Совесть как явление нравственного сознания
Совесть является одним из самых загадочных явлений нравственного сознания человека. Пожалуй, ни одно понятие в истории морали не было столь мистифицировано и искажено, как совесть. Между тем оно имеет чрезвычайную важность в морали, совесть относится к числу фундаментальных смыслообразую-щих характеристик морали. Ведь мы говорили, что мораль - это совокупность правил, определяющих взаимоотношения людей на основе совести, общественного мнения и традиций общества. Значит, совесть - основа нравственного бытия человека. Опираясь на совесть, человек способен совершить нравственный поступок. Совесть как бы предписывает, побуждает, делает обязательным для человека нравственный поступок. «Не делай ничего непристойного» - такой нравственный закон провозглашал для каждого величайший мудрец античности Демокрит (V — IV вв. до н.э.). Голос собственной совести подсказывает человеку, как следует поступить. Слово «бессовестный» равносильно понятию «аморальный», поэтому совесть играет важнейшую роль в нравственной жизни человека.
Совесть является труднейшим для изучения феноменом морали. Не случайно в течение веков совесть трактовали как внутренний мистический голос в человеке, как божественное озарение, ниспосланное на грешника, как врожденное качество, не поддающееся социальному анализу и изучению. Совесть как моральное явление - одно из самых сложных по своей структуре.
Во-первых, совесть способна удержать человека от неправильного, дурного решения, даже если разум подсказывает человеку достаточные аргументы для его обоснования. Поэтому совесть вызывала негативное отношение у просветителей XVIII в., например, Ж. Ламетри считал одной из важнейших задач человечества освободиться от власти совести. После революции 1917 г. большевики также считали, что от совести надо освободиться, как от буржуазного пережитка, а нормы морали заменить практической целесообразностью, вследствие чего понятие совесть в коммунистической этике отсутствовало.
Во-вторых, совесть позволяет человеку иметь доступную его восприятию абсолютную точку отсчета - собственное понимание чувства справедливости, соотнесенное с нравственными ценностями общества, которое позволяет человеку разобраться в любой нравственной коллизии, отличить неправду от правды.
В-третьих, совесть необходима для того, чтобы соблюдать абсолютные моральные запреты, которые требуют при всех обстоятельствах избегать некоторых действий, противостоять соблазнам. Например, директор детского дома, имеющий совесть, не может использовать для своих нужд гуманитарную помощь, присланную чьими-то заботливыми руками для сирот. Возможность у него есть, но он не может, поступая по совести, сделать этого.
В-четвертых, значение совести состоит в том, что она указывает на опасность зла, опасность совершить поступок, в котором придется раскаиваться, совесть как бы уберегает нас от дурных поступков.
Совесть - это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть, таким образом, является внутренним контрольным механизмом сознания. Человек переживает свое поведение и поведение окружающих, задумывается над тем, кто он и как он должен поступать. В момент самого поступка этот рациональный момент - осмысление поступка - проходит мгновенно, человек вынужден быстро принять решение и поступать определенным образом, но это не значит, что рациональный момент - осмысление поступка - не происходит. На самом деле, совершая поступок под влиянием чувства, человек обязательно затем осмысливает его, оценивает с точки зрения общепринятых норм. Если человек осуждает себя за нечестный, несправедливый поступок, значит, в нем пробуждается нравственное начало, человеку стыдно, так как он нарушил этические нормы общества. Следовательно, еще до поступка человек знает, как надо правильно поступать, каковы моральные нормы, которые он нарушил. Иными словами, вопрос о совести нельзя решить, не выходя за рамки внутреннего мира личности. Человек не может быть независим от окружающего мира. Совесть, таким образом, есть соизмерение своих поступков с моральными нормами общества, это комплекс реакций нравственного сознания на поведение человека и других людей, который выражается в чувстве удовлетворения поступком или осуждении его. Совесть формируется в процессе воспитания и социализации ребенка. Воспитатели, родители, призывая ребенка поступать «хорошо» и не поступать «плохо», опираются на требования послушания, исполнительности, а в противном случае - на страх неодобрения, осуждения, наказания. Но зрелая совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть - это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.
В обыденной речи люди часто употребляют слова «спокойная совесть», «чистая совесть». Эти выражения означают, что человек с чистой совестью исполнил свои моральные обязанности честно, достойно. Однако не случайно А. Швейцер назвал спокойную совесть изобретением дьявола. Ибо спокойная совесть - это совесть, утратившая чувствительность ко злу, это верный признак отсутствия потребности в совести, равнодушие к ее запросам.
В совести нравственному человеку дается способность интуитивного различения добра и зла. Согласно учению Фомы Аквинского, совесть есть способность практического разума. Совесть проявляет себя как переживание и расположенность к добру. Она выступает как свидетель и судья, когда человек судит свои поступки и намерения. Не случайно перед исповедью человек должен сделать как бы мысленный обзор собственных грехов, который называется «счетом совести». Второй Ватиканский собор назвал совесть святилищем человека, где он пребывает наедине с Богом.
Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В христианском богословии совесть есть не что иное, как присущее всякому человеку субъективное чувствование «божественного нравственного закона». Способность к такому чувствованию заложена в души всех людей Богом от рождения. Бог преподает свой «закон» людям и внешним образом - открывает его им в словесной форме через пророков, в виде заповедей и других моральных предписаний, содержащихся в Священном Писании.
Глубинный смысл слова «совесть» означает совместное видение, понимание того, что поступок не просто личное дело человека, но и вопрос о его отношении к другим суверенным личностям. Совесть помогает человеку увидеть свой поступок глазами другого человека и понять, что этот поступок, правильный с нашей точки зрения, другой человек воспринимает, наоборот, как посягательство на его интересы. Например, мама просила детей - Антона и Виталика - после ужина убрать на место чайный сервиз, вместо этого ребята стали шалить, и Антон случайно разбил дорогую чайную чашку. Он, однако, пошел к матери и сказал, что Виталик разбил чашку. В результате Виталика наказали, не взяв в гости.
Совесть постоянно напоминает человеку, что нужно поступать хорошо, правильно, что нельзя нарушать моральных норм. Совесть - это в определенном смысле самый строгий судья, который постоянно присутствует в нашей душе, в нашем сердце, в нашем сознании и направляет к добру, даже вопреки нашим желаниям. При этом чем сильнее развита в человеке совесть, тем сильнее ее укоры. Чем более благородным, порядочным, совестливым является человек, тем более строг он к себе, тем чаще он страдает от того, что ему кажется, что он не все сделал, не так как надо, не помог в должной мере тому, кто в этом нуждается. Иногда кажется, что таких людей вообще не существует в природе. Но это не так. Такие люди есть, но мы о них мало знаем, потому что они не кричат на каждом перекрестке о своих моральных подвигах, живут молчаливо. Ибо, как сказал А.С. Пушкин, «в молчании добро должно твориться».
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОВЕСТИ
Вопрос о том, как способна проявляться совесть, можно понять только через нравственную практику; ведь именно поступки человека подсказывают окружающим, кто на самом деле перед ними - подлец, негодяй, моральное ничтожество или человек нравственно развитый, благородный, обладающий совестью.
Из предыдущего изложения мы можем сделать вывод, что совесть есть прежде всего нравственная потребность человека поступить по-человечески. Именно эта неискоренимая, основанная на нравственной интуиции и общечеловеческих ценностях потребность души поступить по-человечески составляет тайну и сокровенный смысл совести. Совесть - это соизмерение своих поступков с этическими нормами данного общества, это комплекс реакций нравственного сознания на поведение человека или других людей, который выражается в чувстве удовлетворения поступком или осуждения его. Поразительная особенность совести состоит в том, что она может по-разному проявляться в человеке. Формами проявления совести выступают нравственное удовлетворение, сомнения, мучительные колебания, нерешительность, угрызения совести, раскаяние, исповедь и как следствие - стыд. Именно способность испытывать стыд прежде всего и означает процесс пробуждения и развития морального сознания человека.
Стыд как форма выражения совести. Великий русский философ XIX в. Вл. Соловьев вообще был убежден, что вся человеческая нравственность «вырастает из чувства стыда», более того, Вл. Соловьев считал, что человек есть «животное стыдящееся».
И хотя до сих пор остается не до конца выясненным вопрос о времени зарождения понятий стыда, стыдливости в человеческих нравах, тем не менее для европейской культуры на протяжении двух тысяч лет ее развития определяющим было понимание стыда как основы собственно человеческого способа жизнедеятельности. Именно таким образом толкуется стыд в Библии - основополагающем документе европейской духовной культуры.
Для современного общества характерно представление о естественноисторическом происхождении чувства стыда как формы нравственного самосознания человека, о взаимосвязи стыда, совести и нравственного достоинства личности. Почему мы воздерживаемся от совершения выгодного, но унижающего нас поступка, хотя нет закона или нормы, которые бы прямо их запрещали? Прежде всего потому, что стыдно, неудобно так поступать. Это элементарное чувство стыда даже не всегда бывает приятно самому человеку.
Современные представления о чувстве стыда связывают его прежде всего со способностью человека ощущать свои дурные, неподобающие поступки как нечто ранящее его самого, стесняющее его подлинное Я. Для того чтобы собственно человеческий способ регуляции поведения стал возможен, у человека должно быть выработано своеобразное внутреннее отвращение к дурному, нравственное отвращение к собственным аморальным поступкам - именно это нравственное отвращение к себе лежит в основании чувства стыда. Стыд, таким образом, есть переживание нравственное. Оно обязательно предполагает человеческую самооценку, суд Я над самим собой. При этом острота переживания зависит от нравственной культуры человека, чувствительности его совести, развитости интеллекта, способности сопереживать, сочувствовать и сострадать другому человеку. Стыд - это качественно особая форма нравственного самосознания личности; стыдимся мы прежде всего себя, своих действий, своих совершенных не по совести, не по правилам поступков. Стыд - это своего рода нравственная боязнь открытости, человек страшится обнаружить нечто скрываемое им, тем самым унизив себя в глазах других. В подобном понимании стыд является синонимом таких слов, как досада, позор, бесчестье. Человек должен стыдиться того, что унижает его достоинство, оскорбляет его как нравственную личность.
Для нравственного развитого человека чувство стыда сопряжено и с теми случаями, когда человек видит себя как бы со стороны глазами другого человека и поэтому испытывает в еще большей степени мучительные ощущения. Нравственно чистый, тонко чувствующий человек испытывает ужасную неловкость, нравственный дискомфорт, когда, например, ему воздают хвалу, поскольку он всегда помнит об абсолютном, идеале и ощущает его недостижимость, несоответствие услышанным похвалам. Человеку стыдно перед людьми, перед теми, кто окружает нас.
Человек, воспитанный в религиозной вере, ощущает не только чувство стыда за свои проступки, но и страх божий. Конечно, современный человек утратил во многом это сознание «страха божьего», а в прошлые эпохи он играл иногда роковую роль в судьбе людей. Так, Гретхен в трагедии Гете «Фауст» страшится именно божьего гнева, божьего суда. Катерина в пьесе А.Н. Островского «Гроза» извелась от стыда и угрызений совести. Услыхав на гулянье раскаты грома, она воспринимает их как божье напоминание об ее грехе. Катерина бросается на колени перед мужем и свекровью и рассказывает о своей измене.
В XX в. австрийский врач-психиатр 3.Фрейд выделил в сознании человека особую сферу - бессознательного, которая ответственна за инстинктивное начало в человеке. Фрейд считал, что влечение к жизни (эрос) и инстинкт агрессии являются главными, преобладающими в человеке. Иными словами, стихийная чувственность, недоступная разумному и нравственному контролю, и выступает предметом стыда, и это с точки зрения традиционной национальной культуры на Руси исстари считалось постыдным, грешным. Алчность как непреодолимое влечение к наживе; трусость как стремление любой ценой спасти свою плоть; обжорство как ненасытная потребность в еде; жадность как абсолютное нежелание делиться с ближним чем бы то ни было - эти и ряд других свойств, присущих человеку, традиционно отторгались массовым нравственным сознанием. Поэтому те, кто проявлял каким-либо образом подобные качества, испытывал безотчетное чувство стыда, свою нравственную ущемленность.
Сюда же относится и половая распущенность, которая в обыденной речи чаще всего называется словом «бесстыдство». Долгое время в нашем обществе сексуальная чувственность была под запретом. «У нас нет секса» - эта, казалось бы, ироничная фраза фактически отражала и отсутствие полового воспитания в обществе, и отношение к интимной жизни человека на государственном уровне - женщины были оставлены один на один со своими проблемами, а страна занимала чуть ли не первое место в мире по количеству абортов. Затем произошла «легализация» секса, сексуальная революция мало-помалу докатилась и до России. О сексе стали писать почти все газеты, современная проза изобилует описаниями интимной жизни героев, любой кинофильм сопровождается откровенными постельными сценами. Секс стал обычным делом. Нельзя не отметить ярко выраженной тенденции снижения порога стыдливости в показе сексуальных отношений. Принцип терпимости по отношению к плотской любви сопровождается постепенной утратой чувства стыда в сексуальной сфере. Поборник самых крайних степеней раскрепощенности в интимной сфере, автор программы полового просвещения для школьников, вызвавшей шок у родителей, И. Кон с негодованием отмечает, что люди до сих пор еще «стыдятся обсуждать свои сексуальные отношения, испытывают дискомфорт, рассуждая об этом».
Однако этика должна откровенно и честно сказать: опыт терпимого и либерального отношения к плотской любви, который возобладал в XX в., фактически привел к вымыванию не только чувства стыда, но и некоторых весьма важных сущностных сторон интимных отношений, связанных прежде всего с чувством любви. Чувство стыда, по мнению специалистов, настолько глубоко входит в само содержание человеческих половых отношений, что его исчезновение лишает эти отношения качественной специфики, ведет к утрате их личностного аспекта. Неслучайно продвинутые школьники спрашивают: зачем нужна любовь, если есть секс? Между тем интимная чувственность в идеале гармонично сочетается с духовной жизнью личности, стыдливость в человеческой чувственности является необходимым компонентом нравственной культуры в сексуальной сфере.
Отсутствие стыда в сексуальных отношениях означает половую распущенность, которая находится за пределами любви - в сфере аморализма. Подобная половая распущенность не была никогда нормой в отечественной культуре, тем более что данное явление резко осуждается христианской моралью. Сегодняшняя вакханалия в сфере сексуальной свободы, которая торжествует на телевидении, в кино, в художественной литературе, очень быстро сойдет на нет, поскольку она противоречит исконным традициям народа и его духовной культуры.
Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, сдержанность в выражении своего Я, способность забывать себя ради высокой цели - характерные черты отечественной культуры. Одной из форм проявления стыда является стыд за других. Если человек не видит, что совершает нечто постыдное, стыдиться за него приходится другим - людям, которые ощущают с ним нравственную связь. В русской народной сказке «Аленький цветок» две старшие дочери, с их показной привязанностью к отцу, сразу же отказываются его поддержать, как только узнают, что отец должен отправиться навсегда во дворец к злому чародею. И только младшая дочь жалеет отца и решается вместо него отправиться в неведомое навстречу своей судьбе.
В картине «Осенний марафон» главный герой, человек интеллигентный, воспитанный, не может отказать своей бывшей сокурснице, бездарной и ленивой, которая беззастенчиво и бесстыдно пользуется его способностями и постоянно заставляет его выполнять свою работу.
ТЕМА 4.5 ДОБРО И ЗЛО – КРИТЕРИЙ МОРАЛИ
План: | 4.5.1 | Природа и содержание добра и зла |
4.5.2 | Идея добра как абсолютного в морали | |
4.5.3 | Проблема взаимодействия добра и зла |
ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ДОБРА И ЗЛА
Добро и зло являются самыми важными, первыми категориями этики, поскольку добро и зло служат для различения морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.
Люди с древнейших времен пользовались понятием добра, связывая его с тем, что полезно человеку вообще. То, что приносило людям вред, именовалось злом. Возникает вопрос, что полезно человеку? Вспомним отрывок из Козьмы Пруткова: «Если у тебя будет спрошено, что полезнее - луна или солнце, смело ответствуй: луна. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а луна - ночью».
На языке древних греков добро означало сильный, мужественный. Трусость, физическое уродство рассматривалось древними как зло. В Спарте новорожденного, если он оказывался хилым, больным - убивали. С развитием человечества понятия добра и добродетели расширялись и усложнялись. Добром стали признавать не только мужество и физическую силу, но мудрость, правдивость, великодушие, дружбу. С появлением частной собственности понятие добра стало ассоциироваться главным образом с богатством человека. Ведь собственность предъявляла высокие требования к личным качествам ее владельца: он должен был обладать воинскими доблестями, чтобы завоевать и сохранить собственность. Да и сегодня мы часто видим, как нелегко быть собственником. Мало владеть собственностью, надо уметь ее сохранить, приумножить, защитить. В мировой и отечественной литературе немало примеров того, как расточительность наследника, неумение быть хорошим хозяином губят добро, нажитое родителями, богатый человек утрачивает собственность, становится нищим, теряет добро. В Англии, например, не уважают того, кто не оставил после смерти ничего для детей и близких.
В русском языке, да и в большинстве современных европейских языков, слово «добро» многозначно, употребляется для обозначения материальных благ и благ моральных, но в первую очередь оно означает имущество, достаток. В словаре В. Даля слово «добро» определяется вначале как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем - как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Слово «добрый» как свойство у В.Даля также относится в первую очередь к вещи, скоту, а потом только к человеку. Так и характеристика человека «добрый» сначала означает «дельный» «сведущий», «умеющий», а затем уже собственно моральные качества - «любящий», «творящий добро», «мягкосердный».
В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения; люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Понятие «зло» - это категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добру. Зло как понятие морального сознания выражает представления о безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали, заслуживает осуждения. Зло является общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств, таких, как жестокость, ненависть, порок, насилие, предательство, жадность, скупость. В русском языке имеются специальные слова, которые обозначают силы зла и тьмы - бес, сатана, дьявол, ведьма, леший, черт ( гр. Beelsebul - в русской транскрипции - Вельзевул), змея, ехидна, демон. При этом существует некий суеверный запрет на их употребление, эти слова нельзя произносить вслух, они таят опасность.
При помощи понятий добра и зла люди дают оценку поступкам человека, моральным качествам личности, взаимоотношениям людей, состоянию общества в целом. Если оценивают поступок человека, то его соотносят с понятиями, с одной стороны, благодеяния, доброты, и с другой стороны - зла, жестокости. Моральные качества людей получают оценку с точки зрения имеющихся в обществе представлений о добродетели - с одной стороны, и в то же время - с точки зрения порока, лжи, греха. Состояние общества в целом, взаимоотношения социальных групп оценивают, опираясь, с одной стороны на понятие социальной справедливости, равноправия, свободы, а с другой стороны - на понятие несправедливости, неравноправия, угнетения.
Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределяют друг друга и всегда сосуществуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков бытия, как одна из его существенных закономерностей. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном горьком опыте, что такое зло. Существование зла выступает как условие или непременное сопутствующее обстоятельство существования зла.
Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга, но вместе с тем они и как бы определяют друг друга. Какую бы грань добра, доброты, добродетели мы ни взяли, им непременно сопутствуют, соответствуют, с ними рядом сосуществуют некие грани, свойства, качества зла, плохого, порока, греха. Например, люди привыкли понимать добро как материальный достаток, имущество, но сразу же на ум приходят полные сарказма и язвительной иронии слова Мефистофеля из трагедии И.Гете «Фауст» о том, что «на земле весь род людской чтит один кумир презренный; он царит во всей вселенной; тот кумир - телец златой». Фауст - добрый, нежный, трепетно влюбленный в Маргариту; он поддается порыву страсти, не желая причинить девушке вред. Сатана Мефистофель, напротив, - воплощение зла, дьявол. Бесконечны насмешки Мефистофеля над Фаустом, над его романтической влюбленностью, незнанием человеческой натуры. Мефистофель все чувства, эмоции, поступки людей как бы разворачивает в другую сторону, видит изнанку предмета, предвидит опасные последствия необдуманных действий, неосторожных слов. И зрители, сочувствуя романтически настроенному Фаусту, тем не менее, понимают, что Сатана во многом прав, что злые насмешливые слова Сатаны содержат зерна истины: безрассудная любовь Фауста приносит зло и страдания девушке.