Внутренняя среда организации

Внутри каждой организации имеется ряд материальных и нематериальных факторов, которые отличают ее от других. Эти факторы создают индивидуальную для каждой организации, неповторимую внутреннюю среду.

В рамках изучения внутренней среды организации рассматриваются три вопроса:

1. Социально-экономическая сущность внутренней среды;

2. Основные элементы внутренней среды;

3. Психологические аспекты элементов внутренней среды.

Внутренняя среда организации – это совокупность материальных объектов и социальных факторов, составляющих ее отличие.

Экономическую сущность организации составляет ее материальная база – здания, сооружения, оборудование, технологии, сырьевые ресурсы.

Социальную сущность организации составляют ее корпоративная культура, психологический климат в коллективе, трудовые ресурсы.

Таким образом, к элементам внутренней среды можно отнести все явления, характерные для организации. Основными элементами внутренней среды являются: структура организации, оборудование и технологии, материальные и трудовые ресурсы, корпоративная культура и психологический климат. Рассмотрим подробнее эти элементы.

Структура организации – это деление организации на составные части.

В теории управления рассматриваются два типа структур: классические и современные. Классических структур существует три вида: функциональная, дивизиональная и матричная.

Функциональная структура – это деление организации на части по видам деятельности (функциям).

При такой структуре группирование должностей в цеха и отделы осуществляется на основе близости профессий, компетенций и использования ресурсов. Каждый тип функциональной деятельности (производство, инженерный труд, работа с персоналом) имеет отношение к организационным ресурсам.

Сотрудники и средства производства рассматриваются как общий производственный ресурс предприятия, поэтому они группируются в одном отделе или цехе. На рисунке 7.3 представлена примерная функциональная структура организации.

Внутренняя среда организации - student2.ru

Рисунок 7.3 – Функциональная структура

В условиях функциональной структуры каждый из основных отделов организации является «сквозным», то есть он относится к главной деятельности как к единому целому.

Так, отдел по работе с персоналом занимается всеми сотрудниками предприятия. Отдел снабжения обеспечивает сырьем и инструментами все производство. Отдел маркетинга занимается реализацией всей продукции и услуг.

Психологическими аспектами функциональной структуры являются:

– соединение работников в группы по профессиональному признаку;

– определение социального статуса по уровню квалификации;

– стимулирование профессионального роста;

– обмен профессиональными приемами и опытом.

Психологически персонал объединяется вокруг своей профессии.

Таким образом, работники предприятия соединяются в бригады и участки по профессии: фрезеровщики, токари, слесари, литейщики и др. От уровня квалификации зависит статус работника в бригаде. При этом квалификация воспринимается не только как профессиональная, но и личная характеристика сотрудника. Это оказывает высокое стимулирующее воздействие на работников, особенно молодых, в плане стремления к профессиональному росту. Кроме того, в кругу людей одной профессии происходит интенсивный обмен профессиональными секретами, углубляется специализация каждого.

В связи с тем, что самостоятельность подразделений относительно невысока, дирекция компании активно вникает в их дела.

Функциональная структура имеет свои особенности: экономические и социальные достоинства и недостатки. Основные из них представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Особенности функциональной структуры

Достоинства Недостатки
Эффективное использование ресурсов Углубление специализации Карьерный и профессиональный рост Внимание со стороны топ-менеджмента Высокая степень координации Замедленная реакция на изменения среды Слабые взаимосвязи между отделами Проблемы с общим обучением кадров Замедленность решений (согласования) Проблемы с распределением ответственности

Для того, чтобы использовать функциональную структуру, надо внимательно изучить ее «плюсы» и «минусы». Следует оценить, насколько они важны для условий конкретного предприятия и коллектива.

Дивизиональная структура – это деление организации на самостоятельные подразделения (дивизионы) по видам выпускаемой продукции. Дивизионы (дочерние фирмы, филиалы, офисы) могут иногда создаваться и по географическому принципу.

При создании дивизиональной структуры основой выступает не столько сходство, сколько разнообразие профессиональной деятельности работников. Главным критерием дивизионализации является продукция, выпускаемая данной частью предприятия. Поэтому такие структуры иногда называют продуктовыми.

В рамках дивизиональной структуры некоторые специалисты (разработки новых продуктов, дизайнеры) имеются во всех дивизионах. Это может создавать некоторое дублирование в управлении группами специалистов, особенно на пересечении товарных линий. Схема дивизиональной структуры представлена на рисунке 7.4.

       
  Внутренняя среда организации - student2.ru
    Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru Внутренняя среда организации - student2.ru
 

Рисунок 7.4 – Дивизиональная структура

Лучше всего дивизиональная структура подходит крупным компаниям, выпускающим несколько видов продукции. Компания составляется из самостоятельных бизнес-подразделений. Каждое из них решает свои задачи, выпускает свою продукцию, обслуживает разных клиентов. Отношения между бизнес-подразделениями регулируются двухсторонними договорами.

Психологическими аспектами дивизиональной структуры являются:

чувство профессиональной самостоятельности и самодостаточности;

активное влияние запросов потребителей;

гибкость мышления и быстрая адаптация к изменениям;

осознание каждым сотрудником своей роли в общем деле.

Психологически персонал объединяется вокруг основной производственной деятельности – выпуска товаров или предоставления услуг.

Дивизиональная структура имеет свои особенности: социальные и экономические достоинства и недостатки. Они представлены в таблице 7.2.

Таблица 7.2 – Особенности дивизиональных структур

Достоинства Недостатки
Высокая гибкость, быстрая реакция на изменения Акцент на запросы потребителей и качество товара Высокая координация внутри подразделений Четкое разделение ответственности внутри подразделений Развитие навыков общего руководства Дублирование ресурсов в подразделениях Невысокие специализация и техническое развитие Слабая координация между подразделениями Ограничение контроля со стороны топ-менеджмента Конкуренция за корпоративные ресурсы

Следует отметить, что достоинства дивизиональных структур лучше проявляются в крупных организациях. В них же ее недостатки менее значимы.

Матричная структура – это совместное использование функциональных и дивизиональных, перекрывающих друг друга командных цепочек и товарных линий.

Взаимное перекрытие, двойные линии властных полномочий образуют матрицу. Обычно иерархия властных полномочий направлена так: функциональная – вертикально, дивизиональная – горизонтально. Сотрудники при этом подотчетны сразу двум начальникам (двойное подчинение).

Схема матричной структуры представлена на рисунке 7.5.

Матричный руководитель может осуществлять два варианта управления: производственной функцией (частью процесса изготовления) или товарной линией (полным процессом изготовления). Директор отвечает за всю матрицу в целом. Он руководит как продуктивными процессами, так и функциональными цепочками. Кроме того, он обеспечивает поддержание баланса между двумя сторонами матрицы.

 
  Внутренняя среда организации - student2.ru

Рисунок 7.5 – Матричная структура

Психологическими аспектами матричной структуры предприятия являются:

трудности двойного подчинения и его влияние на психологический климат;

гибкость и адекватность к изменениям среды;

обогащение содержания работы и сложные функции;

развитие профессиональной подготовки менеджеров и специалистов.

Психологически персонал объединяется вокруг целей предприятия – устойчивости развития адаптивности к рынку.

Матричная структура имеет свои особенности: социальные и экономические достоинства и недостатки.

Достоинства и недостатки матричной структуры представлены в таблице 7.3.

Таблица 7.3 – Особенности матричных структур

Достоинства Недостатки
Гибкость и адекватность к изменениям среды Эффективное использование ресурсов Развитие общей подготовки менеджеров Обогащение содержания рабочих заданий Кооперация между смежными функциями Возможность противоречий между сторонами матрицы Путаница из-за двойного подчинения Превалирование совещаний над делами Необходимость регулирования психологического климата Вероятность силового давления одной из сторон матрицы

Кроме классических, как отмечалось выше, существуют и современные структуры. Основными из них являются два вида: сетевые и командные.

Сетевая структура – это деление компании на юридически самостоятельные подразделения-фирмы по завершенным видам деятельности. Центральное место занимает головная фирма. Подразделения-фирмы могут размещаться территориально на удалении друг от друга, даже в разных странах.

Сетевая структура представляет собой новейший подход к департаментализации (структурному делению). Компания распределяет свои функции (производство, продажа, финансы) между отдельными фирмами.

Фирмы связаны между собой договорными отношениями. Схема компании с сетевой структурой представлена на рисунке 7.6.

Сетевые компании можно назвать революционным явлением в построении организаций (предприятий). Их даже сложно назвать организациями в традиционном понимании.

Например, существует международная сетевая корпорация по хоккейной экипировке. Разработки продукции ведутся специализированной фирмой в Швеции. Технологические линии изготавливаются другой фирмой, в США. Производство налажено предприятием в Южной Корее. Дистрибьюцию выполняет японская торговая фирма, которая к тому же размещена в Канаде. В центре этой глобальной сети стоит головная фирма-брокер, находящаяся в США.

 
  Внутренняя среда организации - student2.ru

Психологическими аспектами сетевой структуры предприятия являются:

– высокая степень профессиональной удовлетворенности сотрудников;

– повышение самостоятельности ведущих профильных специалистов;

– снижение роли менеджеров всех уровней, опора на самоорганизацию;

– ощущение персоналом конкурентоспособности на мировом уровне;

– превалирование понимания экономической ответственности при незначительной роли других форм контроля.

Психологически персонал объединяется вокруг осознания своей принадлежности к мировому рынку.

Сетевая структура имеет свои особенности: социальные и экономические достоинства и недостатки.

Особенности сетевой структуры представлены в таблице 7.4.

Таблица 7.4 – Особенности сетевых структур

Достоинства Недостатки
Конкурентоспособность на мировом уровне Высокий уровень специализации труда Сокращение потребности в менеджерах Возможность ухода отдельных фирм Низкая лояльность сотрудников   Отсутствие возможности непосредственного контроля

Командная структура – это деление организации на целевые производственные и управленческие группы (команды).

Командная организация труда стала новым важным фактором мировой экономики. Учитывая значимость этого явления, оно будет ниже рассмотрено в отдельном разделе 7.6. Командный стиль управления подробно проанализирован выше, в разделе 5.2.

Оборудование и технологии тесно взаимосвязаны и строго соответствуют друг другу. Передовые технологии используются на современном оборудовании.

Современное оборудование отличается высоким уровнем электронно-компьютерного управления.

Сегодня в мире существуют целые заводы-автоматы. Роль человека в них заключается лишь в наладке.

Технологии – это совокупность способов преобразования исходного материала в продукцию.

В современном производстве используются много видов технологий. Основными из них являются четыре: производственные, интенсивные, высокие и промежуточные. Они различаются по степени глубины и сложности обработки исходного материала.

Производственные технологии – это способы изготовления
путем механической обработки. При этом внутренняя структура исходного материала не затрагивается, меняется лишь его форма. Такие технологии часто называют низкими.

Например, к производственным технологиям относят все виды обработки металлов: резание, литье, ковка, штамповка, сварка.

Интенсивные технологии – это способы преобразования исходного материала в новое качество. Как и при низких технологиях, внутренняя структура исходного материала при этом не меняется. Тем не менее, в процессе работы он приобретает новое качество.

Так, кинопленка как исходный материал в процессе съемки фильма может превратиться в художественное произведение.

Высокие технологии – это способы производства с преобразованием внутренней структуры исходного материала. Изменения происходят на уровне микрочастиц, вплоть до молекул. К высоким относят также нано-технологии.

Например, в одном фантастическом рассказе Роберта Шекли описываются нано-технологии будущего. На новую планету пребывает земной техник для подготовки к ее освоению. Из специальных капсул он за две недели «выращивает» целый поселок – с жилыми домами, лабораториями, культурным центром, спортивным комплексом со всем необходимым для жизни, работы и отдыха будущих колонистов.

Несомненно, высокие технологии обладают огромным преимуществом перед производственными технологиями. Однако уровень развития мировой науки и техники еще не позволяет перейти к высоким технологиям в массовом масштабе. Этот переход прямо зависит от уровня экономического развития страны, ее научного потенциала, образования и квалификации людей (трудовых ресурсов).

Странам «третьего мира» (экономически слаборазвитым), и с переходной экономикой, очень сложно осваивать высокие технологии, даже если их передадут им развитие страны. Сложности связаны с отсутствием высококвалифицированных специалистов и образованных рабочих, а также адекватных смежников.

Для стран «третьего мира» Фриц Шумахер в 1963 г. предложил идею «промежуточных технологий», то есть постепенного включения элементов высоких технологий в производственные.

Промежуточные технологии – это способы производства по низким технологиям с включением в них элементов интенсивных и высоких технологий. Такие способы производства позволяют «третьим странам» постепенно накапливать опыт и наращивать долю высоких технологий в своей промышленности.

Материальные и трудовые ресурсы как элемент внутренней среды организации включают в себя сырье, материалы и работников, необходимых для изготовления продукции.

От качества, цены, доступности материальных ресурсов в соединении с технологией зависит, в конечном итоге, качество и стоимость выпускаемой предприятием продукции, стабильность его работы. Многие современные организации стремятся расположить свое производство территориально поближе к источникам ресурсов, как материальных, так и энергетических.

Особую роль в современном производстве играют трудовые ресурсы, или персонал. Это связано с тем, что в себестоимости готовой продукции в странах с развитой экономикой доля трудозатрат составляет 70–80 %. Поэтому удешевление труда выступает важнейшим экономическим фактором в вопросах снижения цены и повышения конкурентоспособности товаров.

Поиск дешевой рабочей силы привел к тому, что многие ведущие мировые производители открывают свое производство в странах Юго-Вос-точной Азии. Здесь стоимость труда в 10–20 раз ниже, чем в Западной Европе или северной Америке. Поэтому, даже с учетом транспортных и иных расходов, себестоимость продукции оказывается в 2–3 раза ниже.

Корпоративная культура и психологический климат как
элементы внутренней среды организации имеют исключительно большое значение в современной экономике и социальной жизни. Они требуют отдельного подробного рассмотрения. Это и будет сделано в последующих разделах 7.3 и 7.4.

Психологические аспекты внутренней среды организации состоят не только из корпоративной культуры и психологического климата. Важное значение имеет забота организации о персонале, и встречное явление – патриотизм персонала к своему предприятию, гордость за него и за свою принадлежность к нему.

Итак, внутренней средой организации является совокупность материальных объектов и социальных факторов, их особенности.

Основными элементами внутренней среды являются: структура организации, оборудование и технологии, материальные и трудовые ресурсы, корпоративная культура и психологический климат.

Современными структурами являются сетевая и командная. Наиболее передовыми и эффективными стали высокие технологии.

Наши рекомендации