Понятие мотивации конфликтного взаимодействия и ее виды. Влияние на мотивацию конфликтного взаимодействия уровня личностного развития индивида
Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, выдвижении притязаний и обосновании своих требований.
Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, образуют поле мотивации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям.
Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, интересам и ценностям, дело в том, что если линии аргументации (мотивации) возникают и разрабатываются, то они становятся реальностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситуации.
В конфликте одна совокупность потребностей, интересов иценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех уровней мотивации: потребностей, ценностей и интересов.
Мотивация— система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий, а также совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.
Мотив— это, с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой — осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Мотивацию как психическую деятельность можно рассматривать как процесс и как результат.
Мотивация как процессв контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конфликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конфликте, предполагаемых результатов.
Мотивация как результатв контексте конфликтного взаимодействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.
С точки зрения места локализации мотивация бывает внутренней и внешней.
Внутренняя мотивациясвязана с содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Ее специфический смысл — побуждение индивида к действию с целью укрепить его состояние уверенности и независимости.
Внешняя мотивацияобусловлена внешними по отношению к индивиду обстоятельствами.
С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми.
Осознаваемый мотив— мотив-цель, направляющий деятельность индивида.
Неосознаваемый мотив— скрытый от осознания индивидом побудитель деятельности.
Работа по осознанию как собственных мотивов, так и партнеров по конфликтному взаимодействию исключительно важна и, вместе с тем, требует не только интеллектуального и жизненного опыта, но и личного мужества. С некоторой долей условности можно сказать, что осознание мотивов деятельности — это и специальная деятельность, имеющая свой мотив — самопознание и самоусовершенствование.
Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано. Поэтому полезно в множественности мотивов выделять ведущие мотивы и мотивы-стимулы.
Ведущий мотив— главный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.
Мотив-стимул— второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.
Итак, мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.
В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как в большинстве случаев они пытаются их скрывать.
Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение принимает личность.
Уровень личностного развития — еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают, когда поведение человека определяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой».
На уровень развития личности и, следовательно, на мотивацию конфликтного взаимодействия индивида большое влияние оказывает «Я-концепция», которая формируется в процессе самопознания, через самонаблюдение и самоанализ своих поступков, переживаний, мыслей, состояний. В этом процессе происходит определение самого себя, поиски своего места в окружающем мире. «Я-концепция» — это внутренний мир человека, доступный только ему.
Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть адекватной, завышенной и заниженной. От нее зависит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.
На мотивацию поведения в конфликте большое влияние оказывает уровень притязаний человека на собственное признание, или уровень самооценки.
При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны. Поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превосходства.
У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других.
При адекватной самооценке у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс самодостаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.
На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфликта на манипулирование человеком. Американский психолог
Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди участников конфликта такие типы, как актуализаторы и манипуляторы.
Манипуляторы обычно потенциально конфликтны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спонтанность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.
На мотивацию конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает локус субъективного контроля, открытый американским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и интерналов.
Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми.
Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат их собственных усилий.
В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.
К качествам, необходимым социальным работникам при решении конфликтных ситуаций, следует отнести следующие: доброжелательность по отношению к окружающим, моральную устойчивость, общительность, целеустремленность, готовность оказать в любой момент помощь, активность, инициативность, интеллигентность и др.
Указанные качества могут быть усилены самовоспитанием. Социальному работнику необходимо развивать их у себя.
Прежде всего, необходимо научиться слушать собеседника. В этом деле самовнушение может быть полезным:
"Я общительный человек.
В беседе чувствую себя легко.
Всегда владею собой.
Мои движения раскованные, свободные.
Отвечаю и говорю спокойно.
Я общительный человек".
При повышенной выраженности астенических черт характера (нерешительности, неуверенности, склонности к перепроверке сделанного и т.д.), которые также снижают коммуникативные особенности личности, можно рекомендовать следующие формулы самовнушения:
"Я уверенный, решительный человек.
Решения принимаю уверенно, действую энергично.
У меня всегда уверенное выражение лица.
Моя походка уверенная.
Мои движения ловкие, свободные, точные.
Моя речь уверенная.
Говорю свободно, не торопясь.
Действую всегда решительно и смело".
Раздражительность - это быстрый переход человека в состояние нервного возбуждения. Причины раздражительности различны и порой они, как и изменение настроения, могут не осознаваться. Но все-таки подмечено, что сила реакции на отрицательную эмоцию тем больше, чем шире возможность воздействия.
Вот такие советы дает С.Б. Шенкман раздражительному человеку.
1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями.
Исповедаться доброжелательному и рассудительному человеку о том, что вас мучает, - значит принести себе огромное облегчение. Советы вашего собеседника могут даже не иметь большого практического значения, важно его сочувствие, участие, искренняя заинтересованность. В свою очередь, будьте готовы сами выступить в роли доброжелательного и участливого слушателя чужой исповеди.
2. Умейте на время отвлечься от своих забот. Как бы ни были велики обрушившиеся на Вас неприятности, старайтесь время от времени избавляться от гнета тяжелых мыслей, отвлекаться какими-либо насущными заботами по работе или дому. Очень плохое впечатление производит человек, который всякую свою (даже пустяковую) неприятность превращает в мировую проблему.
3. Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. А во время паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае Вам успеет прийти в голову мысль о том, что вспышка не принесет Вам облегчения и будет чревата лишь новыми неприятностями.
Лучше всего, если Вам представится возможность разрядиться какими-либо упражнениями. Здоровая физическая усталость поглотит Ваш гнев.
4. Иногда нужно и уступить. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих.
5. Бойтесь быть капризными.
6. Прислушивайтесь к точке зрения оппонента. Уважайте ее и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения.
7. Нельзя быть совершенством абсолютно во всем. Некоторые люди живут в вечном страхе, что они хуже других. Старайтесь освобождать людей от таких страхов.
8. Старайтесь, прежде всего, отлично выполнять главную свою работу, к чему Вы действительно имеете призвание. Для чувства удовлетворенности достаточно иметь успехи в одной или двух областях, а остальные выполнять добросовестно и не ниже оптимального уровня.
9. Не предъявляйте чрезмерных требований к окружающим. Тот, кто слишком много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, что окружающие чаще всего не отвечают его чрезмерным требованиям. Вы совершаете большую ошибку, если, постоянно критикуя, стремитесь переделать своих товарищей.
Взрослого человека перевоспитать очень трудно, а Вы (даже не осознавая того) стремитесь сделать окружающих удобными для Вас. Перспективы успеха здесь минимальны, зато такой стиль поведения вызывает у окружающих враждебное отношение.
Принимайте людей такими, какими они есть (каждый из нас имеет право на индивидуальность) или вообще не имейте с ними дела.
Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь именно на эти качества. Таким образом, вы, даже не ставя такую цель, в один прекрасный день обнаружите, что окружающие люди "перевоспитались", они вполне устраивают Вас.
Следует сразу же оговорить, что почти все приемы, предназначенные для выработки культуры мышления, эмоций и воли, подходят и для эмоциональной разрядки.
Для этих целей могут подойти некоторые физические упражнения, например, ходьба.
В.П. Некрасов рекомендует следующий прием ходьбы с целью эмоциональной разрядки. Сначала надо 3-5 минут пройти в быстром темпе. Это должно помочь отвлечься и максимально включить в работу мышечную и сердечно-сосудистую системы. Идти надо свободно, размашистой походкой, сохраняя при этом правильную осанку. Шагать свободно, ровно, спокойно.
Затем 1-1,5 минуты пройти в более медленном темпе и вновь ускорить шаг. Хорошо при этом внести элемент соревнования. Например, обогнать и обойти впереди идущего человека, пройти до пункта, намеченного заданное время. Через 3-5 минут нужно вновь сбавить темп.
В процессе ходьбы можно использовать формулы самоприказов и самоубеждения:
«Я успокаиваюсь...
С каждым шагом все плохое уходит...
Я владею собой и сдержан…
Свобода и легкость во мне…
Все безразлично…
Я спокоен…
Я владею собой...
В повседневной жизни я весел и спокоен…
Я спокоен, уравновешен, сдержан...».
Приемы в виде упражнений для дыхания и мышечных групп:
Необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные циклы лучше сочетать с попеременным мышечным напряжением и расслаблением. На фазе вдоха и задержки дыхания - сжать кисти в кулаки, напрячь мышцы живота, спины. Резко выдохнуть, расслабив все мышцы. Повторить это упражнение можно несколько раз.
Нельзя забывать о выражении лица. После выдоха проведите по лицу рукой. Поднимите углы губ вверх, не забудьте про улыбку. Проведите рукой по мышцам шеи, помассируйте их, если они напряжены, или сделайте несколько вращающих движений головой. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры.
Чтобы предупредить возникшее состояние раздражения, следует попытаться задержать непроизвольные двигательные реакции (как правило, в этом случае возникают движения, напоминающие видоизмененные "позы боксера") и выполнить другие движения. Например, рекомендуется плотно сжать губы и 10-15 раз медленно "описать" языком дугу по небу.
Таким образом, рассмотренные методы саморегуляции состояния в конфликтной ситуации помогут социальному работнику более успешно решать профессиональные задачи.
Когда согласовательные отношения разрушаются и стороны не в состоянии достичь соглашения или компромисса, если возникает противостояние между осознаваемыми различиями между целями и требованиями обеих сторон, возникают конфликтные отношения.
Они становятся неизбежными, если совместные для социального работника и системы клиентуры цели перемен выглядят угрожающими, притом в значительной мере, для системы мишеней, и воспринимаются ею как требующие чрезмерно больших перемен в ее функционировании.
Конфликты неизбежны также, если отсутствуют условия для установления согласовательных отношений после применения усилий по обеспечению перемен или не появляется желания обсуждать противоречия и различия в подходах.
Главные трудности при разрешении конфликта лежат в области недостатка знаний об особенностях конфликтного поведения, слабой способности к анализу ситуации, в выраженном эгоцентризме и неразвитости эмпатии, слабости самоконтроля.
Следует применять творческий подход к разрешению конфликтов. Социальный работник должен вести себя в соответствии с ситуацией и разрешать конфликт с наименьшими потерями. Если критикующий стремится повысить эффективность работы, исправить недостатки, мешающие полноценному труду, учебе, но делает это грубо, бестактно, необходимо зафиксировать ценные советы, постараться исправить упущения, а в свободное время, когда выступавший остынет, в доброжелательной форме попенять ему за бестактность, объяснить, какой должна быть критика.
Если критикующий сводит личные счеты или стремится преподнести себя, показать свою принципиальность, лучше всего постараться заручиться поддержкой присутствующих и уйти от дальнейшего контакта с говорящим. Что-либо объяснять в данном случае бесполезно.
Исход конфликта следует рассматривать как стадию конфликтного процесса, в которой целесообразно еще раз обсудить результаты достигнутого соглашения с точки зрения удовлетворения потребностей сторон и выработать совместный курс действий.
Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы.
Разрешение личностных проблем - дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми бездушия, умение своевременно вносить коррективы в деятельность - важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.
Специалисты социальной работы предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. В зависимости от профиля, специализации социальный работник России может работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в учреждениях различных ведомств школе, клинике или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, телефоне доверия, центре занятости населения и трудоустройства)
Деятельность социального работника распространяется на различные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социальных функций общества, семьи и личности.
Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социальных работников независимо от специализации:
- способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьёй, с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой;
- способность выполнять своеобразную роль связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьёй и обществом;
- умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
- умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы со стороны клиента;
- толерантность, способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении проблем.
Главной целью социальной работы считаются «забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи и общества». Социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям.
Социальная работа как профессия, социальные работники как специалисты этой профессии призваны, таким образом, служить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.
Деятельность социальных работников сосредоточена не только на стремлении защитить права человека, но и на удовлетворении его потребностей, развития личностных возможностей.
К традиционным видам и формам социальной работы во многих странах относят социальную работу с семьей, детьми, подростками и молодежью, социальную работу в области психического здоровья, медицинскую социальную работу.
Новые, более поздние сферы обслуживания охватывают социальную работу в сельской местности, на предприятиях, геронтологические службы, социальную работу с беженцами, переселенцами, иностранными гражданами, на улицах.
В ходе взаимодействия социального работника и клиента особое место занимает умение специалиста вести беседу. Используются различные приемы, методы и методики, целью которых являются наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитация. Главными же задачами всех взаимодействий социального работника и клиента являются восстановление социального функционирования клиента, его социальная адаптация (процесс, в течение которого клиент приобретает устойчивость к влиянию социальной среды) и реабилитация (восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде).
Процесс социальной адаптации личности клиента требуется в связи с изменением его социального статуса (уход на пенсию, потеря работы, инвалидность и т.п.) или изменений в самой социальной среде (социально-экономические, политические реформы и др.).
Не менее важным является процесс социальной реабилитации, успешность осуществления которой во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности и др., а также различных видов адаптации (медико-социальной, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологической и т.д.).
Вопросы и проблемы, с которыми обращаются к социальным работникам, очень разнообразны. Во всех социальных группах возникает ряд проблем, которые, являясь социальными по своему характеру, в свою очередь, порождают проблемы психологического плана. Например, потеря работы может легко привести к депрессии и апатии. В этих случаях недостаточно провести только лишь собеседование, хотя и оно может предотвратить дальнейшее ухудшение психического состояния человека.
Как только человек или семья решают обратиться за помощью, социальный работник должен выявить взгляд каждого человека на существо его проблемы:
— как клиент воспринимает стоящую перед ним проблему;
— насколько сильный дискомфорт или стресс она вызывает;
— до какой степени нарушены стабильность или равновесие;
— какие меры принимались для изменения ситуации;
— какими возможностями располагает клиент, чтобы преодолеть трудности, и т.д.
В решении проблемы, в первую очередь, должен участвовать сам клиент, а социальный работник может играть роль посредника. Но если человек не может справиться с ситуацией сам, то в этом случае необходима помощь социального работника.
От умения социального работника устанавливать контакты с клиентом, умения услышать, понять и помочь ему зависит духовно-нравственное оздоровление всего общества. Общение нельзя назвать эффективным, если не принимаются во внимание индивидуальные особенности субъектов общения, их потребности, интересы, привычки. Все это отражает механизм общения, то есть те навыки, приемы, которыми должен владеть социальный работник.
Взаимодействие социального работника с клиентом – форма общения, в процессе которого осуществляется их воздействие друг на друга. Создание высокой нравственной атмосферы, единство взглядов, доверие являются важнейшим условием результативности общения социального работника и клиента.