Методология и методы социальной работы

В главе раскрываются теоретические и содержательные аспекты методов социальной работы, рассматриваются их основные классификации и обосновывается их научный характер. Изучение данной главы позволит сформировать представление о способах осуществления практики социальной работы.

1. Методология социальной работы и ее значение

2. Методы социальной работы как области научного знания

3. Методы социальной работы как практической деятельности

Ключевые слова: научный метод, методология, методы познания метод деятельности, объект и предмет науки, общенаучные методы познания, частные научные методы, метод социальной работы, индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой, социальная работа с сообществом, индивидуальный менеджмент, создание сетей поддержки.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно-практической деятельности и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются пока дискуссионными. Поэтому не случайно проблемы определения методов социальной работы, их классификация и содержательная характеристика часто становиться предметом обсуждения ученых и практиков.

Метод в общенаучном смысле представляет из себя способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими генетически корнями метод восходит к практической деятельности человека, приемы которой должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Развитие и дифференциация метода мышления в ходе познания привели к учению о методах – методологии. Методологией называется система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Научный метод - способ построения и обоснования системы научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе получения знания и реализации практической деятельности. Методологический анализ призван дать принципиальные ответы о том, как возможно получить знание об объекте, какие методы обеспечивают достоверность знания и обоснованность выводов об объекте, какие процедуры получения знания адекватны природе объекта. (Философский энциклопедический словарь. М., 1989).

В настоящее время социальную работу можно рассматривать с трех точек зрения:

1) социальную работу как науку;

2) социальную работу как вид практической деятельности;

3) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин).

Очевидно что, в каждом из этих аспектов социальная работа предстает в разном качестве, требует использования разных методов и подходов. Если главной целью социальной работы как научной дисциплины является познание социальной реальности, то как практическая деятельность она связана с преобразованием этой реальности. В рамках данного пособия мы сосредоточимся на первых двух аспектах социальной работы, учитывая тот факт, что анализ проблемы обучения социальной работе и методов формирования профессиональной компетентности специалиста мог бы занять весь объем данного пособия.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Методологический анализ в науке предполагает выделение объекта и предмета науки, определение общих закономерностей и понятийно-категориального аппарата, методов и принципов организации исследований. Объект и предмет науки определяет границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. Под объектом той или иной науки понимается, та сторона реальности (природная и социальная), на изучение которой данная наука направлена.

Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин. В связи с этим конкретная наука вынужденно ограничивает сферу своих интересов. Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем понятийным аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и исследований, которые в ней доминируют, и т. д. В связи с этим от объекта науки отличают предмет, т. е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего явления с целью изучения его под определенным углом зрения. Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий

Таким образом, выбор объекта и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы. Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к их выделению. В Словаре-справочнике по социальной работе (2000) отмечается, что « … объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе”.

В учебном пособии «Основы социальной работы» (1999) объектом социальной работы названы люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании и многие другие.

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

Методы научного познания – это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающие критериям эмпирической проверяемости (т.е. проверке на опыте) и опровержимости.

Методы, которые используются в социальной работе для целей объективного научного познания и формирования представлений об объекте исследований, аналогичны методам, применяемых в других науках.

В науке, вообще, очень строгое отношение к способам получения знания. Они достаточно жестко регламентированы. Это делается для того, чтобы полученные данные удовлетворяли строгим требованиям научной обоснованности и объективности. Более того, в науке не существует знания вне метода: если нет научного метода для изучения явления – значит, нет и научного знания о нем.

Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.

Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы (В.И.Курбатов и др., 2003 ).

1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше вытесняться диалектическим. Метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности, является в настоящее время единственным всеобщим методом. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Они имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровня научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. В науке принято выделять два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение. Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию). В социальной работе под наблюдением понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения.

Эксперимент. Ведущий метод научного познания, в том числе социальных и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым измерением этих условий. В отличие от наблюдения эксперимент – активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет ответить на вопросы «Как? Каким образом это происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.

Среди общенаучных теоретических методов можно выделить (Зайнышев и др., 2002):

— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину
о социальном процессе;

— метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

— исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

— метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.

К общенаучным методам, можно отнести и стоящие несколько особняком статистические методы. Эти методы позволяют с помощью математических процедур статистического анализа проверять эмпирические гипотезы и устанавливать достоверность полученных данных.

3. Частные специальные научные методы — это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Как отмечают И.Г. Зайнышев (2002) ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.

Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть — в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.

С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны (Зайнышев и др., 2002).

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т.п.) и социально-гуманитарного направления (таких, например, как социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов, методик и техник. В качестве примеров таких частных методов можно назвать интервью, анкетирование, контент-анализ, экспертные методы (метод экспертных оценок), метод фокус-групп, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д. За не именем возможности уделить их анализу и представлению сколь либо подробное внимание, мы ограничимся здесь лишь их кратким упоминанием, отсылая читателей за более подробной информацией к первоисточникам в той предметной области, где данный метод возник и развивается.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Классификация методов социальной работы с точки зрения практической деятельности представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности — важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления. Если анализ социальной работы как научной системы знаний может опираться на уже отработанную методологию гуманитарного познания, то попытка методологического обоснования практики деятельности социальных работников нуждается в иных подходах.

Как мы уже указывали выше, проблема метода в любой научно организованной теории и практике является одной из ключевых в при методологическом анализе: в науке принципиально важно четко определить обоснованные нормированные способы осуществлении познания и достижения целей профессиональной деятельности. И если методы научного познания, используемые в социальной работе, принципиально не отличаются от методов используемых в смежных областях научного знания, по методы деятельности имеют качественно иной характер и содержание. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии.

В науке метод деятельности рассматривается как способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и появление новых требуют постоянного обновления методов их решения. Сказанное имеет прямое отношение и к социальной работе.

Метод деятельности - способ осуществления деятельности, который ведет к достижению поставленной цели.

Наши рекомендации