Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер
РЕАЛИЗМ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ
Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действительности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наиболее характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.
Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отстаивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтизмом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.
В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г.де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К. Гамсун, А. Стриндберг, ранний Т.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).
В целом критический реализм на рубеже веков отличается открытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, социальный анализ, расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры новеллы, романа, эпопеи.
Этот этап развития критического реализма выступает как переходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.
Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер
Мопассан.Ги де Мопассан (1850—1893) — французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Он родился в обедневшей дворянской семье. Детство и юность Мопассана прошли в Нормандии, образ этого края впоследствии воспроизводился во многих произведениях писателя. Обучение в университете было прервано франко-прусской войной. В 1872 — 1878 гг. Мопассан служил чиновником сначала в Морском министерстве, затем в Министерстве народного просвещения.
Первый литературный успех Мопассана — новелла «Пышка», опубликованная в знаменитом сборнике кружка Золя «Вечера в Медане» (1880). Мопассан создал большое количество новелл,вошедших в сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), «Лунный свет» (1884), «Иветта» (1885), «Орля» (1887) и др. Они не составляют циклов в традиционном смысле слова, объединены, как правило, неким настроением, в чем сказывается влияние импрессионизма. Своими учителямиГ.де Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э. Золя. Под их воздействием формировалась «мопассановская» новелла. Благодаря Мопассану в 1880-е годы новелла стала ведущим реалистическим жанром. Лежащий в основе новеллы единичный эпизод приобретает особое, обобщенное значение. В эпизоде раскрываются ранее не известные, незаметные черты характера, дремавшие чувства («Заведение Телье»). Эпизод выступает экономным средством изображения жизненной драмы («Ожерелье») или поворотным моментом в судьбе персонажа («Папа Симона»). Мопассан разрабатывает новые средства психологизма. «Непрямой» анализ (напоминающий чеховский подтекст) позволяет угадать тончайшие движения души. Структура новеллы принципиально меняется за счет углубленного, фиксированного, «точечного» наблюдения, результатом которого оказывается предельная концентрация отраженной действительности в единичных деталях. Новелла Мопассана, как и чеховский рассказ, зачастую становится «маленьким романом». Мопассан и Чехов внесли выдающийся вклад в развитие «малого жанра», они глубоко изменили его характер, структуру и даже цели.
Значительны достижения Ги де Мопассана и в создании реалистических романов. Среди романов писателя («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1887; «Пьер и Жан», 1887— 1888; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890) особое место занимают «Жизнь» и «Милый друг». «Жизнь» — одна из вершин психологизма во французской литературе XIX в. Напротив, в «Милом друге» психологизм отступает на второй план, что связано с фигурой героя (точнее «антигероя») Жоржа Дюруа, чей духовный мир убог, внутренние побуждения ограниченны, на первый же план выдвигается социальный анализ действительности.
Большое значение для характеристики особенностей реализма имеют теоретические суждения Мопассана, изложенные в предисловии к роману «Пьер и Жан» («О романе»).
Реалистическое творчество Мопассана сложно и многогранно. Он испытал влияние натурализма. Стиль ряда его произведений носит импрессионистский характер. На его позднее творчество повлияли идеи декаданса.
Мередит.Джордж Мередит (1828 — 1909) — английский писатель-реалист, воспринявший традиции Диккенса и Теккерея, один из основоположников социально-психологической линии в реализме рубежа веков. В 13 своих романах, среди которых — «Приключения Гарри Ричмонда» (1871), «Эгоист» (1879), «Один из наших завоевателей» (1891), он тяготел к драматургическому построению, свойственному трагедии и комедии, чем предвосхитил «роман-трагедию» Т. Гарди. Своеобразным манифестом Мередита стало его «Эссе о комедии и использовании духа комического» (1877), где он определял перспективы романного жанра, видя их, в том числе, в его драматизации, в сближении эпического и драматического начал. Роман «Эгоист» имеет подзаголовок «Повествовательная комедия». В центре романа — образ баронета Уилоби Паттерна, эгоиста, девиз которого: «Я вовсе не требую, чтобы мне угождали, — единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили». Невеста баронета Клара Мидлтон оставляет его — таков итог столкновения эгоизма героя и душевной щедрости девушки. Частному случаю Мередит придает социально значимый характер. Тяготея к принципу реалистического психологизма, он одним из первых последовательно развивает психологическую сатиру. Парадоксальное соединение психологизма и сатиры — признак переходности в развитии литературного процесса на рубеже веков.
Гарди.Томас Гарди (1840—1928) — один из крупнейших английских реалистов рубежа веков. Он родился в семье мелкого подрядчика, детство провел в сельской местности, среди простых людей. Гарди проявил поразительную настойчивость в получении образования, изучил несколько языков, несколько лет занимался готической архитектурой. С 1871 по 1897 г. он написал 14 романов, объединенных в 3 цикла: «Романы изобретательные и экспериментальные», «Романтические истории и фантазии», «Романы характеров и среды». К последнему циклу относятся самые известные романы Гарди: «Мэр Кэстербриджа» (1886), «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1896). В них писатель разрабатывает особую жанровую модификацию — «роман-трагедию», что связано с его концепцией мира и человека. Гарди считал, что осознание человеком естественного хода вещей делает его участником «великой драмы», порождая ощущение «трагической вины», страдание от неосуществимости желаний, отчуждение от природы. Гарди глубоко раскрывает психологию героев, при этом сохраняя и даже подчеркивая сюжетность своих произведений. Психологизм начиная с «Фьяметты» Боккаччо развивался по пути уменьшения сюжетности, обеднения событийного ряда, и обращение к событийности в романе у Гарди (как у Мопассана в новелле) для раскрытия внутреннего мира человека — достаточно новое, даже парадоксальное средство психологизма.
Джеймс.Генри Джеймс (1843— 1916) в равной мере принадлежит английской и американской литературе. Родившись в США, он уже в детстве побывал в Европе, а в 1875 г. принял британское гражданство и поселился в Англии. Героями его произведений (романы «Американец», 1877; «Бостонцы», 1886; и др.) нередко становятся американцы. Так, в романе «Женский портрет» (1881) героиня — американка Изабелла Арчер, приезжающая в Европу в поисках новых впечатлений и ощущений. Желая сохранить независимость, она отвергает и английского лорда Уорбертона, и американского бизнесмена Каспара Гурвурда, выйдя замуж за Гилберта Осмонда, жадного, эгоистичного, тщеславного человека, брак с которым не может принести Изабелле счастья. Писатель избегает подробного рассказа о событийной стороне ее жизни, основное внимание уделено тончайшим нюансам чувств, анализу внутренних побуждений героини. Джеймс — выдающийся мастер психологического романа. Огромное влияние на него оказал психологизм русских писателей, прежде всего И.С.Тургенева.
Драйзер.Теодор Драйзер (1871 — 1945) — один из крупнейших американских писателей-реалистов. Пройдя тяжелую жизненную школу, он стал журналистом, а затем (во многом под влиянием чтения произведений Бальзака) — и писателем. Выступив против «мягкого», «розового» реализма, Драйзер в романе «Сестра Керри» (1900) выбирает характерный для американской литературы того времени сюжет (простая девушка из провинции попадает в высшее общество и обретает там счастье и благополучие), но совершенно переосмысливает его.
Керри, мечтающая о богатой и счастливой жизни, приезжает в Чикаго, где сталкивается с соблазнами большого города, нечестными дельцами, отсутствием подлинно человеческих взаимоотношений. Ее мечта терпит крах. С трудом найденная работа на обувной фабрике разрушает ее здоровье. Связь сначала с дельцом Друэ, а затем с его другом директором бара Герствудом, ради нее решившимся на разрыв с семьей, кражу и в конце концов разорившимся, не дарит ей чувства любви. Став опереточной актрисой, познав успех у публики, Керри все более утрачивает изначальную чистоту, ощущает моральное опустошение.
Среди выдающихся произведений Драйзера — романы «Дженни Герхардт» (1911), трилогия «Финансист» (1912); «Титан» (1914); «Стоик» (опубл. посмертно, в 1946), «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925). Сам писатель особенно высоко ценил роман «Гений». В нем Драйзер касается проблем искусства, выводя в качестве центрального персонажа художника Юджина Витлу. Витла — человек, которому дано понимание красоты. Но возврат его к художественному творчеству стал для него возможен только после краха карьеры, неудачи в любви. Коммерциализация искусства, утрата им морального стержня как результат бездуховности общества, показанные Драйзером в «Сестре Керри» еще достаточно фрагментарно, в «Гении» раскрыты с большой глубиной.