Качественный анализ процедуры эксперимента
Валидность. Виды валидности:
· Внутренняя валидность – степень существования достоверной связи между независимой и зависимой переменными.
Чем больше вероятность того, что изменения зависимой переменной вызваны изменением независимой переменной, тем выше внутренняя валидность.
· Внешняя (экологическая) валидность – степень соответствия организации эксперимента и полученных результатов той области явлений, для исследования которой он проводится и на которую предполагается распространять получаемые в эксперименте результаты.
Определяет то, насколько результаты, полученные в эксперименте, могут быть распространены на другие аналогичные явления: а) на другие популяции или на генеральную совокупность; б) на другие условия и ситуации; б) на другое время.
· Теоретическая (конструктная) валидность – соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.
· Операциональная валидность – соответствие методик, способов измерения НП и ЗП, а такжеи плана эксперимента проверяемой экспериментальной и теоретической гипотезе.
· Валидность статистических выводов – корректность использования статистических процедур анализа полученных данных и опирающихся на них выводов.
Репрезентативность – степень избирательной и пропорциональной представленности (репрезентированности) в выборке испытуемых тех психических свойств, которые характеризуют психические особенности людей в изучаемой генеральной совокупности.
Воспроизводимость – возможность получить сходные данные другими исследователями, организующими такой же эксперимент в аналогичных условиях.
Надежность – устойчивость получения данных при повторении (воспроизведении) эксперимента на одной и той же выборке испытуемых.
Тема 7.3. ПЛАНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1. Основания для выделения разных планов экспериментальных исследований:
По характеру участия испытуемых в процедуре исследования:
· Межгрупповые (межсубъектные) планы – каждый испытуемый включается только в одну – контрольную или экспериментальную – группу, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).
При этом центральной трудностью является отбор эквивалентных по измеряемым показателям групп испытуемых.
Межсубъектные планы экспериментального исследования имеют ряд признаков: а) наличие экспериментальных и контрольных групп; б) эквивалентность используемых групп по заранее определенным основаниям; в) завершение исследования тестированием групп подвергавшихся и не подвергавшихся экспериментальному воздействию.
· Внутригрупповые (внутрисубъектные, интраиндивидуальные) планы – каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями.
При этом центральной трудностью является устранение эффектов последовательности (эффектов порядка) предъявления задач испытуемым.
Внутрисубъектные планы экспериментального исследования имеют ряд важнейших признаков: а) систематическое комбинирование последовательности предъявляемых задач; б) контроль порядка предъявления задач разным испытуемым; в) завершение исследования сравнением данных, полученных при решении разных задач.
По характеру независимых переменных:
· Управляемая независимая переменная – управляемые экспериментатором внешние факторы, воздействующие на испытуемого.
· Субъективная независимая переменная – индивидуальные особенности испытуемых, специально отобранных по определенным основаниям.
По количеству независимых переменных:
· Однофакторный (простой) план исследования.
· Многофакторный (факторный) план исследования.
По числу уровней независимых переменных:
· Одноуровневое исследование: на экспериментальную группу оказывается воздействие одного уровня независимой переменной, на контрольную группу независимая переменная не воздействует («нулевой» уровень воздействия независимой переменной).
· Многоуровневое исследование: воздействие разных уровней одной независимой переменной оказывается на разные экспериментальные группы. При двух уровнях независимой переменной (при отсутствии «нулевого» уровня) может устанавливаться только качественная связь. При трех и более устанавливаются количественные связи и зависимости.
Однофакторные экспериментальные планы психологического исследования
Межсубъектный однофакторный план для одной управляемой независимой переменной и двух независимых групп без предварительного тестирования.
Экспериментальная группа: рандомизация – воздействие – тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – отсутствие воздействия – тестирование.
Межсубъектный однофакторный план для одной управляемой независимой переменной и двух независимых групп с предварительным тестированием.
Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.
Межсубъектный однофакторный план для одной субъективной независимой переменной и двух неэквивалентных (специально отобранных) групп без предварительного тестирования (с предварительным тестированием).
Внутрисубъектный однофакторный план для одной независимой переменной (управляемой или субъективной) с повторяемыми измерениями.
План для одной независимой переменной и четырех независимых групп с целью контроля эффекта предварительного тестирования с экспериментальным воздействием.
Экспериментальная группа: рандомизация – воздействие – тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – отсутствие воздействия – тестирование.
Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.
План для одной независимой переменной и четырех независимых групп с целью контроля сохранения эффекта воздействия во времени.
Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.
Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – отсроченное тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – отсроченное тестирование.
3. Уровневые планы для установления влияния трех и большего количества уровней независимой переменной на одну зависимую. «Если А1, А2, А3,…то В…».
Планы для установления характера зависимости между уровнями одной независимой переменной и величиной зависимой переменной.
При этом количество групп должно соответствовать числу уровней независимой переменной.
Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие 1 – тестирование.
Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие 2 – тестирование.
Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.
Возможны линейные и нелинейные зависимости между НП и ЗП.
4. Факторные планы для установления влияния двух и большего количества независимых переменных на одну зависимую. «Если А1, А2, А3,…то В…».
Все независимые переменные должны сочетаться друг с другом.
Число экспериментальных групп соответствует числу сочетаний всех независимых переменных.
При этом между независимыми переменными могут быть различные отношения: конъюнкции или дизъюнкции, аддитивности или мультипликативности.
В факторном плане проверяется два типа гипотез:
Гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных (основной эффект).
Гипотезы о взаимодействии переменных: как присутствие одной переменной влияет на эффект воздействия другой.
Планы для двух независимых переменных и соответственно:
Двух уровней (2х2).
Трех уровней (2х3).
Четырех уровней (2х4).
Планы для трех независимых переменных обычно строятся по правилу «латинского квадрата»: два уровня разных переменных встречаются в экспериментальном плане только по одному разу.
Этот прием используется и для контроля внешних переменных.
Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы исследования.
При планировании и проведении эксперимента не всегда удается проконтролировать определенные внешние переменные.
· Исследование единичных случаев (уникальные психические особенности, ограниченность выборки, однократное тестирование).
· План с предварительным и итоговым исследованием одной группы.
· План для двух неэквивалентных групп (случайных групп) с тестированием после воздействия.
Планы исследования для неэквивалентных групп:
План для двух неэквивалентных групп с тестированием до воздействия и после воздействия.
· «Формирующий эксперимент» с участием одной группы или нескольких.
· «Формирующий эксперимент» с одним воздействием или серией воздействий.
Планы исследования для одного испытуемого.
Эксперимент с одним испытуемым возможен:
· Когда индивидуальными различиями можно пренебречь в отношении к изучаемым в эксперименте переменным и результаты могут быть перенесены на каждого члена популяции.
· Когда исследуется уникальность испытуемого и прямой перенос данных на популяцию неактуален.
Исследования «после свершившегося факта».
· Исследования посттравматического стресса, исследования в клинической психологии и нейропсихологии и др.