Информационная теория эмоций П.В.Симонова

Эта теория опирается на Павловский подход к изучению НС:

1) Присущие организму потребности и влечения – это врожденные рефлексы.

2) Под влиянием внешних повторяющихся воздействий в коре б.п. формируется устойчивая система внутренних нервных процессов (процессы установки «стереотипа», процессы поддержки и нарушения – разнообразные положительные и отрицательные эмоции).

Эмоция – это отражение мозгом какой – либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которые мозг оценивает на основе генетического и индивидуального опыта.

Факторы, от которых завсят эмоции:

1) Индивидуальные особенности субъекта (мотивации, воля и др.).

2) Фактор времени (аффект бытсро развивается, настроение способно долго держаться).

3) Качественные особенности потребности (например, эмоции, возникающие на основе социальных и духовных потребностей – это чувства).

Эмоция зависит от потребности и от вероятности ее удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения потребности→отрицательная эмоция, высокая вероятность→положительная эмоция. Пример: низкая вероятность избегания нежелательного воздействия→возникает тревога, низкая вероятность достижения желаемой цели→возникает фрустрация

Информация – это отражение совокупности средств достижения цели.

Правило возникновения эмоций:

Информационная теория эмоций П.В.Симонова - student2.ru или Информационная теория эмоций П.В.Симонова - student2.ru

Э – эмоция, П – сила и качество потребности, Ин – информация о необходимых средствах для удовлетворния потребности, Ис – информация о существующих средствах (которыми располагает субъект). Ин – Ис – оценка вероятности.

Ин< Ис – положительная эмоция.

Ис< Ин – отрицательная эмоция.

Позже Симонов переписал формулу Информационная теория эмоций П.В.Симонова - student2.ru – сильная эмоция компенсирует недостаток побуждения.

Функции эмоций:

1) Отражательно – оценочная функция. Представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).Но не всегда етсь необходимость в сопоставлении ценностей. Пример Анохина: поврежден коленный сустав→чувство боли ограничивает двигательную функцию (способствуя тем самым восстановлению). Возникает угроза→движение осуществляется, несмотря на боль.

2) Переключающая функция (происходит переключение поведения в направлении улучшения деятельности). Приближение удовлетворения потребности→положительная эмоция→субъект усиляет/повторяет (максимизирует) состояние. Удаление удовлетворения потребности→отрицательная эмоция→субъект минимизирует состояние. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить на осознаваемом и неосознаваемом (интуиция) уровнях. Когда возникает конкуренция мотивов, выделяется доминирующая потребность. Чаще всего поведение ориентируется на легко достижимую цель («лучше синица в руках, чем журавль в небе»).

3) Подкрепляющая функция. Павлов: подкрепление – действие биологически значимого раздражителя, который придает сигнальное значение сочетаемому с ним и несущественному в биологическом отношении. Подкреплением в формирвоании рефлекса является не удовлетворение потребности, а получение желательных (эмоционально приятных) или устранение нежелательных стимулов.

4) Компенсаторная функция. Эмоции оказывают влияние на системы, регулирующие поведение, вегетативные функции и др. При возникновении эмоционального напряжения объем вегтативных сдвигов (учащение сердцебиения и т.д.) обычно превышает реальные нужды организма. Это своего рода подстраховка. рассчитананная на ситуации неопределенности затрат. По – видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов.

Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Т.е. происходит реагирование по принципу доминанты. Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти ранее втсречавшихся стимулов, а с другой стороны, снижает критерии “принятия решения” при сопоставлении их с данными стимулами. Положительные эмоции: их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели.

Наши рекомендации