Справка о прохождении практики
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий
Кафедра социальной психологии
Утверждена на совете факультета Утверждена на заседании кафедры
Протокол № ___ Протокол №_1__
От «___» _____________2010 года От «_27_» августа 2010 года
Декан факультета Ефремова Г.И. Зав. кафедрой Петрова Е.А.
------------------------------------------------- --------------------------------------------------
ПРОГРАММА
Производственной практики
Для студентов по направлению подготовки (специальности)
Направление № 020400-Психология
Квалификация специалист Специальность № 030300.62 – психология.
Квалификация (степень) – бакалавр психологии
для очной и заочной форм обучения
Составители:Петрова Е.А., профессор, доктор психологических наук, Смыслов Д.А., доцент, кандидат психологических наук
Производственная практика
Программа практики
(учебно-методические рекомендации)
Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, в процессе которой студент овладевает основами профессиональной деятельности специалиста – практического психолога, основами профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность практического психолога, или профессионализм, характеризуется сформированностью единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инвариантов.
Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога.
Психологические качества, профессиональные позиции и акмеологические инварианты предстают в качестве субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение психолога к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.
Отличительные особенности профессиональной компетентности практического психолога:
• цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога, обусловленные социальным заказом общества и его институтов, — оптимальная реализация потенциальных возможностей человека, как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;
• полифункциональность профессионального труда практического психолога – сочетание многообразия задач;
• актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике – в связи с недостаточной регламентированностью социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы профессиональной деятельности, взаимоотношений с различными субъектами труда и жизни;
• конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями практического психолога;
• интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использования многих технологий (исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других);
• творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и широкой профессиональной коммуникабельности;
• поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифункционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.
Производственная практика направлена на овладение знаниями, навыками и умениями психолога в соответствии со специализацией «Социальная психология», а также на формирование отношения к будущей профессиональной деятельности, развитие социально-психологической компетентности практического психолога и предполагает достижение следующей цели:
подготовить студентов к самостоятельному осуществлению практических приложений социальной психологии в рамках различных направлений профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики:
познакомить с практическим опытом деятельности специалистов-психологов в образовательных, медицинских учреждениях, в психологических центрах, центрах социальной защиты, коммерческих организациях и т.п.;
способствовать становлению профессиональной позиции практического психолога социальной сферы;
1. способствовать формированию целостностного представления о человеке, семье, группе, организации, массовых психологических явлениях и проблемной ситуации;
2. способствовать овладению психотехнологиями диагностической, коррекционной, консультативной, просветительской, прогностической деятельности по отношению к человеку, группе, организации;
3. сформировать навыки взаимодействия, воздействия, способствовать так же овладению другими способами и средствами профессиональной коммуникации со специалистами разных профилей и клиентами и социальными объектами деятельности (людьми, семья, группами, организациями и т.д.);
4. сформировать культуру самоорганизации деятельности практического психолога;
5. развить у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области практической социальной психологии.
6. Способствовать овладению психологическими методами диагностики.
Организация производственной практики
Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 6 календарных недель.
Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента.
Главная цель производственной практики по дисциплине специализации заключается в применении полученных знаний в непосредственной работе с клиентами. Такая практика предполагает знакомство с опытом деятельности специалистов-психологов в самых различных учреждениях и организациях (от учреждений образования, здравоохранения, до психологических центров и коммерческих организаций).
Как правило, производственная практика проводится в индивидуальном порядке. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.
Практика в образовательных, медицинских, коммерческих и социальных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.
Производственную практику студенты могут проходить в детских садах, школах, интернатных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в центрах медико-психолого педагогической помощи и т.д.
Студенты, направляемые на производственную практику, имеют право:
получать от руководителя практики необходимые консультации в определенное время и в установленной форме;
пройти в принимающей организации инструктаж обо всех необходимых для исполнения практикантом правилах работы и этики профессионального общения;
на своё рабочее место и персональный график работы, который утверждается руководителем принимающей организации;
получить в принимающей организации необходимые методики для проведения психологической диагностики;
получить от руководителя организации отзыв о прохождении практик.
Студент, направляемые на производственную практику, обязаны:
являться на организационное собрание и конференцию, посвященную итогам производственной практики;
скрупулезно изучить программу практики и составить рабочий план её прохождения;
своевременно прибыть на место прохождение производственной практики;
соблюдать режим и правила работы учреждения, в котором проходит практику, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;
своевременно подготовить отчет по практике и выступить с основными его положениями на конференции по итогам практики.
Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, производственную практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.
Студенты, направляемые на производственную практику, имеют право:
- получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;
- получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;
- пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом;
- получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.
Студенты, направляемые на производственную практику, обязаны:
- явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;
- детально ознакомиться с программой практики;
- своевременно прибыть на место прохождения практики;
- соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;
- своевременно подготовить отчет по практике.
Содержание производственной практики.
Студенческая производственная практика может включать следующие виды деятельности психолога- консультанта (практического психолога):
психологическую диагностику психологического развития детей, внутри семейных отношений и т.д.;
индивидуальное психологическое консультирование;
консультирование родителей детей с девиантным поведением;
психологическую помощь детям и подростка подвергшимся жестокому обращению и насилию;
психологическую помощь семьям детей-инвалидов;
профилактику и психокоррекцию девиантного поведения;
психологическую и психотерапевтическую помощь жертвам террора.
Задание:
1. Каждый студент должен составить индивидуальный план практики, включающий, по возможности, основные виды профессиональной деятельности практического социального психолога: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая прогностика, психологическая коррекция, не медицинской психотерапия, применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику, ориентируясь на клиентов данного учреждения – личность, семья, группа, организация.
2. Реализовать индивидуальный план и программу практики как решение конкретных задач, тесно увязанных с потребностями проблемной ситуации учреждения, в котором студент проходит практику.
Составить отчет о прохождении практики,в котором осветить основные направления реализованной работы (студенты прикладывают материалы психодиагностики, описывают процедуры психологического консультирования, реализованные программы психокоррекции, программы групповых тренингов и т.п.).
Указания по выполнению практики.
К основным направлениям профессиональной деятельности практического психолога можно отнести организационно-методическую, исследовательско-аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветительскую работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда.
Организационно-методическая работа психолога включает в себя все уровни планирования его труда, а также подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения. В рамках этого направления также решаются задачи обучения должностных лиц использованию в своей практике знаний из области психологии, подготовки психологического актива к эффективным действиям; психологического консультирования и просвещения клиентов.
Исследовательско-аналитическая работа предусматривает, с одной стороны, разработку концептуальных подходов к изучению социально-психологических явлений, аналитическую работу с получаемой информацией, адаптацию психодиагностических методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР. С другой стороны, она предполагает поиск тенденции и закономерностей в существующих социально-психологических явлениях. Центральное место здесь занимает психодиагностическая работа, состоящая в выявлении психологических характеристик клиентов, их отношений и взаимосвязей.
Психотерапевтическое воздействиеобеспечивает целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта воздействия. Оно заключается в комплексном вербальном и невербальном воздействии на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента — человека, коллектива, семьи, а также в создании комфортных условий для их продуктивного труда и жизни.
Здесь выделяются такие компоненты, как психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, психогигиена. Психопрофилактика — превентивная деятельность по предотвращению нежелательных проявлений в психике клиента. Психокоррекция—целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования необходимых психологических качеств и coстояний. Психологическая реабилитация — система мероприятий психологического, педагогического, социального плана, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и социального статуса. Психогигиена—работа психолога по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний клиента.
Для определения специфических особенностей этих направлений важно выделять среди них основные, которые актуализируются практическим психологом и реализуются в процессе его профессиональной деятельности.
Психологическое консультирование и просвещение.Консультирование — это работа психолога, носящая рекомендательный характер, базирующийся на совместном с клиентом выявлении причин и недостатков существующих состояний. Просвещение реализуется в контексте повседневной жизнедеятельности и в виде целевых мер. Оно направлено на повышение психологической культуры клиента.
Совершенствование профессиональной компетентности и условий труда психолога— это его самостоятельная работа продвижению к вершинам профессиональной компетентности.
Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолога образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, уставе, кодексе и т.п. В них вполне определенно сформулированы задачи, права и обязанности практических психологов.
В число основных задач, как правило, включают:
• выявление психического ресурса, здоровья и психологических характеристик клиентов (конкретного человека, семьи, коллектива);
• изучение психологических трудностей, механизмов их проявления в жизни и деятельности социальных субъектов, а также всестороннюю помощь в преодолении их воздействия и устранении причин, условий и факторов таких трудностей;
• содействие государственным, общественным, предпринимательским, коммерческим и иным структурам в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
• социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в соответствии с социальными целями и жизненными стратегиями;
• оказание реальной помощи клиенту и выработку рекомендаций для самостоятельного решения им различных психологических проблем;
• ведение пропаганды психолого-педагогических знаний и совершенствование психологической культуры;
• оптимизацию системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
Производственная практика предусматривает осознанное последовательное решение каждым студентом системы профессиональных задач, представленных во всех указанных направлениях деятельности.
Руководство практикой
Ответственным за организацию производственной практики студентов является декан. Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель производственной практики (по специализации). Руководитель (руководители) производственной практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:
- устанавливает состав студентов специализации, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;
- определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;
- подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;
- помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания заданий;
- контролирует прохождение практики;
- осуществляет содержательную и методическую помощь студентам в решении основных задач;
- консультирует студентов при подготовке к разным видам деятельности;
- присутствует при проведении работы и оценивает качество;
- составляет общий отчет по итогам производственной практики.
Места прохождения практикой
- Государственное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава».
- ГБУСО МО «Щёлковский центр психолого-педагогической помощи населению «Янтарь».
- Государственное общеобразовательной учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 402 г. Москва.
Порядок составления, оформления и защиты отчета студента по практике
Отчет о производственной практике.
Практика оценивается кафедральным руководителем производственной практики (по специализации) на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой и индивидуальным планом.
Оценка по практике («дифференцированный зачет») заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию или социальное пособие в соответствующем семестре.
Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший без уважительной причины требования программы практики или получивший оценку «неудовлетворительно», может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.
Цель практики _______________________________________________________
_______
Основные задачи практики ____________________________________________ ____
Индивидуальные задания _____________________________________________ ____
Сведения о выполненной работе:
Дата Прове-дения | Мероприятие | Отметка о выполнении мероприятия |
Оценка работы студента на практике:
Заключение предприятия (учреждения) о качестве работы студента – выполнение программы психологических мероприятий, отношению к своим функциям, дисциплине, исполнительности, уровне сформированности первичных навыков и умений, склонности к научно-исследовательской и творческой деятельности ________________________________________________________
_______
Оценка выполнения студентом задания на практику со стороны группового руководителя ___________________________________________________ _______
Групповой руководитель практики:
оценка __________________
___________________(подпись)
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИКИ
N | Наименование направлений и видов деятельности | Кол-во часов |
Приложение 2
ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дата | Направление и вид деятельности (с указанием конкретных задач) | Комментарии (объем проведенной работы, трудности и т.п.) |
Заключение: анализ собственной деятельности в рамках прохождения практики, указание позитивных и негативных аспектов практики, трудностей и проблем.
Приложение 3
Справка о прохождении практики
Место прохождения практики_____________________________________
Сроки прохождения практики с _______по__________________________
Выполнил
Студент группы подпись
Проверил
Руководитель практики от кафедры
(должность, ученое звание) подпись
Руководитель практики от организации
(должность) подпись
Оценка_________________ ²____²______________200 г.
Производственная практика
Сроки проведения ___________________________________________________ ____