Туристские регионы, организации и предприятия
Для эффективного менеджмента необходимо объединение всех туристских услуг, которые производят организационные звенья, относящиеся к отрасли туризма: туристские регионы; туристские предприятия; туристские организации.
ВТО определяет туристский регионкак территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления. ВТО рассматривает туристский регион как место, располагающее какими-либо аттракционами и приспособленными к ним туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг. Таким образом, туристский регион – это цель путешествия и туристский продукт. Такое обобщающее определение подходит для всех видов путешествий. При этом необходимо иметь в виду следующее:
1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя. При этом решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу.
2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей и его восприятия.
3. Регион как «место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами» представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.
Следовательно, туристский регион – это географическая территория (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу и должен управляться как стратегическая коммерческая единица.
Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.
Современный менеджмент должен учитывать все нюансы, связанные с определением «туристский регион», т.к. этот регион представляется для него соответствующей конкурентной единицей. По этой причине при определении продукта туристского региона следует использовать ориентированное на потребителя мышление. Туристский регион как конкурентную единицу схематически можно представить таким образом (рис. 2.2.1.).
Рис. 2.2.1. Взаимосвязь элементов туристского региона
В зависимости от мотивации туристов различаются туристские места широкого и узкого профиля. Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации, скорее всего, можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса. Он пользуется туристскими услугами потому, что их предлагают. Совершенно с противоположной целью отправляются в регионы узкой специализации, так как пребывание в них запланировано заранее.
Туристские регионы широкой специализации. В туристской отрасли внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также и для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры.
Туристские регионы узкой специализацииотличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посещения – желание исследовать эти места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха (курорты, места для проведения отпуска и места, расположенные вблизи места проживания и используемые для непродолжительного отдыха) и места, располагающие туристскими достопримечательностями (исторические, религиозные (паломнические) места и развлекательные центры).
Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Если посещение определенного места является средством достижения цели, тогда говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации.
Нахождение человека в туристском месте широкого профиля оказывается чаще всего случайным, так как причиной путешествия является не само это место. Все вышеизложенное позволяет представить туристский регион как своего рода систему, набор связанных между собой элементов (рис. 2.2.2.).
Рис. 2.2.2. Система туристского региона
Как видно из рисунка 2.2.2., в данной системе туристского региона все его составляющие тесно взаимосвязаны: внутренний блок тесно взаимодействует с различными сферами окружающего мира. Сфера деятельности туристского региона представлена на рисунке 2.2.3. Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона, представленный в таблице 2.2.1.
Туристское предприятие – это организационно-хозяйственная единица, которая посредством объединения необходимых производственных средств осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления.
Таблица 2.2.1.
Туристский образ региона (график условный)
Критерий оценки | Оценка качества | ||||
Соответствие качества услуг цене | |||||
Имидж региона | |||||
Виды и качество предлагаемых услуг | |||||
Гостеприимство | |||||
Возможности для развлечений | |||||
Активный отдых | |||||
Гостиницы и рестораны | |||||
Общая инфраструктура: дороги и их состояние; режим работы магазинов; сеть железнодорожных дорог; телефонная связь; места общего пользования. | |||||
Социальные факторы (состояние с преступностью, политическая стабильность и т.д.) | |||||
Естественные природные условия: ландшафт; экология (загрязненность внешней среды); города, населенные пункты с особым шармом наличие национальных культурных центров. |
Классификация туристских предприятий представлена в таблице 2.2.2.
Турфирма– предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере купли-продажи туристских услуг. Турфирмы не являются производителями туристских услуг, они выступают лишь в качестве посредников между потребителями и поставщиками туристских услуг. Однако они играют решающую роль в организации туристских путешествий. Все турфирмы выступают на рынке или как туроператоры, или как турагентства.
Туроператор– туристское предприятие, которое занимается комплектацией туристских услуг производителей (гостиниц, транспортных предприятий и т.д.) в новый самостоятельный турпродукт в соответствии с потребностями туристов и его реализацией либо самостоятельно, либо через посредников.
Классификация туроператоров представлена в таблице 2.2.3.
Рис. 2.2.3. Сфера деятельности туристского региона
Таблица 2.2.2.