Научные концепции инвалидизации
Существуют различные научные подходы (концепции) рассматривающих инвалидность с социальной позиции.
Т.Парсонсу принадлежит разработка социального понятия «роль больного», введённого в 1935 г. Гендерсоном. Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид играет специфическую социальную роль, учёный разработал модель этой роли больного. Модель описывается четырьмя характеристиками: 1) больной освобождается от обычных социальных обязанностей; 2) больной индивид не считается виновным в том, что он болен; 3) поскольку болезнь социально нежелательна – больной стремится скорее выздороветь и обращается за компетентной профессиональной помощью; 4) ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания компетентного врача. В рамках данной социальной модели Т.Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие психофизические состояния, как алкоголизм, беременность, инвалидность, поскольку при этих состояниях человек не освобождается от социальных обязанностей.
Таким образом, в структурно-функциональном подходе (К.Дэвис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического состояния индивида, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия: «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А.Добровольская, Н.Б.Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода (Э.Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход продолжили А.Н.Суворов, Н.В.Шапкина и др.
В макросоциологическом подходе (В.О.Скворцова) проблемы инвалидности рассматриваются в контексте понятий: макросистема, экзосистема, мезосистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областям; непосредственное окружение индивида).
В теориях символического интеракционализма (Дж.Г.Мид, Н.А.Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социентальной реакции (Г.Беккер, Э.Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык – инвалид. В рамках этой социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом через изучение феноменов социального контроля, социальной реакции. Появляется новое понятие «социальный аттитюд». В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М.П.Левицкой и др.
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е.Р.Ярской-Смирновой. Феномен «нетипичного ребёнка» формируется и транслируется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро - и микросоциума, в котором нетипичный ребёнок проходит социализацию. Представители поведенческой социологии (М.Вебер) нетипичность людей рассматривают через понятие Другого, то есть инвалиды имеют определённый статус «Другого».
Сторонники продуктивного подхода считают, что инвалида нельзя «списывать со счетов» в связи с тем, что он не может выполнять некоторые функции. Т.Лукман, П.Бергер считали, что в процессе взаимодействия между собой, личности сами конструируют общество. Если в процессе первичной социализации личность неконтролируемо подвергается воздействию общества, то в процессе вторичной социализации она создаёт собственный мир.
Бихевиористский подход основан на том, что следует не столько изменять поведение ребёнка-инвалида, а, сколько помочь ему усвоить порядок вещей, чтобы он добровольно выбрал манеру поведения, более приемлемую для окружающих (Б.Скиннер).
Сторонники современной социологии инвалидности придерживаются мнения, что нет людей «нормальных» и «ненормальных» («других»), есть просто – люди. Люди не могут быть похожи друг на друга, поэтому одним необходимы одни условия развития и жизнедеятельности, вторым – вторые, третьим – третьи и т.д.
Модели инвалидности.
Инвалидность имеет следующие модели:
1. Медицинскаямодель, рассматривает лиц с психическими и физическими дефектами как больных, нуждающихся в лечении.
2. Административнаямодель ориентирована, прежде всего, на создание и поддержание системы помощи – специализированных учреждений, организаций специального обучения, трудоустройства инвалидов и т.п.
3. Социальная модель – основана на восприятии инвалидности как проблемы, за которую несёт ответственность всё общество, потому, что нетрудоспособность, ограничения в значительной степени создаются обществом – его неправильными нормами, отношениями.
4. Политико-правовая модель – рассматривает людей с определёнными ограничениями возможностей как меньшинство, права и свободы которого ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества.
5. Модель структурного плюрализмаотражает желание людей, имеющих инвалидность, жить в совершенном, высокоорганизованном мире, в котором гармонично будут сочетаться общие интересы и интересы каждой личности.
Все различия (цвет кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности и таланты и т.п.) будут рассматриваться в свете их положительного влияния на общество.
Все перечисленные выше модели включаются в программу всех общественных инвалидных движений, основанных на принципах независимой и полноценной жизнедеятельности. В философском понимании «независимая жизнь» – это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от её взаимоотношений с другими людьми, обществом и окружающей средой. В социально-политическом значении «Независимая жизнь» – это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопределение. Идеология независимой жизни рассматривает инвалидность как ограниченное умение ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обусловленное психологическими, физиологическими, функциональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осуществлении этих возможностей человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руководствуется принципом равенства прав человека.
Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.
Литература:
1.Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. М., 2005.
2.Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М., 2003.
3.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М., 2007.
4.Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. СПб., 2004.