Теоретико-методологические основы конфликтологии
Объект и предмет конфликтологии
Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, на который направлен главный интерес науки. Предмет и объект науки - тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия.
Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии - это сама социальная жизнь, всё бесконечное разнообразие реальных конфликтов, от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.
Предметом конфликтологии является изучение следующих вопросов:
- причина конфликтов;
- сущность конфликтов;
- различные формы конфликтов;
- динамика конфликтов;
- поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов.
Исторически предметом научного изучения стали конфликтные ситуации между государственной властью и обществом, определенными социальными группами, либо отдельными личностями и властью. Также событийная канва эпохи и специфика времени потребовали от научной общественности сфокусировать свое внимание на изучении социально-экономических, политических, межнациональных, межгрупповых и межличностных конфликтов, изучавшихся в рамках философских, экономических, политологических, психологических и социальных наук. В различных областях, сферах социальных взаимодействий и социальных группах встречаются люди с противоположными потребностями, интересами, позициями, взглядами, основаниями, что рано или поздно порождает противоречивые ситуации, характеризуемые как конфликтные.
Попадая в подобные ситуации, участники конфликтующих сторон каким-то образом находят из них выход. При этом, психология феномена конфликта, анализ его причин, механизмов формирования, развития и разрешения по-прежнему привлекает научно-практический интерес специалистов различных областей социальных взаимодействий.
Существуют некоторые трудности в процессе изучения конфликтологии. Например, среди учёных нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт - норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество так же немыслимо, как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», «если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие учёные считают, что конфликт - опасная болезнь и от неё раз и навсегда надо избавиться, что впереди общество без конфликтов.
Теоретико-методологические основы конфликтологии
Конфликтология, как теоретико-прикладная дисциплина, позволяет не только обратить внимание на изучении ее теоретических основ (причин возникновения конфликтов, их основных типов и динамических особенностей их развития), применительно к различным формам социальных отношений (в семье, коллективе, между различными социальными общностями и др.). Но ипреследует сугубо прагматическую цель – нахождение способов управления конфликтом.
Таким образом, основная цель конфликтологов заключается в возможности, на основе изучения феномена конфликтологии, разработать действенные механизмы и технологии влияния и управления разными областями социальных отношений с присущими им конфликтными процессами, что для сферы медико-социальной экспертизы является чрезвычайно важным.
Далее рассмотрим ключевые теоретические положения, термины и основы конфликтологии, необходимые для изучения специфичных для медико-социальной экспертизы конфликтных ситуаций и разработки стратегий их преодоления.
Итак, исследователи Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. считают, что в основе конфликта всегда лежит некое противоречие.
Для анализа и работы с конфликтами необходимо различать конфликтную ситуацию как противоречивость позиции сторон по одному и тому же вопросу, и собственно конфликт как осознанное противоречие между взаимодействующими субъектами (личностями, социальными группами и общностями либо государством и др.), при наличии попыток урегулирования имеющихся противоречий, сопровождающееся определенным эмоциональным контекстом. Субъектами конфликта могут являться не только «физические лица», но и различные коллективы, гендерные, политические, национально-этнические социальные группы, либо учреждения игосударственные организации.
Собственно объект конфликта – это конкретное противоречие, либо интерес, например, за какой-то ресурс (материальный, духовный или социальный), лежащий в основе разногласий и притязаний обеих противоборствующих и претендующих на него сторон. Наряду с реальной объективно существующей причиной, предметом конфликта может быть ложный (скрытый) объект, зачастую маскирующий истинную причину конфликта, и формирующий повод (инцидент), в дальнейшем провоцирующий сам конфликт.
Современные конфликтологии предлагают следующую формулу возникновения конфликта:
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Этапно конфликт возникает и начинается с конфликтной ситуации, характеризуемой как первоначальная, предконфликтная стадия. В данной формуле наглядно обозначено, что конфликтная ситуация и непосредственно инцидент независимы друг от друга. Конфликт возникает лишь в том случае, если к ситуации, квалифицированной как конфликтная, присоединяется инцидент.
Структурно конфликт может быть представлен тремя этапами:
НАЧАЛО - РАЗВИТИЕ - ЗАВЕРШЕНИЕ
Маркером и внешним проявлением существования конфликтной ситуации является состояние психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях субъектов конфликтующих сторон.
Общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1) предконфликтная ситуация (латентный период);
2) собственно конфликт:
- инцидент (старт конфликта),
- эскалация (развитие) конфликта,
- завершение конфликта;
3) постконфликтный период.
В прикладном смысле чрезвычайно важно оценивать риски и возможности предконфликтной ситуации, которая, по сути, не являясь в полной мере конфликтом, фактически является возможностью его реализации, развития, либо урегулирования.
Современные конфликтологи считают, что предконфликтная ситуация важный этап в управлении конфликтами, так как представляет собой гипотетическую возможность реализации, а не действительный факт конфликта. Предконфликтный период характеризуется накоплением факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.
В предконфликтной ситуации конфликтующие стороны еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. Предконфликтная ситуация либо создает реальную возможность и предпосылку для реализации конфликта, либо дает возможности его мирного (или относительно мирного) разрешения и урегулирования.
Адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала стадии открытого конфликта. Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт, когда наличие противоборства становится очевидным всем, что, например, можно наблюдать в случае затяжного конфликта.
Вопрос №6: Методы изучения конфликтов.
Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно.
Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.
Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно-научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.
Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:
1) структурно – функциональный;
2) процессуально – динамический;
3) метод типологизации;
4) прогностический;
5) разрешительный.
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.
Вопрос №7: Конструктивное и негативное (деструктивное) воздействие конфликта.
Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.
Существуют пять простых и четыре сложных формы патологической конфликтности.
Простые патологические формы конфликтности: бойкот; саботаж; травля (преследование); словесная и физическая агрессия. | Сложные: протест; бунт; революция; война |
Конструктивность, как правило, сужается до понятия "социальной нормы". Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.