Введение. Глава 1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу младших школьников
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу младших школьников
1.1 Семья как социально-культурная среда воспитания младших школьников
1.2 Характерные особенности эмоциональной сферы младших школьников
1.3 Эмоциональный аспект взаимоотношений родителей и детей
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу младших школьников
2.1 Подготовка к проведению эмпирического исследования
2.2 Эмпирическое изучение характера детско-родительских отношений
2.3 Результаты эмпирического изучения эмоциональных состояний младших школьников
2.4 Подведение итогов эмпирического исследования, выработка рекомендаций для родителей
Заключение
Список литературы и других используемых источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день остро встает вопрос о роли семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. По признанию специалистов всего мира младший школьный возраст является периодом наиболее стремительного физического и психического развития, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе социализации ребенка.
Очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, ее воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Руководящая роль в формировании правильного поведения младших школьников принадлежит взрослым. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи [3, с. 98]. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: рост числа неполных семей, разрыв родственных связей и падение рождаемости, недостаточно высокий воспитательный потенциал семьи.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Данной проблематикой занимались такие ученые, как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин, Э.Эриксон, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Л.С.Славина и другие.
Цель работы: теоретически и эмпирически исследовать влияние семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника.
Объект исследования эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника.
Гипотеза: нарушения в детско-родительских отношениях ведут за собой рост тревожности и страхов ребенка. Эмоциональное неблагополучие ребенка можно избежать, если:
1. Позиция родителей основана на гуманности и любви.
2. Установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы младших школьников.
2. Исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей.
3. Выявить зависимость эмоционального благополучия детей от стилей воспитания.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.
2. Беседа.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
Методологической основой исследования является: учение о влиянии семьи как социальной и культурной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой среды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка, о деятельностном подходе к формированию личности ребенка, психологический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития, концепция ведущей роли обучения в развитии.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами ребенка.
Исследование проводилось на базе муниципальной образовательной школы № 4 с. Пышлицы Шатурского района. Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.