Социально-психологические параметры анализа личности

· Зрелость личности

Зрелая личность — это выраженный носитель социального типического: обладатель лучших человеческих качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подражания. В современной психологии мы можем увидеть отражение такой точки зрения на личностную зрелость.

И. П. Шкуратова, основываясь на теории личности И. М. Палея и В. С. Магуна, выделяет три критерия зрелой личности:

□ действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами;

□ способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ;

□ может содействовать росту и развитию личности других людей.

· Социальная адаптация личности.

Социальная адаптация — сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды, прежде всего его социального окружения, результаты которого могут быть различны:

> собственно приспособление человека к социальной среде жизнедеятельности, которое позволяет ему более или менее успешно функционировать как индивиду и участнику различных социальных ситуаций;

> активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только успешно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности;

> конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениям функционирования, потере внутренней личностной активности, высокой психической напряженности и т. д. Социальная адаптация по своему содержанию и назначению шире процессов собственно социализации, так как включает в себя не только приспособительный, но и развивающий аспекты.

Социальная адекватность личности.

Нормальное психологическое состояние человека, — это состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить. Это согласование на социальном уровне заключается не в простом приспособлении, подлаживании себя под внешние ограничения, но в преобразовании себя путем перевода социальных норм, ролей, установок во внутренний мир, духовный мир человека, когда социологические требования становятся личными требованиями.

То нормальное состояние, о котором говорит автор, принято обозначать термином адекватность личности.

По сути дела, речь идет об ориентации на моральные и нравственные принципы. Моральность личности отличается от ее нравственности: Моральность... предполагает ориентацию на частные, исторически конкретные оценки других, сообщества. Нравственность — ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и нормы» Иначе говоря, моральность — это типический, а нравственность — индивидуализированный аспекты процесса усвоения социальных норм и ценностей. Вместе, гармонически переплетаясь, они обеспечивают формирование устойчивой ориентации человека на должное.

· Социальная идентичность личности.

Впервые психологическое понятие «идентичность» появилось в работах Э. Эриксона. Он рассматривал идентичность как личностную структуру, функция которой — сорганизовать жизненный опыт человека в его целостное «я». (Эриксон Э., 1996). Основная функция этой структуры — приспособительная, так как идентичность дает человеку возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом. Э. Эриксон рассматривал процесс идентичности на нескольких уровнях — индивидном, личностном и социальном, что во многом определило дальнейшую судьбу рассматриваемого понятия. Современные представления об идентичности чрезвычайно разнородны. Прежде всего различно понимается сама природа идентичности: она трактуется то как личностное образование, то как механизм регулирующий социальное поведение. Разводятся два вида идентичности — личностная и социальная, взаимодействие которых также понимается неодинаково.

Социальная идентичность есть результат самоидентификации человека с различными социальными категориями (группами) различного уровня обобщенности: начиная с больших социальных категорий (этнические, социальные, профессиональные группы), заканчивая нормами и ценностями малых групп (референтных и групп реального членства). Социальная идентичность предполагает также внутреннюю, эмоциональную идентификацию человека с его группами. Так как идентичность представляет собой механизм (или личностное образование) адаптивного назначения, она задействуется в различных социальных ситуациях для выработки человеком адекватного поведения. По мнению Тэджфела, в зависимости от ситуации может актуализироваться или личностная, или социальная идентичность. Если актуализируется вторая подструктура я-концепции, «личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам» Существенное дополнение в представление о том, каковы взаимоотношения между личностной и социальной идентичностью, внес Дж. Тернер. Он представил я-концепцию человека как иерархически организованную систему, в которой выделяются три «этажа» самокатегоризации человека:

1. Категоризация себя как человеческого существа, обладающего 424 видовыми свойствами Человека. Это самый обобщенный уровень самоотождествления. 2. Категоризация себя как члена определенных социальных групп в противовес иным группам. Средний уровень когнитивного обобщения. 3. Личностная категоризация: восприятие себя как уникального субъекта отношений и деятельности. Низкий уровень обобщения. В зависимости от того, какого типа сравнение предполагает та или иная ситуация — межвидового, межгруппового или межличностного, актуализируется человеческая, социальная или личностная идентичность.

16.Понятие об общении.

Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление, развитие отношений, регуляцию совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

ü Обмен информацией

ü Ее интерпретация

ü Взаимопонимание

ü Взаимооценка

ü Сопереживание

ü Психологическое воздействие

В общении выделяются:

· Содержание

· Цель

· Средства

Структура общения (Г.М. Андреева):

o Коммуникативная составляющая (обмен информацией)

o Интерактивная составляющая (взаимодействие людей)

o Социально-перцептивная составляющая (восприятие и познанание людьми друг друга.

17.Содержание общения и средства общения.

Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление, развитие отношений, регуляцию совместной деятельности.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - "говорение" и "слушание". "Говорящий" сначала имеет определенный проект относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико - кинетические(это то, что человек "прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика)

· Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

· Мимика - это движение мышц лица.

· Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная(более 3,7метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт.Визуалика, или контакт око. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза приятель другу не более 10 секунд.

ОБЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ:

1. По содержанию:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По средствам общение может быть:

2.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

2.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

2.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие приятель другом общающихся людей в самом акте общения)

2.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

18.Определение уровня общительности и потребности в общении.

Общительность как свойство личности, рассматривается как единство трех компонентов:

· потребность в общении;

· хорошее эмоциональное самочувствие до, во время и после общения;

· коммуникативные навыки и умения;

Из стандартного теста на определение общительности можно выделить несколько уровней, характеризующихся следующими ключевыми качествами:

· Некоммуникабельность, отсутствие стремления к общению;

· Замкнутость, неразговорчивость;

· Средняя степень общительности;

· Нормальная коммуникабельность (самый оптимальный вариант уровня общительности);

· Чрезмерная коммуникабельность, болтливость, отсутствие усидчивости;

· Чрезмерная общительность, поверхностное отношение к обсуждаемым вопросам в группе;

· Коммуникабельность носит болезненный характер.

Тест на определение общительности предложил В. Ф.Ряховский. Опросник состоит из 16 вопросов типа «да», «иногда», «нет». За положительный ответ начисляется 2 балла - за отрицательный 1. Чем меньше баллов в итоге, тем выше уровень общительности.

Влияние невозможности общения с другими людьми на состояние и самочувствие человека можно продемонстрировать на многих примерах. Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведет, как правило к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Непременно следует отметить, что серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности.

Данные наблюдений и специальных исследований показывают, что человеку в этих условиях характерны следующие чувства: неуравновешенность, повышенная чувствительность, беспокойство, неуверенность в себе, тревога, уныние, вялость. Интересным является то, что все люди в условиях изоляции начинают говорить вслух, таким образом, пытаясь удовлетворить потребность в общении.

Общение оказывает существенное влияние на результат деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменение происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения.

Таким образом, общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми (снижение вероятности ошибки). Психологи разрабатывают специальные методы принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов. К таким методам относятся совещание, групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика и ряд других.

Если опираться на определение типов темперамента, то сангвиник и холерик острее нуждаются в общении, нежели меланхолик и флегматик. Но это не значит, что интровертам не нужно общение как таковое - они просто вычленяют существенное, не «засоряя» речь посторонними атрибутами и оборотами в противовес экстравертам.

19.Стороны общения (коммуникативная).

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею

Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляцияв свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения,хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается ком-муникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.

Средства коммуникации. (см. 19вопр. )

20.Стороны общения (интерактивная сторона)

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность.

Виды взаимодействия

Общаясь, каждый человек преследует определенную цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат и, как правило, связано с деятельностью, направленной на его достижение. И в этой деятельности, в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества. Иначе их можно назвать кооперацией и конкуренцией, согласием и конфликтом или приспособлением и оппозицией. В любом случае речь идет о двух противоположных видах взаимодействия.

В первом случае людьми достигаются соглашения, которые объединяют их и сближают, стимулируют их совместную работу. Во втором эффективная совместная деятельность не возникает. Участники общения явно или скрытно враждуют, соперничают или конфликтуют, не вступают в близкие отношения и не действуют сообща.

Наши рекомендации