Пример информационной речи на тему

«Кем был Шекспир?», прочитанной

Хиллари Картер Лиггетт ...................... 284

Набросок речи ......................................................... 284

План адаптации выступления

к конкретной аудитории ...................................... 285

Речь и анализ ........................................................... 285

Резюме ....................................................................... 288

ГЛАВА 18. УБЕДИТЕЛЬНОЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ................................ 290

Принципы убеждающей речи ............... 291

Формулировка конкретной цели ...................... 291

Адаптация к установкам слушателей .................. 291

Позитивная установка аудитории .................. 292

Отсутствие определенного мнения ................ 292

Негативная установка аудитории .................. 293

Хорошие доводы и доказательства .................. 294

Как найти хорошие доводы .............................. 295

Как найти доказательства,

обосновывающие ваши доводы ....................... 295

Как проверить рассуждения ............................. 296

Как избежать ошибок ......................................... 297

Организация доводов в соответствии

с установками аудитории .................................... 298

Метод изложения

рациональных доводов ....................................... 299

Метод решения проблемы ................................ 299

Метод сравнительных достоинств ................. 300

Метод мотивации ................................................. 300

Мотивация ............................................................... 301

Стимулы ................................................................. 301

Возбуждение эмоций средствами языка ...... 302

Как завоевать доверие .......................................... 303

Гендерные и культурные различия .................. 304

Презентация ............................................................ 306

Критерии для оценки

убеждающих речей ............................. 306

Образец речи «Опасные грузовики»,

речь Шарон С. Франкел ...................... 307

Конспект речи ......................................................... 307

План речи ................................................................. 307

Речь и анализ ........................................................... 308

Самоанализ. Выступление

на публике. Главы 12 – 18 ..................................... 310

Резюме ............................................... 311

Глоссарий ........................................... 312

Литература ......................................... 317

ПРЕДИСЛОВИЕ

Десятое издание книги «Общайтесь!» стало для

нас поворотной вехой: в ней мы попытались дать не

только концептуальное понимание теории коммуни

кации и соответствующих исследований, но и, вклю

чив ряд вспомогательных материалов и ссылок, со

здать нечто вроде руководства, которое поможет сту

дентам трансформировать прочитанное в реальные

навыки коммуникации.

Комбинация теоретических основ, практических

навыков и оценок полученных знаний позволят сту

дентам: 1) осмыслить базовые концепции теории

коммуникации; 2) понять, каким образом эти кон

цепции и теории создают основу навыков коммуни

кации; 3) обрести целый ряд практических навыков;

4) применить все, о чем они узнали на занятиях, в

реальных жизненных ситуациях, повышая таким об

разом свою коммуникационную компетенцию во

всех направлениях.

Преимущества этой книги

В этом издании мы, как и раньше, акцентируем

внимание на элементах коммуникационной компе

тенции, обращаясь как к обучающимся студентам,

так и к преподавателям, организующим обучение.

Наша основная задача заключается в том, чтобы од

новременно быть в курсе новейших исследований в

области коммуникации и в то же время дать гибкое

и последовательное представление предметной обла

сти, что очень важно для развития практических на

выков студентов.

Таким образом, это издание продолжает оставать

ся «надежной моделью обучения» — так охарактери

зовали эту книгу читатели предыдущих изданий.

Наша модель включает шесть интегрированных сту

пеней:

1.Теоретическое понимание основ коммуника

ции, позволяющее заложить фундамент специаль

ных навыков.

2.Примеры, предоставляющие студентам возмож

ность оценить эффективность использования навы

ков.

3.Шаги, связанные с реализацией навыков.

4.Практическое использование навыков.

5.Оценка себя, в ходе которой студенты форму

лируют конкретные цели, что помогает им эффек

тивнее овладевать ключевыми навыками.

Обзор.

Представляя эту модель, мы старались излагать

материал четко и лаконично, используя яркие при

меры и указания для практических занятий.

Новое в этом издании

Мы с радостью представляем вам десятое, концеп

туально и технологически усовершенствованное из

дание, подготовленное во взаимодействии с профес

сорско преподавательским составом учебных заведе

ний всей страны и опирающееся на прочный

фундамент обучающей модели.

Предисловие

Для того чтобы этой книгой было удобно пользо

ваться тем, кто знаком с предыдущими изданиями,

многие главы, рубрики, ключевые вставки — вроде

«Совершенствование навыков» — остались прежни

ми. Отметим основные изменения, касающиеся со

держания книги, а также новые дополнения и особен

ности этого издания.

На протяжении всего текста книги многочислен

ные примеры того, как технологии тем или иным об

разом влияют на коммуникацию и изменяют ее, под

черкивают, что Интернет и интерактивные техноло

гии сокращают дистанцию между различными

людьми и различными культурами.

В каждой главе вы найдете новые и переработан

ные материалы:

Глава 1 «Перспективы коммуникации» содержит

основной раздел по электронной коммуникации —

«Коммуникационное окружение». Полностью пере

работан раздел по этическим проблемам, а раздел

«Принципы коммуникации» включает новый пара

граф «Коммуникации в рамках культуры». Матери

ал этих разделов дает основания для включения руб

рики «Различные мнения» и приводимой в конце

глав рубрики «Вопрос этики».

Глава 5 (ранее глава 7) «Говорим» перемещена в

начало части II, так как беседы являются главным

средством межличностного общения. Глава содержит

новый раздел «Навыки эффективного общения с по

мощью электронных средств».

Глава 8 «Коммуникация и взаимоотношения» со

держит новый раздел «Роль электронной коммуни

кации в построении взаимоотношений», посвящен

ный вопросам взаимоотношений, возникающих в

процессе использования электронных посредников,

и рассматривающий также оборотную сторону таких

взаимоотношений.

Глава 9 «Интервьюирование» включает новый

раздел о резюме в режиме «онлайн».

Глава 10 «Участие в групповой коммуникации»

полностью переписана и теперь включает материал

о характеристиках эффективности работы групп,

этапах развития групп и групповом решении про

блем.

Глава 11 «Роль членов группы и лидерство» так

же полностью переписана и теперь включает новые

разделы: о роли отдельных членов группы, об от

ветственности членов группы, о лидерстве, о груп

пах с лидером и об оценке эффективности работы

группы.

Глава 13 «Проводим исследование» это ключевая

глава части «Публичное выступление», основной ча

сти книги. В эту главу входит вступительный раздел

«Где искать: традиционные и электронные источни

ки информации». Раздел был полностью перерабо

тан, для того чтобы подчеркнуть необходимость ис

пользования при проведении исследований библиотек

и электронных баз данных Интернета. Многочислен

ные примеры помогают перекинуть мост между тео

рией и практикой.

Глава 14 «Организуем» содержит переработанную

версию обсуждения: как выделить основную часть

выступления.

Предисловие

Глава 15 «Вербальная и визуальная адаптация»

включает переработанный раздел о визуальной адап

тации с детальным обсуждением компьютерных

вспомогательных средств.

Глава 16 «Практикуемся в произнесении речей»

содержит переработанный раздел по подготовке

конспекта выступления и новые примеры выступле

ний.

Глава 17 «Информативное выступление» и гла

ва 18 «Убедительное выступление» содержат новые

примеры выступлений.

Наши рекомендации