Задачи, функции и организационная структура Департамента кадровой политики МЧС России

В.А. Абрамов

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Курс лекций для слушателей Факультета руководящих кадров

Государственной противопожарной службы.

Москва, 2003

Задачи, функции и организационная структура Департамента кадровой политики МЧС России - student2.ru

В.А. Абрамов

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Курс лекций для слушателей Факультета руководящих кадров

Государственной противопожарной службы.

Москва, 2003

Управление персоналом. Курс лекций для слушателей Факультета ру­ководящих кадров ГПС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Курс лекций подготовлен академиком Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, членом Союза юристов СССР профессором Кафедры кадрового и правового обеспечения деятельности ГПС Академии Государственной противопожарной службы Абрамовым Вениа­мином Анатольевичем.

Одобрен Кафедрой кадрового и правового обеспечения деятельности ГПС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Рецензенты: доктор экономических наук профессор Кафидов В.В., доктор философских наук профессор Липский В.Н.

В.А. Абрамов, 2003

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………......4

Лекция №1(Тема №3) "Организационно-правовое положение служб

управления персоналом ГПС"..........................................................6

Лекция № 2 (Тема №4) "Отбор и подготовка персонала".............................27

Лекция № 3(Тема №5) "Деловая оценка персонала"......................................54

Лекция №4(Тема №6) "Управление служебно-профессиональным

продвижением персонала".........................................................73

Лекция №5 (Тема №7)"Управление дисциплинарными

отношениями"………………………………………………..95

Лекция №6(Тема №8) "Информационно-аналитическое обеспечение и

планирование работы с персоналом".......................................119

Лекция № 7(Тема №9)"Вступление выпускника Факультета руководящих

кадров ГПС в должность"............................................................140

Предисловие

Настоящий курс лекций подготовлен для слушателей Факультета ру­ководящих кадров Государственной противопожарной службы (ГПС) Акаде­мии Государственной противопожарной службы МЧС России, изучающих пре­дусмотренную учебным планом по специальности № 061000 "Государствен­ное и муниципальное управление" дисциплину "Управление персоналом". В лекциях раскрываются не только общетеоретические аспекты проблем уп­равления личным составом, и, хотя полностью адаптирован к условиям функционирования системы Государственной противопожарной службы, под­робно освещает чисто технологические вопросы различных сторон управ­ления кадрами этой службы, такими как деловая оценка персонала, ат­тестация, информационно-аналитическое обеспечение деятельности кадро­вой службы ГПС, вступление выпускника Факультета руководящих кадров в должность и т.д.)

Курс разработан с учетом требований квалификационной характерис­тики выпускника Факультета руководящих кадров Государственной проти­вопожарной службы (ГПС), опыта преподавания аналогичных дисциплин в Государственной Академии Управления им. С Орджоникидзе, Академии Уп­равления МВД России, а также с учетом того, что методологические ос­новы управления персоналом рассматриваются и в других дисциплинах, предусмотренных учебным планом.

Основная цель учебной дисциплины - вооружить слушателей знаниями механизма управления персоналом ГПС в современных условиях.

В результате усвоения содержания дисциплины слушатели должны:

Иметь представление:

- о трудовых резервах и трудовом потенциале человека;

- персонале общественно-социальных организаций;

- о личном составе (кадрах) и о коллективах Государственной про­тивопожарной службы;

- о системе правоотношений, складывающихся в процессе управления персоналом;

- о содержании служебно-трудовых правоотношений, возникающих в процессе управления персоналом Государственной противопожарной службы.

Знать:

- систему и содержание государственной кадровой политики;

- систему и содержание государственной кадровой политики в Госу­дарственной противопожарной службе;

- специфику служебно-трудовых правоотношений в коллективах сот­рудников (работников) Государственной противопожарной службы;

- методы регулирования служебно-трудовых отношений в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы;

- методы и порядок деловой оценки персонала;

- основные законодательные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы и её кадровое обеспечение.

Уметь:

- организовать работу по подбору и расстановке персонала Госу­дарственной противопожарной службы;

- управлять и лично осуществлять обучение персонала, обеспечи­вать его профессиональный рост и раскрытие потенциала личного состава Государственной противопожарной службы;

- применять на практике методы и порядок аттестации персонала;

- организовать воспитательную работу в коллективах органов уп­равления и подразделений Государственной противопожарной службы

- лично проводить воспитательные мероприятия в коллективах сот­рудников (работников) и индивидуальную воспитательную работу;

- анализировать состояние работы с персоналом, прогнозировать потребность в кадрах и планировать работу с личным составом Государс­твенной противопожарной службы.

- правильно применять в практической работе законодательные и ведомственные нормативные правовые акты по вопросам кадрового обеспе­чение деятельности Государственной противопожарной службы.

Курс лекций может быть использован при преподавании учебной дис­циплины "Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы" слушателям Факультетов №№ 1 и 2, Факультета заочного обучения Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, а также при изучении аналогичных управленческих дисциплин в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ГПС.

Курс лекций издаётся в авторской редакции.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛУЖБ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Тема № 3 Рабочей программы "Управление персоналом"

======================================================Введение. Задачи, функции и организационная структура Главного управления кадров и кадровой политики МВД России. Задачи, функции и структура управлений (отделов) кадров МВД, ГУВД, УВД субъектов Рос­сийской Федерации. Место кадровых служб ГПС в общей системе кадровых аппаратов органов внутренних дел. Основные задачи и функции кадровых служб ГПС. Отбор персонала для работы в кадровой службе. Нормативы времени на работы по комплектованию состава отдела кадров. Заключе­ние.

Рекомендуемая литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 18.07.1996 № 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Феде­рации".

2. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 18.07.1996 № 1039.

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной бе­зопасности".

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2002 № 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедс­твий".

5. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2002 № 1011.

6. Положение о Главном управлении кадров и кадровой политики МВД России, утверждённое приказом МВД России от N 110.

7. Приказ МВД России от 10.12.96 г. N 651 "Об утверждении Кон­цепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Феде­рации".

8. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации, утверждённая приказом МВД России от 10.12.96 г. № 651.

9. Приказ МВД России N 180 - 1996 "О мерах по совершенствованию организации работы министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации".

10. Типовое Положение о МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Феде­рации, утверждённое приказом МВД России N 180-1996.

11. Приказ МЧС России от 05.04.2002 № 173 "Об утверждении Концеп­ции образовательной деятельности и подготовки кадров в системе Госу­дарственной противопожарной службы до 2010 года"

12. Концепция образовательной деятельности и подготовки кадров в системе Государственной противопожарной службы до 2010 года, утверж­дённая приказом МЧС России от 05.04.2002 № 173.

13. ГОСТ 16487 - 83 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения";

14. ГОСТ 6.10.1 - 88 "Унифицированные системы документации. Ос­новные положения";

15. ГОСТ 6.38 - 90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформле­нию документов.

Введение

Осуществляемые в нашей стране социально-экономические и общественно-политические реформы существенно изменили статус органов государственной власти, государственного управления и основного звена народного хозяйства - предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, привели к установлению принципиально новых экономических и правовых регуляторов. Это не могло не привести в свою очередь к изменению отношений между руководителями и подчинёнными, среди всего персонала организаций, учреждений, предприятий, не будет преувеличением сказать, что это затронуло все социальные организации общества. Меняется и отношение и к самому персоналу подобных организаций, поскольку социальная направленность реформ поворачивает их лицом к человеку, личности, гражданину, т.е., по большому счёту, к персоналу организаций в самом широком смысле этого слова.

Итак, персонал. Какой же смысл вкладывается в данную дефиницию?

Если обратиться к Словарю русского языка С.И. Ожегова, можно прочитать, что персонал - это "... личный состав или работники учреждения ,предприятия, составляющие группу по профессиональным или другим признакам ". Например, "технический персонал", "медицинский персонал", "обслуживающий персонал", "гражданский персонал Вооружённых Сил".

До последнего времени понятие "управление персоналом" в отечественной управленческой практике отсутствовало, хотя система управления любой организации обязательно содержала в себе функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива. При этом большая часть объёма работы по управлению личным составом выполнялась руководителями линейных подразделений организации.

В 90-ых годах в теории управления социальными организациями происходит изменение общей парадигмы Управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс, определяющий, в первую очередь, успех деятельности всей организации, что усилило внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций .На смену теории, рассматривавшей персонал как издержки, которые необходимо сокращать, появляется теория управления человеческими ресурсами, как основными ресурсами, требующими инвестирования, создания условий для их развития, грамотного управления. Взаимосвязь приведённых факторов привела к появлению стратегического управления персоналом .

К элементам стратегии управления персоналом относятся:

- цель деятельности организации; - систему планирования организации;

- отношения высших управленческих кадров;

- организационная структура служб управления персоналом;

- критерии эффективности системы управления персоналом;

- ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);

- доступность, полнота и обоснованность используемой информации;

Парадигма (гр. paradeigma - пример, образец ) в философии, социологии –

1) строго научная теория, воплощённая в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.

2) Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствовавших в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

- подготовка управляющих всех уровней управления;

- взаимосвязь с внешней средой.

Стратегию управления персоналом составляют:

- отбор персонала, включающий планирование его движения;

- оценка персонала, его квалификации;

- вознаграждение его деятельности во всех законных формах;

- развитие персонала.

Как известно, работа с персоналом для любой социальной организации осуществляется как функция обеспечивающая. Но для субъекта управления - руководителя организации работа с личным составом всегда являлась одной их основных функций.

Всё перечисленное в полной мере можно наложить на практику Государственной противопожарной службы.

В небольших подразделениях руководитель сам решает кадровые вопросы, но чем больше организация, тем больше и объём работы с персоналом и тогда вводятся должности заместителей или помощников начальников по кадрам, которым делегируются исполнительная, а нередко и организационная часть работы с личным составом. В больших же социальных организациях в целях обеспечения работы с персоналом создаются кадровые подразделения. Ну и понятно, что, если орган многофункциональный, многоуровневый с большой штатной численностью, то для квалифицированного управления персоналом создаётся специальная кадровая служба.

Возьмём, к примеру, такую многофункциональную, многоуровневую, с огромной штатной численностью систему, каковой являются система органов внутренних дел России. Возглавляется эта система федеральным органом исполнительной власти - министерством, имеющим определённые цели, основные задачи и конкретные функции. Что касается управления персоналом в такой многофакторной системе, то в ней созданы кадровые службы и подразделения кадровой службы, или как их чаще всего называют, кадровые аппараты.

Кадровые органы, аппараты, службы , как органы управления персоналом - это целостная система подразделений и служб, к основным функциям которой относятся: изучение моральных, нравственных и деловых качеств личного состава; подготовка предложений по их расстановке; определение потребности в кадрах и их учёт; контроль за выполнением требований трудового законодательства, Положения о службе и других нормативных актов, регламентирующих прохождение службы; подготовка материалов на присвоение специальных званий лицам начальствующего и рядового состава, а также материалов для награждения сотрудников, работников, служащих и рабочих. Это Главное управление кадров МВД России, управления и отделы кадров МВД республик, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, отделы, отделения и группы кадров в городских и районных аппаратах и подразделениях органов внутренних дел.

Основные термины и понятия .

Содержание и смысл таких понятий как "личный состав", "кадры", "кадровый потенциал", "кадровая политика", "система работы с кадрами" мы рассмотрели на первой лекции. Сегодня, видимо, целесообразно, напомнить о других основных терминах, которыми мы будем оперировать, изучая данную тему курса .

Слово штат происходит от немецкого термина Staat - правление, возникающее в свою очередь от латинского Status , что означало положение, состояние. В нашем понимании штат- это утверждённый в установленном порядке официальный документ, определяющий наименование, организационную структуру и функциональное предназначение аппарата, организации, учреждения, учебного заведения, наименования и структуру входящих в него подразделений и служб, численность личного состава, количество и наименование конкретных должностей с указанием должностных окладов и специальных званий, количество оружия, техники и других материально-технических средств.

Штаты органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы разрабатываются на основе типовых штатов, подготовленных в соответствии с научно обоснованными требованиями, направленными на обеспечение оптимального сочетания личного состава, пожарной техники, вооружения и инвентаря для наиболее эффективного использования их в повседневной деятельности, при ведении боевых действий по ликвидации пожаров, решении служебных задач, организации боевой, служебной и специальной подготовки личного состава. В настоящее время действуют Типовые штаты подразделений пожарной охраны и типовые структуры аппаратов Государственной противопожарной службы министерств внутренних дел республик, главных управлений и управлений внутренних дел краёв, областей, автономных округов и городов, утверждённые приказом МВД России от 18 февраля 1993 года N 67.

Неуклонное, строгое и точное соблюдение установленной штатами организационной структуры, наименование должностей, соответствующих им званий и должностных окладов, численности и предназначения личного состава, техники, вооружения и других материально-технических средств называется штатной дисциплиной.

Штатное расписание - это также официальный документ, определяющий категории и численность личного состава, разрешенного к содержанию в органе управления, подразделении Государственной противопожарной службы за счёт установленных источников финансирования . Разрабатывается оно на основе штата, фондов денежного содержания и заработной платы, а также утверждённых объёмов работ и других экономических показателей (для подразделений, занимающихся производственной деятельностью, таких как, скажем, отряд ГПС технической службы, пожарно-технический центр и тому подобные).

Штатная расстановка - документ в виде журнала или книги, содержащий сведения о численности сотрудников, состоящих в конкретных должностях, с указанием их личных номеров и присвоенных специальных званий, дат присвоения званий, сроков награждения за выслугу лет, проведения аттестации и других сведений, необходимых для своевременного оформления всех этапов прохождения службы личным составом. Разрабатывается на основе штата . Ведётся кадровым аппаратом.

Задачи, функции и организационная структура Департамента кадровой политики МЧС России.

Рассмотрим задачи и функции, организационную структуру центрального учреждения по управлению персоналом федерального органа исполнительной власти (федерального министерства). В МЧС России - Департамент кадров и подготовки персонала.

В связи с этим следует обязательно сказать о том, что проектирование системы управления персоналом нельзя отделять от проектирования всей системы управления организацией, поскольку первая включает в себя не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с кадрами, но и всех руководителей подразделений от начальника органа управления, подразделения и начальника караула пожарной части, которые в силу своего должностного положения должны выполнять функции служебного руководства и руководства внешними связями органов и подразделений. В этом плане система управления персоналом не может быть ничем иным, как "костяком" всей системы управления органа или подразделения.

Комплексный, системный подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии даёт возможность всесторонне подойти к решению этих организационно-управленческих проблем.

Проектируя функциональные и целевые подсистемы, такие, как подсистема обеспечения управления, подсистема линейного руководства, все составляющие их элементы: функции, организационная структура и технология управления, персонал, информация, технические средства управления, управленческие решения, их взаимосвязь между собой, внутри системы, а также во вне её, т.е. с внешней средой.

Система целей является основой для определения функции управления. Что касается управления персоналом, то они могут рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности личного состава, удовлетворения которых они вправе требовать от руководства. С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на такой вопрос: а какие цели по использованию персонала ставит перед собой руководство и какие условия для их достижения оно стремится создать.

Очевидно, что эффективность управления персоналом во многом и напрямую будет зависеть от того, в какой степени перечисленные цели не будут противоречить друг другу.

Видимо есть необходимость напомнить, что цель органа управления может быть определена как характеристика его назначения, задачи органа вытекают из его цели и характеризуют стабильные направления деятельности по достижению цели. Что касается функций органа, то это конкретные виды работ, выполнение которых приводит к решению задач органа и достижению его цели. В полной мере это относится как к системе управления персоналом органов внутренних дел в целом, так и Государственной противопожарной службы в частности.

Давайте рассмотрим вопрос об организационно-правовом положении этих центральных органов управления персоналом на примере, скажем, Главного управления кадров МВД России.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённому Указом Президента России N 1039 - 1996 года, целью МВД является осуществление в пределах своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственная реализация основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. . Как установлено Положением данная генеральная цель должна быть достигнута посредством реализации возложенных на МВД России семи основных задач , которые могут решаться путём осуществления свыше сорока функций .

К решаемым МВД России основным задачам, Положение отнесло совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, правовой и социальной защищённости своих сотрудников и военнослужащих .

Конечно, данное положение можно критиковать, поскольку вследствие его самой общей формулировки возможности определять степень решения данной задачи просто отсутствуют, как, впрочем, отсутствует и предел совершенства. Кроме того, профессиональная подготовка кадров, обеспечение правовой и социальной защищённости личного состава являются просто, хотя и важными, но частными составными элементами системы работы с кадрами и должны определяться, видимо, самим министерством, разработавшим и утвердившим эту систему.

В Положении, тем более утверждённым самым высшим должностным лицом государства, можно было бы записать и более конкретно, например,:

"Организация работы с кадрами в системе министерства, контроль за её состоянием и непосредственное выполнение её отдельных направлений".

Тем не менее, в целях реализации названной задачи Положение обязало МВД России выполнять следующие функции :

- разработка и реализация федеральных программ кадрового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск; решение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов работы с кадрами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, руководство образовательными учреждениями системы министерства, а также работы по воспитанию и морально-психологической подготовке кадров;

- организация работы по правовой и социальной защите личного состава, осуществление мер по обеспечению защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников, военнослужащих и членов их семей, организация по согласованию с ФСБ России системы собственной безопасности;

- создание в установленном порядке органов внутренних дел и учреждений системы министерства, в том числе, совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации, создание, реорганизация и ликвидация органов внутренних дел, создававшихся за счёт средств федерального и местных бюджетов;

- разработка нормативов штатной численности и расходов на содержание подразделений органов внутренних дел, создаваемых и содержащихся за счёт средств местных бюджетов, обеспечение порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности;

- формирование, ведение и использование федеральных учётов, банков данных о кадрах, информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организация государственной статистики о личном составе в системе министерства.

Как видно из перечисления, функции очень серьёзные, многочисленные, всесторонне охватывающие весь комплекс проблем, включаемых в понятие "работа с персоналом ". Распределяются они между подразделениями министерства, но в большей части возложены на Главное управление кадров ( ГУК), являющееся в соответствии с Положением о нём, утверждённым приказом МВД России N 110 - 1996 г. самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства, созданным в целях обеспечения организационно-методического руководства работой с кадрами в системе МВД России . Правда, здесь уместно было бы записать, что главк и непосредственно участвует в подготовке проектов решений руководства министерства по важнейшим кадровым вопросам.

Исходя из предназначения Главное управление кадров МВД России призвано решать следующие задачи :

- выработка эффективных мер по реализации государственной кадровой политики в системе МВД России, улучшение качественного состава кадров, совершенствование их отбора, закрепления на службе и профессионального становления; организация профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования министерства и научно-исследовательской деятельности;

- организация воспитательной работы в органах внутренних дел, выработка мер и координация действий по укреплению служебной дисциплины, обеспечению государственно-правовой ориентации личного состава, улучшению условий его труда, быта и отдыха, повышению авторитета и престижа службы в органах внутренних дел;

- организация работы с руководящим составом органов внутренних дел и внутренних войск по должностям номенклатуры МВД России, и с резервом кадров для замещения этих должностей;

- совершенствование нормативно-правового регулирования прохождения службы и работы в органах внутренних дел, системы мер по социальной и правовой защите личного состава; участие в осуществлении сотрудничества с международными организациями, ведомствами и правоохранительными органами зарубежных стран по проблемам работы с кадрами.

Исходя из возложенных задач, Главное управление кадров осуществляет ряд функций, т.е. конкретные виды работы .

Их немало - по тексту Положения - 28, но если внимательно посмотреть на них - будет более 40. Что же это за функции?

Главное управление кадров МВД России должно заниматься :

- совершенствованием кадрового и организационно-штатного обеспечения органов внутренних дел, комплексным анализом и прогнозированием развития кадровой ситуации, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ кадрового обеспечения органов внутренних дел, перспективным и текущим планированием работы с персоналом; организацией профессионального образования и профессиональной подготовки, боевой и физической подготовки, воспитательной работы и проведение научных исследований;

- организацией функционирования единой системы информационно-аналитического обеспечения работы с кадрами, информационно-аналитическим обслуживанием органов внутренних дел (кадровая информация), ведением государственной статистики о качественном составе кадров и персонального учёта начальствующего и офицерского состава, обеспечением работы архива личных дел по лицам, состоявшим в должностях номенклатуры министерства, и архивно-поисковой работы по установлению стажа службы или работы сотрудников, военнослужащих, служащих, рабочих и пенсионеров органов внутренних дел;

- изучением, аттестацией руководящих кадров, организацией их стажировки, переподготовки и повышения квалификации, формированием резерва кадров для замещения должностей номенклатуры министерства и подготовкой предложений о назначениях либо перемещениях сотрудников на эти должности, обеспечением работы с прикомандированными к иным органам сотрудниками, подготовкой материалов о присвоении высших специальных и воинских званий, рассмотрением и оформлением присвоения первых званий среднего начальствующего (офицерского) состава, званий полковников, организацией работы Центральной аттестационной комиссии МВД России. Так записано в Положении, хотя, представляется, что ГУК

вряд ли правомочен организовывать работу ЦАК, возглавляемую одним из заместителей министра. Видимо правильнее было бы записать, что главк участвует в работе комиссии и секретарствует в ней;

- разработкой проектов нормативных актов по вопросам прохождения службы, осуществлением контроля за выполнением приказов и решений Коллегии МВД России по вопросам работы с кадрами, изучением процессов миграции личного состава, разработкой мер по обеспечению его прав и законных интересов, разрешением спорных вопросов.

Видимо рассмотреть все функции Главного управления кадров и кадровой политики просто не хватит времени. Даже полной лекции на это бы не хватило. Но нельзя не сказать, что задачи и функции главка определяют его организационную структуру. В его состав входят: управление подготовки кадров, управление по работе с личным составом и соответствующие отраслевые функциональные отделы. Хотелось бы, чтобы перечень задач и функций кадрового главка и их редакция были уточнены, поскольку чёткое определение их содержания, форм и методов работы по их реализации, бесспорно, могут способствовать повышению эффективности организационно-методического руководства управления персоналом.

В пределах своей компетенции Главное управление кадров обеспечивает исполнение органами внутренних дел и внутренними войсками решений органов государственной власти и руководства МВД России по вопросам работы с кадрами и решения главка по указанным вопросам являются обязательными для исполнения во всей системе министерства внутренних дел . Решая возложенные на него задачи, кадровый главк осуществляет взаимодействие :

- по вопросам создания и развития нормативно - правовой базы работы с персоналом органов внутренних дел и внутренних войск - с палатами Федерального Собрания Российской Федерации - Государственной Думой и Советом Федерации, Минюстом и другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями МВД России, с министерствами и управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

- по развитию своей ведомственной системы профессионального образования - с Минобразования, Минфином России, другими федеральными органами исполнительной власти, включая правоохранительные органы;

- по выполнению справочно-поисковой функции - с архивными учреждениями Российской Федерации и других государств, в Главным информационным центром МВД России;

- по пропаганде, разъяснению сущности и содержания работы с персоналом, повышению престижа службы в органах внутренних дел – со средствами массовой информации, деятелями науки, искусства, литературы, творческими коллективами, союзами, общественными организациями.

В связи с наделением утверждённым Президентом Положением о министерстве (п.13 раздела 4) Министра внутренних дел Российской Федерации правом отмены противоречащих Российскому законодательству приказов, указаний и инструкций, издаваемых руководителями органов, подразделений и учреждений системы МВД России, Главнокомандующим внутренними войсками и его заместителями, а также министров . начальников главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Федерации на Главное управление кадров возложена обязанность проведения экспертизы названных нормативных подзаконных актов и подготовке предложений Министру о их дальнейшей судьбе.

Руководит главком его начальник, который несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на главк, организацию его работы, создание необходимых условий для труда, отдыха и повышение квалификации подчинённых, состояние дисциплины. Часть своих полномочий он вправе делегировать своим заместителям. Хотелось бы, чтобы перечень задач и функций Главного управления кадров МВД России при дальнейшей отработке был редакционно и по смыслу уточнён, ибо чёткое и правильное определение подобного перечня, форм и методов работы по их практической реализации будет в значительной степени способствовать повышению эффективности организационно-методического руководства работой с персоналом в системе МВД России, совершенствованию организационно-штатного построения самого главка.

Примерно в таком же положении функционирует и Департамент кадров и подготовки персонала МЧС России.

Наши рекомендации