Укрупненная система жизненного цикла существенно проще реальной, так как совокупность этапов, входящих в систему, имеет многочисленные внутренние технические системы, которые между собой имеют внутренние связи. Например, на этапе НИР имеют место процессы теоретических и экспериментальных исследований, обработки результатов, создание технического задания и т.п.

Рисунок 1.1 – Жизненный цикл технической системы:

ТЗ – техническое задание; РД – рабочая документация; TS – техническая система; акт – акт утилизации

На этапе создания рабочей документации, как технической системы, необходимо выполнять ряд операций по расчету и проектированию узлов и деталей, процессов и подпроцессов.

При подготовке производства, как технической системы, к изготовлению деталей узлов, сборочных единиц и в целом технических систем опять необходимо иметь дело со значительным объемом новых технических систем: станков, инструментов, процессов сборки и установки необходимого оборудования и т.п.

Сказанное можно с некоторыми изменениями распространить на этап изготовления некоторой сложной технической системы, состоящей из деталей, узлов сборочных единиц, а затем – на цикл эксплуатации и утилизации.

При любой системе производственной деятельности в создании, реализации и эксплуатации технических систем действуют три взаимосвязанных процесса: разработки «Р»; производства «Пр» и эксплуатации «Э». Процессы «Р» и «Пр» могут выполняться одной специализированной формой, что позволяет повысить качество технической системы в сфере эксплуатации «Э».

Не зависимо от функциональных и экономических связей объектов «Р» и «Пр» в них должны быть следующие цеха или отделы: исследовательский, конструкторско-технологический, испытательный, производственный, материально-технического снабжения, предпродажной подготовки и другие по специфике технической системы.

Этапы жизненного цикла технической системы.

Жизненный цикл технической системы состоит из ряда последовательных этапов (табл. 1.1), каждый из которых требует специфического подхода к решению поставленных или, вернее, возникающих задач.

Таблица 1.1 – Распределение основных этапов жизненного цикла

технической системы между организациями

№ п/п Этапы жизненного цикла Разработка Производство Эксплуатация
                Проведение научных исследований и разработка ТЗ Проектирование, изготовление и испытание экспериментального образца Корректировка конструкторской документации Подготовка серийного производства Изготовление установочной серии Корректировка рабочей документации на TС Серийное производство Предпродажная подготовка, монтаж и наладка Эксплуатация Техническое обслуживание и ремонт +   +     +   +         +     +   +   +   +   + +     +   + +

Технические противоречия. Наиболее часто проблемные ситуации возникают на стадии создания технических систем. Изучение проблемной ситуации предусматривает выявление технических противоречий, которые могут быть административными, техническими и физическими.

Административные противоречия – это противоречия, которые возникают в начале технической задачи, когда надо принимать решение: кем делать, кто финансирует, где делать и т.д.?

Технические противоречия – это противоречия, которые возникают уже в процессе создания или изменения параметров технической системы.

Физические противоречия – это противоречия, которые возникают при взаимно противоположных требованиях к системе или к ее отдельным частям (например, легкая и прочная, устойчивая и малая опорная поверхности и т.д.).

Необходимо четко различать противоречия, которые возникают на стадии разработки технического задания (ТЗ) на техническую систему и на стадиях проектирования и конструирования, изготовления и эксплуатации. Стадия разработки «ТЗ» предназначена для решения вопросов «почему», что относится к научно-техническим задачам, на остальных стадиях решаются вопросы «как делать».

Техническое творчество. Процесс создания новых технических решений называют техническим творчеством. Техническое творчество предполагает преобразование уже известных знаний, учений и опыта в новые технические системы. Техническое творчество весьма многообразно и происходит во всех областях техники, оно может быть условно разделено на такие виды деятельности: инженерно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую и инженерно-технологическую. В первом случае устанавливаются новые закономерности процессов и технических систем, дается ответ на вопрос «почему это происходит?». Во втором – создаются новые технические системы в виде рабочей документации, моделей, макетов, а в третьем – в виде реальных технических систем.

В научных исследованиях применяется система научного эксперимента, суть которого сводится к широкому использованию различных способов моделирования технических систем и математической теории планирования и обработки результатов эксперимента.

В общем случае современные научные исследования строятся по схеме: эксперимент – построение модели, интерпретация модели и принятие решения о направлении дальнейшего исследования.

При выполнении научных исследований одной из важнейших задач является дать достоверное технико-экономическое обоснование проектируемой технической системы, при этом используя минимальные финансовые затраты.

Инженерно-конструкторское творчество может быть разделено на проектирование и конструирование.

Проектирование представляет собой этап поиска научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений.

Конструирование– это этап создания рабочей документации на конкретное, однозначное техническое решение, которое было принято при проектировании. Весьма часто уже в процессе конструирования технической системы, может приниматься новое оригинальное решение и процесс проектирования уже проводится повторно. Можно считать, что процессы проектирования и конструирования являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга. В процессе конструирования создаются общие виды, сборочные единицы, узлы и детали в виде, удобном для размножения и представления в процессе изготовления.

Качество и надежность технической системы во многом зависит от этапа проектирования. Бесспорно, без качественно изготовленной рабочей документации даже лучший проект останется просто предложением. Качество конструкторской продукции во многом зависит от квалификации специалистов проектно-технологического отдела и времени работы над проектом.

Конструирование – это также техническая система (процесс), а рабочая документация – техническая система (объект). Для этих систем также необходимо в обязательном порядке выполнить технико-экономическую оценку, проводить анализ вариантного проектирования и выбор наиболее эффективного. При этом необходимо учитывать следующее усредненное распределение затрат на изготовление рабочей документации (рис. 1.2).

C, %

Рисунок 1.2 – Ориентировочное распределение затрат на зарплату при создании технических систем

Психологические возможности человека-конструктора, возможности восприятия и оперирования описанием отдельных элементов в процессе их преобразования обусловливает необходимость расчленения представления о проектируемых технических системах на иерархические уровни и блоки. Принцип иерархичности означает структурирование представлений об объектах проектирования по степени детальности описания.

Преимущества такого подхода – сведение задач более сложного уровня к ряду задач малой сложности не вызывает сомнений и поэтому специалистами всего мира применяется ЕСКД (единая система конструкторской документации), которая устанавливает следующую иерархию технической системы типа «объект» машиностроения: детали; сборочные единицы, комплексы, комплекты. По аналогии можно расчленить техническую систему типа «процесс» на операции, процедуры, этапы и стадии.

Создатель технических систем (конструктор) всегда вынужден в достаточной мере знать настоящее (свойства материалов, допуски и посадки, нормативные документы, основные методы расчетов и т.п.) и в тоже время он должен создавать нечто новое, т.е. в достаточной степени обладать научным предвидением.

Логику проектировщика технических систем и ее взаимосвязь с этапами проектирования можно представить следующей таблицей (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Логика процесса Основное содержание Этап проектирования
  Постановка Задачи Определение потребности создания изделия Расчет ожидаемого эффекта при использовании нового изделия   Техническое задание
Определение области исследования Установление показателя эффективности для сравнения вариантов Количественное выражение показателя эффективности Сужение области поиска Выбор решения Анализ информации и принятие решения Формулировка задания (перечень характеристик изделия)   Техническое предложение
Формирование новых идей Выработка концепции изделия Эскизный проект
Инженерный анализ, оптимизация Определение показателя эффективности   Технический проект
    Проверка и анализ результатов проверки Конкретизация решения – разработка технической документации Разработка методов изготовления и технической документации к ним Создание экспериментального образца     Рабочая документация
Организация производства Испытания, уточнение документации и принятие решения Серийное изготовление
Оценка эффективности на этапе эксплуатации Эксплуатация изделия Эксплуатация

Стратегия проектирования технической системы зависит от многих факторов: ее сложности, квалификации и количества инженеров-проектировщиков одновременно работающих над одной задачей, сроками выполнения, наличия соответствующих программ и т.п.

Сказанное выше говорит о том, что как этапы процесса проектирования и создания технической системы, так и конструкторские этапы имеют многовариантный характер, что создает предпосылки выбора оптимального решения.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Вариант задания студент выбирает по двум последним цифрам зачетной книжки.

№ зачетной книжки     Техническая система № зачетной книжки     Техническая система
Башенный кран Компьютер
Мостовой кран Ноутбук
Козловой кран Парта
Стреловой кран Стол
Автомобиль Стул
Бульдозер Кресло
Скрепер Тумба
Конвейер Шкаф
Автобетоносмеситель Комбайн
Бензовоз Дверной замок
Автобус Настольная лампа
Микроавтобус Аудиторная доска
Телевизор Тахометр
Магнитофон Часы
Холодильник Гаечный ключ
Микроволновая печь Аккумулятор
Компьютер Насос
Ноутбук Вентилятор
Парта Башенный кран
Стол Мостовой кран
Стул Козловой кран
Кресло Стреловой кран
Тумба Автомобиль
Шкаф Бульдозер
Комбайн Скрепер
Дверной замок Конвейер
Настольная лампа Автобетоносмеситель
Аудиторная доска Бензовоз
Тахометр Автобус
Часы Микроавтобус
Гаечный ключ Телевизор
Аккумулятор Магнитофон
Насос Холодильник
Вентилятор Микроволновая печь
Башенный кран Компьютер
Мостовой кран Ноутбук
Козловой кран Парта
Стреловой кран Стол
Автомобиль Стул
Бульдозер Кресло
Скрепер Тумба
Конвейер Шкаф
Автобетоносмеситель Комбайн
Бензовоз Дверной замок
Автобус Настольная лампа
Микроавтобус Аудиторная доска
Телевизор Тахометр
Магнитофон Часы
Холодильник Гаечный ключ
Микроволновая печь Аккумулятор

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение категории «жизненный цикл» технической системы.

2. Что включает в себя структура жизненного цикла?

3. Назовите основные этапы жизненного цикла.

4. Какие типы противоречий возникают в проблемной ситуации?

5. Чем отличаются административные противоречия от технических?

6. На какие виды деятельности может условно разделено техническое творчество?

7. Что такое научно-исследовательское творчество?

8. Что такое проектирование и конструирование?

9. От каких факторов зависит качество проектной документации?

10. Назовите характерное распределение затрат на создание технической системы?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ПОСТРОЕНИЕ РЯДОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Цель работы: научиться построению рядов технических систем.

Порядок выполнения работы:

1. Дать определения понятиям: параметр, ряд, ряд предпочтительных чисел, модульный ряд, ряд золотого сечения, ряд Фибоначчи.

2. Согласно заданию определить первые десять членов рядов: Фибоначчи, модульного, мультипликационного и предпочтительного.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Модуль(от лат. modulus - мера) - в архитектуре и строительстве исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов здания или размер строительного изделия. Применение модуля придает комплексам, сооружениям и их частям соизмеримость, облегчает унификацию и стандартизацию строительства.

Принцип (от лат. principium – основа, начало) – основное исходное положение какой-либо системы, теории, мировоззрения, внутренней организации и т.п.

Модульное проектирование предполагает наличие набора конструктивных и функциональных модулей – типоразмерных рядов. При модульном проектировании в основе лежит техническое задание на техническую систему, которая создается путем многочисленных переборов конструктивных модулей (КМ) и функциональных модулей (ФМ). Создание технических систем из уже установленного, экономически обоснованного ряда конструктивных и функциональных модулей позволяет уже на стадии проектирования получить наибольшее снижение стоимости, как проектных работ, так и работ по изготовлению.

Параметр – величина, характеризующая какие-либо свойства технической системы.

Совокупность параметров определяют техническую характеристику системы: производительность, мощность, габаритные размеры и т.п. Последовательность числовых значений такого параметра, в определенном диапазоне его значений, называется параметрическим рядом. Как правило, техническая система характеризуется большим количеством параметров, но можно выделить из них главный параметр (который определяет её функциональное назначение), основные и вспомогательные. Разновидностью параметрического ряда является типоразмерный ряд. Он создается на базе главного параметра, основные параметры которого характеризуют наиболее существенные свойства технической системы, её конструктивно-технологические особенности. Вспомогательные параметры чаще всего носят информационный характер (масса, к.п.д. и т.п.).

Формируя новые технические системы, необходимо исходить из того, что они должны содержать наименьшее число модулей, для обеспечения минимальных затрат на её изготовление и эксплуатацию. Для возможности сборки технической системы необходимо согласовать расположение модуль-узлов как по горизонтали (на одном уровне), так и по вертикали (на других уровнях). Все известные системы согласования параметров базируются на следующих основных принципах: пропорциональности, аддитивности, мультипликативности.

Принцип пропорциональности заключается в том, что основные параметры технической системы пропорциональны одному, считающемуся главным.

Принцип аддитивности (от лат. additivus – прибавляемый, полученный путем сложения) базируется на следующем – параметры Т-системы укладываются в ряд чисел, образуемых путем последовательного сложения.

Принцип мультипликативности (от лат. multiplicus – умножаемый, получаемый путем умножения) заключается в том, что параметры изделия укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.

Метод пропорциональности основан на предположении, что все размеры технической системы связаны друг с другом несколькими функциональными зависимостями. Отсюда – возможность выражать все размеры через главный параметр. Например, для бульдозера можно записать следующие соотношения тягового усилия, веса, параметров отвала через мощность двигателя; для экскаватора - параметры базы, ковша, длины рабочего оборудования и др. через емкость ковша.

Метод относительных размеров применяется в различных вариантах и в различных отраслях. Его недостатком является недостаточная точность и условность применяемых размеров. В настоящее время метод пропорциональности находит широкое применение при выборе параметров простейших технических систем: (болтов, гаек, резцов и т.п.).

Аддитивные системы согласования в конечном итоге используют определенные ряды чисел, наиболее распространенными из которых являются: числа Фибоначчи, золотого сечения, модульные и предпочтительные числа. Теория чисел Фибоначчи (итальянский математик Леонардо Пизанский) была разработана еще в 1202 году. Ряд Фибоначчи – это последовательность чисел, в которой каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих:

Ряды и их свойства весьма разнообразны и зависят от вида первых двух членов. Наиболее широко используются цельно числовой ряд Фибоначчи: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; 144 и т.д. Как видно, значения членов ряда вначале растут медленно, а затем их рост становится стремительным. Например, двенадцатый член ряда а12 = 377, т.е. во много раз превышает значение первого члена а1 = 1.

Ряд золотого сечения (золотой ряд) представляет собой последовательность чисел, которая подчиняется закону

Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка (рис. 2.1) на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему

a : b = b : c или с : b = b : а.

Рисунок 2.1 - Схема разбиения отрезка по методу золотого сечения

Прямоугольник с таким отношением сторон стали называть золотым прямоугольником. Он также обладает интересными свойствами. Если от него отрезать квадрат, то останется вновь золотой прямоугольник. Этот процесс можно продолжать до бесконечности. А если провести диагональ первого и второго прямоугольника, то точка их пересечения будет принадлежать всем получаемым золотым прямоугольникам.

При создании технических систем в строительстве широко используются модульные системы. В простейшем виде ряд, построенный по модульной системе, представляет ряд, построенный по арифметической прогрессии

,

где - линейный модуль; - член ряда.

Ряды, построенные на основе зависимости арифметической прогрессии, имеют несколько больше расхождений в числах первых членов ряда и сгущенность в зоне больших величин. Иногда значение линейного модуля .

Чтобы уменьшить количество членов больших значений ряда, могут быть использованы модульные системы ступенчато-арифметической прогрессии: одно-, двух- и даже трехмодульные.

Мультипликационные ряды в основном основаны на использовании закономерностей геометрических прогрессий

,

где - знаменатель прогрессии; - номер -го члена ряда.

Изменяя значения первого члена ряда и знаменателя прогрессии , можно создать бесчисленное количество числовых рядов. В настоящее время рекомендуются к использованию численные ряды, у которых в качестве знаменателя ряда используется число равное или .

При создании технических систем на протяжении ряда веков используются численные ряды, у которых знаменателем является число равное . Рассматривая вопрос о выборе численных рядов для создания разнообразных технических систем, анализу подвергались ряды, в которых применялись различные значения у корня .

В 1953 году многими странами было принято к использованию международную систему построения числовых рядов. Эти численные ряды получили название рядов предпочтительных чисел (табл. 2.1).

Ряды предпочтительных чисел (РПЧ) представляют собой десятичные ряды геометрической прогрессии вида , т.е. знаменатель ряда , где - номер ряда = 5; 10; 20; 40 и .

Таблица 2.1 - Основные ряды предпочтительных чисел

Основные ряды Номер предпочтительного числа Разность меж-ду числами и расчетными величинами, %
       
1,00   1,60   2,50   4,00   6,30   10,00 1,00   1,25   1,60   2,00   2,50   3,15   4,00   5,00   6,30   8,00   10,00 1,00   1,25   1,40   1,60   2,00 2,12 2,24   2,50   2,80   3,15   3,55   4,00   4,50   5,00   5,60   6,30   7,10   8,00   9,00   10,00 1,00 1,06 1,12 1,18 1,25 1,32 1,40 1,50 1,60 1,70 1,80 1,90 2,00 2,12 2,24 2,36 2,50 2,65 2,80 3,00 3,15 3,35 3,55 3,75 4,00 4,25 4,50 4,75 5,00 5,30 5,60 6,00 6,30 6,70 7,10 7,50 8,00 8,60 9,00 9,50 10,00 +0,07 -1,18 -0,71 -0,71 -1,01 -0,88 +0,25 +0,95 +1,26 +1,22 +0,87 +0,42 +0,31 +0,06 -0,48 -0,47 -0,49 -0,65 +0,49 -0,39 +0,01 +0,05 -0,22 +0,47 +0,78 +0,74 +0,39 +0,24 -0,17 -0,42 +0,73 -0,15 +0,25 +0,29 +0,01 +0,71 +1,02 +0,98 +0,63

Примечание. Расчетные величины чисел, указанные в таблице, представляют собой величины, вычисленные с точностью до 5-й значащей цифры; при этом погрешность по сравнению с теоретической величиной составляет менее 0,00005

В зависимости от согласования параметров Т-систем необходимо применять тот или иной номер ряда. Например, для назначения главного параметра – емкости ковша одноковшового экскаватора применяется ряд R5, соответственно знаменатель ряда равен и ряд по емкости ковша (м3) представляет 0,15; 0,25; 0,4; 0,65; 1,1; 1,6; 2,5.

При назначении главного параметра самоходных стреловых кранов (грузоподъемности) также принят ряд R5 и грузоподъемность крана (т) представляет ряд 4; 6; 10; 16; 25; 40; 64; 100; 160; 250 и т.д.

Во многих странах существуют национальные стандарты на ряды предпочтительных чисел (РПЧ). В них внесены замечания по степени округления чисел по тем или иным членам ряда, по соединению некоторых положительных качеств ряда с положительными качествами рядов на основе арифметической прогрессии и др.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Студент выбирает вариант задания по последним двум цифрам зачетной книжки (табл. 2.2 и 2.3).

Таблица 2.2 - Варианты заданий для ряда Фибоначчи и модульного ряда

№ зачетной книжки     Фибоначчи     модульного № зачетной книжки     Фибоначчи       модульного
   

Таблица 2.3 - Варианты заданий для мультипликационного и

предпочтительного рядов

№ зачетной книжки     мультипликационный     предпочти-тельный № зачетной книжки     мультипликационный       предпочтительный
  ряд   ряд
1.2 R5 2.2 R20
1.2 R10 2.2 R40
1.2 R20 2.2 R5
1.2 R40 2.2 R10
1.2 1,6 R5 2.2 R20
1.2 1,6 R10 2.2 R40
1.2 1,6 R20 2.2 R5
1.2 1,6 R40 2.2 R10
1.2 2,5 R5 2.2 R20
1.2 2,5 R10 2.2 R40
1.5 2,5 R20 2.5 1,6 R5
1.5 2,5 R40 2.5 1,6 R10
1.5 R5 2.5 1,6 R20
1.5 R10 2.5 1,6 R40
1.5 R20 2.5 2,5 R5
1.5 R40 2.5 2,5 R10
1.5 6,3 R5 2.5 2,5 R20
1.5 6,3 R10 2.5 2,5 R40
1.5 6,3 R20 2.5 R5
1.5 6,3 R40 2.5 R10
R5 3.5 R20
R10 3.5 R40
R20 3.5 6,3 R5
R40 3.5 6,3 R10
R5 3.5 6,3 R20
R10 3.5 6,3 R40
R20 3.5 R5
R40 3.5 R10
R5 3.5 R20
R10 3.5 R40
R20 4.5 R5
R40 4.5 R10
1,6 R5 4.5 R20
1,6 R10 4.5 R40
1,6 R20 4.5 R5
1,6 R40 4.5 R10
2,5 R5 4.5 R20
2,5 R10 4.5 R40
2,5 R20 4.5 1,6 R5
2,5 R40 4.5 1,6 R10
R5 1,6 R20
R10 1,6 R40
R20 2,5 R5
R40 2,5 R10
6,3 R5 2,5 R20
6,3 R10 2,5 R40
6,3 R20 R5
6,3 R40 R10
R5 R20
R10 R40

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «модуль» и «принцип».

2. Что предполагает модульное проектирование?

3. Что называется параметром?

4. Чем отличается главный параметр от вспомогательного?

5. Составьте схему формирования типоразмерных рядов.

6. На чем базируются известные методы согласования параметров технических систем?

7. В чем суть принципов пропорциональности, аддитивности и мультипликативности?

8. Какой основной недостаток метода относительных размеров?

9. В чем суть численного ряда Фибоначчи?

10. В чем суть ряда «золотого сечения»?

11. На чем основаны мультипликационные ряды?

12. Что собой представляют ряды предпочтительных чисел?

13. Назовите основные ряды предпочтительных чисел?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев А.Л. Модульный принцип формирования техники.- М.: Издательство стандартов, 1989.- 240 с.

2. Воробьев Н.И. Числа Фибоначчи.- 5 изд.- М.: Наука, 1984.- 144 с.

3. Пенчук В.А. Теория технических систем и история инженерной деятельности. Учебное пособие.- Макеевка: ДонНАСА, 2006. – 243 с.

4. Ряды. Дороговцев А.Я. Киев.: Изд-во объединения «Вища школа», 1978.- 112 с.

5. Хубка В. Теория технический систем: Пер. с нем. – М.: Мир, 1987.- 208 с.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Наши рекомендации