Принцип системности в психологии
Лекция №4
Системный подход в психологии
Принцип системности в психологии
Системные исследования психики
Системно-деятельностный подход в психологии личности (А.Г.Асмолов)
Системный подход Ломова Б.Ф.
В. А. Барабанщиков «Системная организация и развитие психики»
Принцип системности в психологии
Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения интегральных образований действительности (целостностей). Этим определяется эвристический потенциал данного подхода и границы его применения.
Предпосылки и основания. Представление о системной природе психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют "функциональный организм", позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в перманентно меняющейся среде (мире). Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и онтологически неразделимы.
Системные исследования выражают форму познания психического, адекватную его природе, а главная задача психологической науки формулируется как выявление принципов и закономерностей возникновения, функционирования и развития систем:
а) психики в целом
б) ее компонентов и субкомпонентов
в) образований, включающих психику в качестве своей непосредственной предпосылки или внутреннего условия (деятельности, общения, игры и т.п.).
Другой причиной обращения к принципу системности являются исключительно высокие темпы дифференциации психологического знания и связанная с этим методологическая и теоретическая разобщенность исследований. Именно эта тенденция порождает проблему когерентности психологии, т.е. возможности ее существования как единой науки, и оказывается благодатной почвой для редукционизма и эклектики. Чрезвычайное разнообразие подходов к исследованию психического обостряет проблему предмета психологии и ее метода.
Вопрос о способах объединения разнородного психологического знания.
Решение этих вопросов непосредственно связано с разработкой проблемы организации психологического знания и представления его как многомерного развивающегося целого. В качестве его компонентов выступают принципы, законы, категории, понятия и методы психологии.
История становления системного подхода в психологии
История психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной точке зрения на природу психики и поведения. Наиболее последовательно она была реализована эмпирической психологией сознания и классическим бихевиоризмом, которые постулировали существование исходных элементов (ощущений, реакций), объединяемых внешними связями (ассоциациями). Следствием такого подхода стало распространение редукционизма (физиологического, логического, социологического, информационного), опасность утери специфики предмета психологии и кризис методологических основ психологической науки. Собственно преодоление этого кризиса и связано с освоением (большей частью неосознанно) системного взгляда на предмет психологического познания. Начиная с гештальтпсихологии критерии научности все больше ассоциируются не столько с аналитическим, сколько с синтетическим, целостным подходом, вписывающим психическое в систему жизненных связей и отношений человека с миром, с одной стороны, и подчеркивающим самостоятельность целого относительно образующих его компонентов - с другой. Существенные шаги в раскрытии системной природы психики в отечественной науке сделаны Б.Г. Ананьевым, В.М. Бехтеревым, Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым и др. Системный анализ поведения и деятельности устойчиво связан с именами П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Бернштейна и др.
Разработка принципа системности является крупным вкладом Б.Ф. Ломовав развитие методологии и теории психологической науки. Он предложил оригинальную версию системного подхода к исследованию психики и поведения. В ее основе лежат представления о
полисистемности бытия человека
интегралъности его качеств и свойств.
Распространив данный подход на изучение познавательных процессов, он сформулировал основы системной концепции психического отражения.
В последнее время часто говорят о смене парадигм системного мышления. В его развитии выделяют два больших этапа.
1) 60-70-е гг. XX в. - изучение равновесных систем и обратимых состояний. (различные варианты системно-структурного и структурно-уровнего подходов).
2) с 80-х гг. - анализ неравновесных систем и необратимых состояний. Идеи спонтанного возникновения порядка из хаоса, принципиальной непредсказуемости поведения систем в точках бифуркации, созидательной роли положительных обратных связей и др. давно перешагнули границы термодинамики и химии горения, в которых родились и экспериментально оформились. На сегодняшний день взаимоотношения психологии (прежде всего психологии развития) и синергетики очень напоминают взаимоотношения, когда специфические проблемы природы психического пытались формулировать и решать на неспецифическом языке (информации, управления, обратной связи и др.).
Обращение к принципу системности в психологии отражает ее актуальное состояние и генеральную тенденцию развития. Воплощение данного принципа в "материал" психологической науки является самостоятельной проблемой, вернее "деревом" проблем, решение которых требует специальных усилий.