Пример информационной речи на тему
«Кем был Шекспир?», прочитанной
Хиллари Картер Лиггетт ...................... 284
Набросок речи ......................................................... 284
План адаптации выступления
к конкретной аудитории ...................................... 285
Речь и анализ ........................................................... 285
Резюме ....................................................................... 288
ГЛАВА 18. УБЕДИТЕЛЬНОЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ................................ 290
Принципы убеждающей речи ............... 291
Формулировка конкретной цели ...................... 291
Адаптация к установкам слушателей .................. 291
Позитивная установка аудитории .................. 292
Отсутствие определенного мнения ................ 292
Негативная установка аудитории .................. 293
Хорошие доводы и доказательства .................. 294
Как найти хорошие доводы .............................. 295
Как найти доказательства,
обосновывающие ваши доводы ....................... 295
Как проверить рассуждения ............................. 296
Как избежать ошибок ......................................... 297
Организация доводов в соответствии
с установками аудитории .................................... 298
Метод изложения
рациональных доводов ....................................... 299
Метод решения проблемы ................................ 299
Метод сравнительных достоинств ................. 300
Метод мотивации ................................................. 300
Мотивация ............................................................... 301
Стимулы ................................................................. 301
Возбуждение эмоций средствами языка ...... 302
Как завоевать доверие .......................................... 303
Гендерные и культурные различия .................. 304
Презентация ............................................................ 306
Критерии для оценки
убеждающих речей ............................. 306
Образец речи «Опасные грузовики»,
речь Шарон С. Франкел ...................... 307
Конспект речи ......................................................... 307
План речи ................................................................. 307
Речь и анализ ........................................................... 308
Самоанализ. Выступление
на публике. Главы 12 – 18 ..................................... 310
Резюме ............................................... 311
Глоссарий ........................................... 312
Литература ......................................... 317
ПРЕДИСЛОВИЕ
Десятое издание книги «Общайтесь!» стало для
нас поворотной вехой: в ней мы попытались дать не
только концептуальное понимание теории коммуни
кации и соответствующих исследований, но и, вклю
чив ряд вспомогательных материалов и ссылок, со
здать нечто вроде руководства, которое поможет сту
дентам трансформировать прочитанное в реальные
навыки коммуникации.
Комбинация теоретических основ, практических
навыков и оценок полученных знаний позволят сту
дентам: 1) осмыслить базовые концепции теории
коммуникации; 2) понять, каким образом эти кон
цепции и теории создают основу навыков коммуни
кации; 3) обрести целый ряд практических навыков;
4) применить все, о чем они узнали на занятиях, в
реальных жизненных ситуациях, повышая таким об
разом свою коммуникационную компетенцию во
всех направлениях.
Преимущества этой книги
В этом издании мы, как и раньше, акцентируем
внимание на элементах коммуникационной компе
тенции, обращаясь как к обучающимся студентам,
так и к преподавателям, организующим обучение.
Наша основная задача заключается в том, чтобы од
новременно быть в курсе новейших исследований в
области коммуникации и в то же время дать гибкое
и последовательное представление предметной обла
сти, что очень важно для развития практических на
выков студентов.
Таким образом, это издание продолжает оставать
ся «надежной моделью обучения» — так охарактери
зовали эту книгу читатели предыдущих изданий.
Наша модель включает шесть интегрированных сту
пеней:
1.Теоретическое понимание основ коммуника
ции, позволяющее заложить фундамент специаль
ных навыков.
2.Примеры, предоставляющие студентам возмож
ность оценить эффективность использования навы
ков.
3.Шаги, связанные с реализацией навыков.
4.Практическое использование навыков.
5.Оценка себя, в ходе которой студенты форму
лируют конкретные цели, что помогает им эффек
тивнее овладевать ключевыми навыками.
Обзор.
Представляя эту модель, мы старались излагать
материал четко и лаконично, используя яркие при
меры и указания для практических занятий.
Новое в этом издании
Мы с радостью представляем вам десятое, концеп
туально и технологически усовершенствованное из
дание, подготовленное во взаимодействии с профес
сорско преподавательским составом учебных заведе
ний всей страны и опирающееся на прочный
фундамент обучающей модели.
Предисловие
Для того чтобы этой книгой было удобно пользо
ваться тем, кто знаком с предыдущими изданиями,
многие главы, рубрики, ключевые вставки — вроде
«Совершенствование навыков» — остались прежни
ми. Отметим основные изменения, касающиеся со
держания книги, а также новые дополнения и особен
ности этого издания.
На протяжении всего текста книги многочислен
ные примеры того, как технологии тем или иным об
разом влияют на коммуникацию и изменяют ее, под
черкивают, что Интернет и интерактивные техноло
гии сокращают дистанцию между различными
людьми и различными культурами.
В каждой главе вы найдете новые и переработан
ные материалы:
Глава 1 «Перспективы коммуникации» содержит
основной раздел по электронной коммуникации —
«Коммуникационное окружение». Полностью пере
работан раздел по этическим проблемам, а раздел
«Принципы коммуникации» включает новый пара
граф «Коммуникации в рамках культуры». Матери
ал этих разделов дает основания для включения руб
рики «Различные мнения» и приводимой в конце
глав рубрики «Вопрос этики».
Глава 5 (ранее глава 7) «Говорим» перемещена в
начало части II, так как беседы являются главным
средством межличностного общения. Глава содержит
новый раздел «Навыки эффективного общения с по
мощью электронных средств».
Глава 8 «Коммуникация и взаимоотношения» со
держит новый раздел «Роль электронной коммуни
кации в построении взаимоотношений», посвящен
ный вопросам взаимоотношений, возникающих в
процессе использования электронных посредников,
и рассматривающий также оборотную сторону таких
взаимоотношений.
Глава 9 «Интервьюирование» включает новый
раздел о резюме в режиме «онлайн».
Глава 10 «Участие в групповой коммуникации»
полностью переписана и теперь включает материал
о характеристиках эффективности работы групп,
этапах развития групп и групповом решении про
блем.
Глава 11 «Роль членов группы и лидерство» так
же полностью переписана и теперь включает новые
разделы: о роли отдельных членов группы, об от
ветственности членов группы, о лидерстве, о груп
пах с лидером и об оценке эффективности работы
группы.
Глава 13 «Проводим исследование» это ключевая
глава части «Публичное выступление», основной ча
сти книги. В эту главу входит вступительный раздел
«Где искать: традиционные и электронные источни
ки информации». Раздел был полностью перерабо
тан, для того чтобы подчеркнуть необходимость ис
пользования при проведении исследований библиотек
и электронных баз данных Интернета. Многочислен
ные примеры помогают перекинуть мост между тео
рией и практикой.
Глава 14 «Организуем» содержит переработанную
версию обсуждения: как выделить основную часть
выступления.
Предисловие
Глава 15 «Вербальная и визуальная адаптация»
включает переработанный раздел о визуальной адап
тации с детальным обсуждением компьютерных
вспомогательных средств.
Глава 16 «Практикуемся в произнесении речей»
содержит переработанный раздел по подготовке
конспекта выступления и новые примеры выступле
ний.
Глава 17 «Информативное выступление» и гла
ва 18 «Убедительное выступление» содержат новые
примеры выступлений.