Актуальные проблемы возраста уголовной ответственности
Центральным элементом любого криминологического исследования является личность преступника. Это связано с тем, что без познания особенностей преступников невозможно определение причин их индивидуального преступного поведения и, соответственно, планирование мер воздействия, как на самих преступников, так и на преступность в целом. В связи с этим уместно привести высказывание Ю.М. Антоняна, который отмечает, что «успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность - носитель причин их совершения»[71].
Личность преступника характеризуется множеством свойств и качеств: социально-демографических, нравственно-психологических, уголовно-правовых. Некоторые авторы предлагают выделять в структуре личности преступника и иные свойства и качества, например, социальные проявления в различных сферах жизнедеятельности (социальные связи), физиологические (биологические) характеристики и другие[72].
В группе социально-демографических характеристик личности преступника, прежде всего, рассматриваются его пол и возраст. Никоим образом не принижая значения и роли пола и всех иных признаков в характеристике и формировании личности преступника, мы все же предлагаем акцентировать внимание именно на возрасте преступника. Это связано с тем, что, несмотря на важность этого признака, его значение в процессе изучения преступника, на наш взгляд, несколько поверхностное. Возраст же, как никакая иная характеристика, определяет многие другие свойства и качества личности - потребности, интересы, социальный статус личности и другие ее свойства.
С наступлением каждого возраста человек меняется. Меняется в физическом, психическом, умственном плане. В течение возраста у человека меняются жизненные планы и установки. Что является важным и незаменимым для молодого человека - для пожилого может не представлять никакого интереса. Если говорить о правовых аспектах возраста, то следует отметить, что ряд гражданских прав и обязанностей индивида также может быть реализован лишь с наступлением определенного возраста. Так что возраст играет важную роль в характеристике любой личности, в том числе личности преступника, и его роль вряд ли можно переоценить.
Само понятие возраста весьма многопланово. Например, С.И. Ожегов определяет возраст как период, ступень в развитии, росте человека[73]. При этом возраст индивида может рассматриваться в широком и узком смысле. Например, Р.И. Михеев отмечает, что в широком смысле под возрастом следует понимать календарный период времени, прошедший от рождения до какого-либо хронологического момента в жизни человека, а в узком - указанный период психофизического состояния в жизни того или иного лица, с которым связаны как медико-биологические, социально-психологические, так и правовые изменения[74].
При этом в современной научной литературе различают возраст не только хронологический (паспортный), но и биологический (функциональный), психологический (психический), социальный (гражданский). В каждой из этих возрастных категорий отражается соответствующее понимание времени жизни человека как физического объекта (хронологический возраст), как биологического организма (биологический возраст), как члена общества (социологический возраст) и как неповторимой психологической индивидуальности (психологический возраст)[75].
Знание возрастных характеристик преступников позволяет определять, представители каких возрастных групп наиболее криминогенно активны, и определять особенности преступного поведения лиц различных возрастных групп. Как отмечал Е. Бафия, «анализ уровня преступности в определенных возрастных группах дает основания для вывода закономерности, согласно которой наибольшая активность роста преступности соразмерна со степенью зрелости человека, его участия в общественной жизни»[76].
При изучении личности преступника его возраст подвергается анализу в первую очередь. Это связано с тем, что именно с достижением определенного законом возраста для индивида наступает наиболее суровый вид социальной ответственности, а именно уголовная ответственность.
Во-вторых, как давно замечено, для лиц различных возрастных групп характерна различная криминальная активность. Так, отдельные исследования в 70-е годы прошлого столетия фиксировали, что среди преступников преобладают лица в возрасте от 30 до 40 лет[77]. С 90-х годов среди них наибольший удельный вес занимают лица молодого возраста (до 30 лет). Не случайно, как отмечал И.И. Карпец, преступность - это молодежное явление[78]. С увеличением возраста, как правило, снижается криминальная активность людей. В последние годы криминальная активность лиц различных возрастных групп вновь пометалась.
Криминальная активность лиц зрелого возраста (от 30 и более лет) с 2005 года увеличивалась. Повышение криминальной активности лиц зрелого возраста связано, прежде всего, со снижением криминальной активности несовершеннолетних и молодежи за счет снижения их удельного веса в структуре населения страны. Так, если в 1998 году в стране насчитывалось 38 млн. несовершеннолетних, то в 2013 году - 26 млн.[79].
Это те аспекты, которые, скажем так, лежат на поверхности. Тем не менее, многие иные аспекты возраста преступника в криминологии, на наш взгляд, остаются вне поля научного исследования. Традиционно в науке выделяется и соответственно изучается преступность несовершеннолетних и молодежи, а также «взрослая» преступность, то есть преступления совершеннолетних лиц. Несмотря на это, криминологическому анализу обычно подвергалась лишь преступность несовершеннолетних, о чем, например, наглядно свидетельствуют соответствующие главы учебников по криминологии[80], а преступность молодежи как самостоятельный объект стала исследоваться не так давно[81]. При этом практически не исследована личность и, соответственно, особенности преступников пожилого или старого возраста, не считая единичных диссертаций по данной тематике[82] и редких научных статей. Старческий возраст оказывает существенное влияние на умственное, психическое, физическое состояние индивида, соответственное его поведение. В случае совершения преступления таким лицом его возраст вполне может рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
Кроме того, существуют сложности в классификации возрастных периодов преступников. В частности, среди ученых нет единого мнения, каких лиц и соответственно преступников относить к молодежи. Одни считают, что молодые преступники - это лица до 25 лет, другие - не старше 30 лет, третьи до 30-40 лет.
Нет единства и в классификации возрастных групп лиц пожилого возраста. Например, психологи утверждают, что пожилой возраст - 67-75 года; старческий - 75-90 лет; долгожительство - старше 90 лет[83]. Юристы выделяют в свою очередь такие возрастные группы: 1) пожилой возраст - 60-74 года; предстарческий - 75-90 лет; старческий - свыше 90 лет[84].
В связи с этим следует отметить, что необходима четкая периодизация преступников различных возрастных групп, не только несовершеннолетних и молодежи, а также пожилых лиц. Это связано с тем, что даже в такой криминогенно активной группе лиц, как 30-60-летние, относящиеся к группе зрелых лиц, криминальная активность лиц разного возраста различна. Различна она у 30 и 50-летних, у 40 и 30-летних. С изменением возраста человека у него наступают не только биологические (физиологические) изменения его организма, но происходят и социальные изменения как самой личности, так и социальной среды, в которой она находится. Изменяются обстановка, условия, в которых находится, живет, трудится человек, изменяются его социальные функции, социальный опыт, привычки, характер, способы реагирования на конфликтные ситуации, желания, стремления, интересы, потребности, формы их удовлетворения, то есть происходит становление и развитие личности[85]. Все это не может не влиять на поведение, в том числе преступное, индивида.
Следует сказать, что весьма дискуссионным является вопрос о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность. В последние годы звучат высказывания о необходимости его снижения с 14 до 12-13 лет[86] или же, напротив, о его повышении и установлении за все преступления с 16 лет[87]. Мало исследован вопрос о возрасте в рамках специального субъекта преступления, например, относительно лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления (если самому преступнику 18 или 19 лет).
Кроме того, на наш взгляд, в криминологии недостаточно исследована криминальная активность лиц разных возрастов, совершающих различные виды преступлений.
Такие различия существуют. Например, замечено, что среди лиц, совершающих преступления против собственности, преобладают лица молодого возраста. Например, в 2011-2012 годах среди лиц, совершивших кражи, они составили - 64%, а среди лиц, совершивших убийства, доля 14-30 летних составила в среднем 45%[88].
Немаловажной проблемой, связанной с возрастом индивида, в том числе и преступника, является проблема возрастных кризисов. Как отмечают психологи, возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями личности человека, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания[89]. Ученые выделяют следующие наиболее значимые возрастные кризисы в жизни человека: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; пенсионный кризис. К сожалению, криминальная активность человека в период его жизненного кризиса (имеется в виду в 17, 30, 60 лет) в криминологии также не изучена.
Еще одной малоисследованной проблемой, связанной с возрастом преступника, является, на наш взгляд, виктимность лиц различного возраста. Нередко отмечается, что повышенная виктимность присуща малолетним лицам и лицам престарелого возраста, что объясняется их физической слабостью и определенной беспомощностью. Причем это характерно далеко не для всех преступлений. Так, по половым преступлениям доля малолетних и несовершеннолетних велика (30,7%), а доля лиц пожилого возраста, напротив, мала (1,9%). По преступлениям против жизни и здоровья, в частности убийствам, доля малолетних - 7%, а лиц пожилого возраста - 8%. По преступлениям против собственности малолетние и несовершеннолетние составляют 4,2%, лица пожилого возраста - 3,5%[90]. То есть по наиболее распространенным преступлениям (против собственности, личности) виктимность повышена совсем не у этих лиц, а у лиц молодого и зрелого, активного возраста.
Большинство криминологических исследований, посвященных изучению личности преступников, в частности ее потребностно-мотивационной сферы, фиксируют наличие у них извращенных потребностей, низменных интересов, отсутствие жизненных целей и ориентаций[91]. При этом следует отметить, что у лиц различных возрастов, как правило, присутствуют различные потребности и тем более интересы и увлечения, что опять-таки обусловлено их возрастными особенностями. Это в свою очередь, на наш взгляд, часто определяет различия мотивации преступлений у преступников различных возрастных групп, что также требует соответствующих исследований.
Несмотря на то, что некоторые ученые, в частности Н.Н. Кондрашков, утверждают, что все социальные (а не биологические) изменения личности оказывают прежде всего влияние на поведение человека[92], мы полагаем, что эти социальные изменения обусловлены прежде всего его возрастом. Именно возраст лежит в основе социальных ролей и функций индивида. Как отмечает И.С. Кон, «между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимосвязь. Хронологический возраст, а точнее предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей»[93]. В связи с этим следует утверждать, что изучение возраста преступника крайне важно, причем не только применительно к наиболее характерным группам преступников, таким как несовершеннолетние и взрослые, но и ко всем иным возрастным группам. Такое изучение необходимо, прежде всего, для определения причин индивидуального преступного поведения лиц различных возрастных групп и разработки мер его предупреждения. Несомненным должно являться то, что меры предупреждения, например, преступности несовершеннолетних существенным образом должны отличаться от мер предупреждения преступлений лиц пожилого и тем более старческого возраста и даже отличаться от мер предупреждения, осуществляемых в отношении 30-40-летних лиц.