Склонность к риску и методы ее диагностики
Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность.
Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциальна числу допущенных ошибок.
Чаще всего с возрастом готовность к риску падает, у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных. По половому признаку у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. В случае назревания внутреннего конфликта растет готовность человека к риску. В коллективе готовность к риску у человека может проявиться сильней, чем, если бы он был один, эта готовность зависит от того, что от человека ожидают.
И в то же время риск — это неотъемлемая черта активности человека.
Риск сопутствует творческой деятельности человека, а часто он просто необходим для выживания.
Склонность к риску не является величиной неизменной, люди по-разному рискуют в своей жизни и профессиональной работе. Проявление готовности к риску зависит от многих факторов среды (характеристик проблемной ситуации, структуры социальных систем, метода формирования проблемы, типа принимаемого человеком решения).
Готовность к риску связана с такими свойствами человека: импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, зависит от пола (мужчины более рискованны). Отрицательные связи были выявлены с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью.
Исходными данными при оценке готовности к риску при принятии рискованных решений можно считать:
· перечень возможных негативных последствий, исходя из того, что при любом рискованном решении неизбежны потери, основная задача минимизировать потери,
· важны целевые установки (личные и служебные цели),
· уровень готовности к риску зависит от субъективной вероятности наступления последствий.
Поэтому очень важно оценить степень готовности к риску, и возможно провести коррекционные мероприятия, чтобы избежать отрицательных последствий риска в жизни человека
Методы диагностики склонности к риску:
· Методика диагностики степени готовности к риску (Шуберт).
· Склонность к риску тест басса-дарки
1. Предмет и задачи психологии труда.
2. Методы психологии труда.
3. Связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.
4. Исторические этапы развития психологии труда.
5. История становления профессиональной ориентации.
6. Исследования белорусских психологов в области психологии труда и профориентационной психологии.
7. Движущие силы профессионального самоопределения.
8. Периодизация развития человека как субъекта труда: отечественные и зарубежные подходы.
9. Личностный профессиональный план.
10. Основные варианты и фазы развития профессионала.
11. Понятие «трудового поста», характеристика его составляющих.
12. Предмет и средства труда.
13. Эргатическая система и эргатические функции.
14. Профессиональная деятельность как система.
15. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
16. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.
17. Виды профессиональных деструкций.
18. Понятие об эмоциональном выгорании, пути преодоления.
19. Профессионально важные качества личности в структуре ее профессиональной деятельности.
20. Динамика профессионально важных качеств личности на протяжении профессионального пути человека.
21. Кризисы профессионального становления личности.
22. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления.
23. Соотношение понятий «профессия», «специальность», «должность», «занятие».
24. Принципы классификации профессий: типы, классы, отделы, ярусы профессий.
25. «Формула профессий» (по Е.А.Климову).
26. Профессиографирование. Виды профессиограмм.
27. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности (психограмма).
28. Характеристика модульного подхода в профессиографии.
29. Трудности изучения профессий в современных условиях.
30. Профпригодность. Основные факторы и критерии профпригодности.
31. Этапы формирования профессиональной пригодности.
32. Профессиональная пригодность как система.
33. Классификация профессиональной пригодности.
34. Организация и процедура проведения профессионального отбора и подбора.
35. Этапы отбора персонала.
36. Разработка профессионально-квалификационной характеристики.
37. Типология самоопределения личности.
38. Структура и функции профессиональной ориентации молодежи.
39. Виды профессионального консультирования. Типология профконсультационных ситуаций.
40. Психологическое содержание понятия «карьера».
41. Планирование и построение карьеры.
42. Составление резюме. Самопрезентация при трудоустройстве.
43. Психологические процессы и функции в труде.
44. Познавательные процессы в трудовой деятельности.
45. Эмоциональные состояния в производительном труде.
46. Волевые процессы в производительном труде.
47. Психические состояния в труде и их классификация.
48. Проблема физического и психического здоровья в профессиональной деятельности.
49. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.
50. Понятие о профессиональном стрессе.
51. Психология принятия управленческих решений.
52. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду.
53. Управленческое общение в трудовом коллективе.
54. Психология профессиональных конфликтов.
55. Основные виды профессиональных конфликтов. Стратегии их преодоления.
56. Диспозиционные теории мотивации труда.
57. Когнитивные теории мотивации труда.
58. Понятие о работоспособности. Ее виды и динамика.
59. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.
60. Склонность к риску и методы ее диагностики.