Тема 2.1.6: Принципы и методы специальной психологии.

Глоссарий:принцип отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический принцип, специфические принципы, метод, беседа, наблюдение, эксперимент. анкеты и опрос, анализ продуктов деятельности, анамнестический метод.

Вопросы:

1. Философские и общепсихологические принципы специальной психологии.

2. Специфические принципы специальной психологии.

3. Понятие о научном методе.

4. Методы специальной психологии.

Литература:

1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).

2. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.

3.Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003.

4.Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипициной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003.

5.Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005.

1. Методологическая специальная психология базируется на принципах диалектического материализма. Они составляют философскую основу представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере этих процессов, ведущей роли речи в их организации.

Принципы:

· детерминизма;

· развития (генетический);

· единства сознания и деятельности;

· отражательности.

Принцип детерминизма очень важен для понимания нарушений развития. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). В психологии детерминация понимается как закономерная и необходимая зависимость особенностей психического развития от порождающих их факторов. Причинность – совокупность обстоятельств, предшествующих следствию и вызывающих его. (Ярошевский М.Г., 1972)

Принцип детерминизма гласит: психические явления обусловлены объективной деятельностью, и отражают эту действительность; психические явления обусловлены деятельностью мозга; изучение психических явлений предполагает установление причин, вызывавших это явление.

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Такими, чисто каузуальными, связями он не ограничивается. Есть детерминанты, которые сами по себе не порождают событий, но влияют на них (каталиразторы). В реальной психической жизни следствие возникает не сразу после причины, а через некоторое время. В результате причиной того или иного явления могут оказаться события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определённому сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство отклонений психического развития у детей.

Принцип развития (генетический принцип) представляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления постоянно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении. Большое значение принципу развития придал Л.С.Выготский. Он, правда, говорил об историческом принципе, но пояснял, что историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо – значит изучать в движении, в развитии. Считается, что Л.С.Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии. Принцип развития предполагает анализ нарушений развития с учетом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникло, и предшествующих отклонений, на которые оно наслоилось. В специальной психологии этот принцип реализуется в первую очередь в психологической деятельности. Описывая качественные и количественные характеристики нарушения, важно учитывать его динамику: склонность к прогрессированию или стабилизации.

Принцип деятельности связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности. Этот принцип в широком философском смысле означает признание деятельности сущностью бытия человека. В деятельности создаются и изменяются условия существования отдельных людей и общества в целом.В специальной психологии этому принципу придается большое значение, деятельность понимается как порождаемая потребностям преобразующая активность, в ходе которой возникает процесс коммуникации и осуществляется познание.

Поэтому содержание принципа деятельности раскрывается в двух основных положениях:

-деятельность – взаимодействие субъектов, порождающее процесс коммуникации;

-деятельность – взаимодействие субъекта и объекта, обеспечивающее процесс познания.

Принцип единства сознания и деятельности представляет собой утверждение, что единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека. С.Л. Рубинштейн трактует этот принцип как проявление и формирование сознания в деятельности. При изучении детей с нарушениями и отклонениями в развитии принципа единства сознания и деятельности реализуется в том, что деятельность ребенка рассматривается как важный критерий уровня его развития. Кроме того, этот принцип реализуется в методике психокоррекционных занятий, которые строятся с опорой на предметно-практические действия ребенка.Принцип единства сознания и деятельности подразумевает, что сознание – регулятор поведения человека. Однако главное, по словам А.Н.Леонтьева, состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, управляющую роль сознания. «Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире» (Леонтьева А.Н., 1982) .

Принцип отражательности.Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъективность, активность, избирательность и целенаправленность. Никакие, даже самые грубые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь о снижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в ложное, как, например, при галлюцинациях.

2.Специфические принципы - принципы психологического обследования детей с разными формами отклонений в развитии.

Принципы:

· комплексности;

· системного структурно-динамического изучения;

· качественного анализа;

· сравнительный;

· раннего диагностического изучения;

· единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР.

Принцип комплексности диктует необходимость сотрудничества специалистов разного профиля в обследовании детей с атипичным развитием. Каждый специалист фиксирует в нарушенном развитии ребенка и обосновании помощи ему те особенности, которые относятся к сфере его компетентности. Данные заносятся в профессиональную схему обследования и могут быть сведены в объединяющую таблицу, где находятся результаты обследования ребенка с другими специалистами. Многомерное изучение ребенка с атипичным развитием обеспечивает тот совокупный результат, который позволяет выявить причины патологии, подойти к трактовке ее механизмов и обоснованию помощи. Реализация принципа комплексности на практике означает, что специалисты разного профиля должны приступать к оказанию помощи детям с атипией развития совместно и действовать параллельно, согласовывая решения взаимосвязанного круга задач.

Принцип системного структурно-динамического изучения.Выделенный принцип базируется на идеях Б.Г.Ананьева, Б.Ф. Ломова и др.Этот принцип требует определить иерархию в нарушении психического развития, а также проанализировать каждую из составляющих деятельности ребенка (мотивацию, ориентировку, исполнение и контроль результата).

Принцип качественного анализа предполагает сосредоточение внимания исследователя на действиях ребенка по выполнению задания и его поведении во время обследования ( способах выполнения задания и принятия решения, типе ошибок, отношении ребенка к своим ошибкам и замечаниями взрослых) в отличие от фиксирования только на результате. Качественный анализ позволяет выяснить, с каким уровнем организации психической деятельности связан дефект. Такой анализ дает возможность определить является ли некий симптом признаком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта.

Сравнительный принцип.Смысл принципа: эмпирические данные, полученные в эксперименте или наблюдении, оцениваются как научно валидные лишь в случае их сравнения с аналогичным фактическим материалом, воспроизведенным на сопоставимой выборке нормально развивающихся детей. Это условие необходимо, но не достаточно. Сравнительный принцип подразумевает также сопоставление данных, полученных на конкретной группе детей, с аналогичными результатами исследований, проведенных на детях с иной формой нарушения.

Другой принцип — динамический представляет логическое продолжение сравнительного. Адекватные сведения о характере того или иного отклонения могут быть получены в результате проведения многократных временных срезов. Характер отклонения, его своеобразие и качество воспроизводимы лишь в динамике.

Принцип раннего диагностического изучения позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

3.Научный метод — это исторически сложившийся способ получения достоверных фактов, которые, по образному выражению И. П. Павлова, являются «воздухом любой науки». История научного познания выработала много методов, каждый из которых имеет свои разрешающие возможности, достоинства и недостатки, в сравнении с другими методами. В этом смысле нелепо говорить о хороших и плохих методах, как, впрочем, и о поиске одного универсального инструмента, он может быть эффективен лишь при условии совершенного владения им. Использование метода среди прочего подразумевает способность отдавать отчет в том, где и когда следует его применять, насколько достоверные данные можно получить с его помощью.

4. 1.Методы сбора информации

Методы сбора информации обеспечивают предварительное знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики его развития.

К таким методом относятся:

· Изучение документации на ребенка (рисунков, поделок, учебных работ);

· Наблюдение за ребенком;

· Беседа с ребенком, его родителями и учителями;

· Эксперимент (констатирующий и формирующий);

· Тесты.

Изучение документов имеет большое значение, так как в них содержатся анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают таким путём информацию об истоках нарушения развития и его динамики. Анализируются медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционировании органов и систем, которые могут быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка педагогами важно для составления мнения о том, насколько ребенок умеет воспользоваться помощью взрослых и о темпах его развития при обучении.

Изучение продуктов деятельности детей (творческих работ) и успеваемости по разным предметам дает представление об актуальном уровне из развития. Это субъективно-объективный метод. Объективность проявляется при оценке развития моторных и сенсорных навыков, скорости усвоения учебного материала. Субъективность имеет место при интерпретации рисунков и других творческих работ, отражающих отношение ребенка к действительности и его проблемы.

Для повышения объективности оценки деятельности необходимо учитывать:

· Психологические механизмы получения результата;

· Навыки, развитие которых предполагает обучение;

· Типичные затруднения в усвоении школьных знаний разными группами учащихся.

Метод наблюдения позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественного психического проявления.

В процессе наблюдения важно уметь разграничивать сами факты, отношений к ним, осмысление фактов и их последствий.

Важнейшая задача наблюдения – регистрация фактов и объективное их описание. Главной проблемой в применении метода наблюдения является выделение его объектов и обеспечение такой фиксации результатов наблюдения, чтобы при «прочтении» протокола наблюдения был понятен всем профессионалам – участникам процесса взаимодействия с проблемами ребенка.

Беседа – метод сбора информации по заранее составленной программе в процессе личного общения. В специальной психологии используется 2 вида беседы: с ребенком и со значимыми для ребенка взрослыми.

Главная проблема в построении беседы – подбор содержания и формы вопросов, отвечающих цели исследования и понятных ребенку.

Беседа с ребенком используется для установления с ним контакте и составления общего представления о его развитии. Программа беседы строится с учётом возраста и интеллекта ребенка.

Беседа со взрослыми используется для сбора анамнестических данных о ребенке и выявление отношения взрослых к проблемам ребенка.

Метод тестирования представляет собой психологическую диагностику посредствам стандартизированных заданий. Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа: выбор теста, его проведение, интерпретация результатов.

Среди психологических тестов особое место занимают проективные методики - способ (замаскированного тестирования) опосредованного изучения личности по результатом психологической интерпретации проекции.

Методы анкетирования направлен на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету.

Вывод: при изучении разных аспектов развития психики ребенка в каждом случае важно понимать, что конкретно исследуется, как это изучается, что таким образом выявляется, о чем полученные данные свидетельствуют и что следует делать, исходя из результатов исследования.

В психодиагностике детей с отклонением развития следует руководствоваться принципами взаимосвязями применяемых методов.

2. Методы обработки информации

Современная психология относит к этим методам все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистике (корреляционный анализ, факторный анализ).

Выбор методов сбора информации в значительной степени обусловлен теоретической ориентацией.

Патопсихологический анализ

Предмет изучения – нарушения познавательной деятельности ребенка: расстройства восприятия, памяти, мышления.

В специальной психологии патопсихологический анализ используется в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых детей, позволяет решать задачи их отбора во вспомогательные школы.

Изучение нарушений психического развития с позиции патопсихологии имеет место в клинической направленности – причиной этих нарушений считается «дефект», который понимается в традиционнно дефектологическом и/или психиатрическом смысле.

Нейропсихологический анализ

Нейропсихологический метод исследования, построенный на принципе качественного анализа психических нарушений, позволяет раскрыть структуру интеллектуальной деятельности, недостатки развития мыслительных процессов и причины, их обуславливающие, а также содействовать установлению потенциальных возможностей человека.

Метод позволяет сопоставить нарушения с точки зрения первичности и вторичности их появления и описать системно-динамические перестройки психической деятельности в процессе онтогенеза с позиции ее мозгового обеспечения.

3.Методы профилактики

Психопрофилактика – система мероприятий по устранению факторов, вредно влияющих на психику человека, и использование факторов, оказывающих на психику положительное влияние.

Важная задача заключается и в ранней диагностике психических заболеваний, и их лечении на начальной стадии.

Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение.

Вторичная психопрофилактика состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждение третичной психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализация. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализация. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

4.Методы воздействия

Под психологическим воздействием понимается «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроение за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей» (Кабаченко Т.С.)

При работе с ребенком или семьей, психологическое воздействие обретает характер взаимодействия, превращается в двусторонний процесс.

Психокоррекция – метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным методом воздействия.

Психокоррекция – способ совместной деятельности специалиста и ребенка по решению специфических задач, связанных с особенностями психического развития ребенка и его взаимодействия со средой.

Психокоррекция – система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

Различают общую, частную и специальную психокоррекцию.

Общая психокоррекция подразумевает мероприятия, нормализирующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую или эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Частная психокоррекция представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков.

Специальная психокоррекция – система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста в целях формирования определённых психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности.

Наши рекомендации