Инструкция магистру

Тест состоит из 40 заданий. На выполнение теста отводится 60 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Вопросы задания могут иметь несколько форм:

1. Закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ.

2. Вопросы с множественным выбором предполагают выбор нескольких из предложенных вариантов.

3. Открытые формы заданий требуют вставить пропущенное слово, либо завершить предложение.

4. Вопросы на соотнесение предполагают установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А – 1, Б – 4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А – 2, 5, Б – 1, 3, 4.

5. Вопросы на определение последовательности предполагают составление буквенного ряда.

1. Психологический тест – это …

а) инструмент;
б) задача;
в) условие;
г) подход.

2. Назначение психологического теста:
а) измерение различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях;
б) выявление закономерностей человеческого поведения;
в) сбор сведений о причинах существования данных особенностей человека (анамнез);
г) выявление специфических особенностей (слабостей) человека для целенаправленного коррекционного воздействия.

3. Основной целью теста является:
а) предварительное ознакомление с личностью испытуемого;
б) нахождение корреляции между определенными показателями;
в) диагностика определенных психологических особенностей испытуемого;
г) формирование определенных качеств испытуемого.

4. В психодиагностическом обследовании реализуется принцип:
а) специальное воздействие (стимул) → фиксируемая реакция (S→R);
б) стимул → реакция → анализ-интерпретация (S→ R→ I)
в) реакция → интерпретация → коррекция ( R → I → K );
г) реакция → интерпретация → стимул ( R → I → S ).

5. Основное преимущество метода психодиагностики:
а) метод более простой в использовании, чем остальные;
б) большая точность, чем у других методов;
в) требует меньше затрат при проведении;
г) сбор информации в более короткие сроки.

6. Второе основное преимущество психодиагностики:
а) определение общих для всех людей закономерностей их поведения и психики;
б) выявление особенностей человека, недоступных для изучения другими методами;
в) дает полную картину поведения и личности человека;
г) возможность получения информации о неосознаваемых психических явлениях.

7. Какой из подходов учитывает уникальность и своеобразие личности?
а) проективный подход;
б) субъективный подход;
в) номотетический подход;
г) идеографический подход.

8. Пользователь теста – это …
а) человек, который использует тестовые показатели как главный источник информации;
б) испытуемый, который проходит тестирование;
в) специалист, который проводит тестирование;
г) специалист, который интерпретирует результаты тестирования.

9. Наименее вероятно стремление испытуемого к фальсификации результатов:
а) при приеме на работу;
б) в ситуации психологического консультирования;
в) при аттестации на рабочем месте;
г) в ситуации судебно-психологической экспертизы.

10. Шкала лжи – это:
а) шкала, выявляющая акцентуации характера человека, связанные с его тенденцией к обману окружающих;
б) шкала, выявляющая отношение самого испытуемого к нечестным людям;
в) шкала, выявляющая степень согласия с общеизвестными утверждениями;
г) шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей.

11. Закрытые вопросы это:
а) вопросы, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов;
б) вопросы анкеты, на которые испытуемый может не отвечать;
в) вопросы анкеты, ответы на которые не могут быть преданы огласке;
г) вопросы, затрагивающие особо значимые, глубоко интимные темы.

12. Требование ограниченного распространения психодиагностических методик обосновано …
а) тем, что могут быть нарушены авторские права;
б) тем, что профессионально выполненные методики достаточно дорого стоят;
в) для вызова интереса к ним;
г) для неразглашения их содержания и предупреждения их неправильного применения.

13. Принцип компетентности – это …
а) предоставление только тех услуг и использование тех методик, которые соответствуют квалификации специалиста;
б) конфиденциальность полученных данных;
в) использование узко специализированных тестов;
г) безоценочное отношение к клиенту.

14. Возможно ли проводить тестирование без согласия испытуемого?
а) Нет, испытуемый должен быть обязательно предупрежден;
б) Нет, за исключением тех случаев когда тесты утверждены (министерством) и все обязаны их проходить;
в) Да, особенно в тех ситуациях где испытуемый может фальсифицировать ответы (солгать);
г) Да, когда есть такая необходимость (по мнению психолога или руководителя).

15. Кто отвечает за ошибки, допущенные при проведении тестирования?
а) психолог-диагност;
б) те, кто обучал психолога;
в) авторы диагностической методики;
г) испытуемый, неправильно понявший инструкцию.

16. Может ли испытуемый доказать в судебном порядке, что результаты тестирования нанесли ему ущерб?
а) Нет соответствующей законодательной базы;
б) Нет, результаты не могут нанести прямой ущерб;
в) Да, он должен это сделать, если ущерб нанесен;
г) Да, при помощи опытного адвоката.

17. При психодиагностическом обследовании ребенка младше 16 лет обязательно требуется …
а) согласие родителей;
б) согласие администрации школы;
в) только его согласие;
г) присутствие свидетелей.

18. В этическом принципе объективности говорится, что
а) диагностическая информация должна быть доступной только для тех, для кого она предназначена;
б) испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять фактическую информацию;
в) на психолога не должны оказывать влияния впечатления о личности испытуемого – симпатии, антипатии, собственное состояние или настроение;
г) результаты диагностики нельзя использовать во вред человеку, прошедшему тестирование.

19. Психодиагностическое обследование начинается …
а) с подбора методик;
б) с организации условий тестирования;
в) с постановки цели обследования;
г) с определения временных и денежных затрат на проведение обследования.

20. Встреча с испытуемыми начинается …
а) с раздачи диагностических материалов и объяснения инструкции;
б) с предварительной беседы с испытуемыми и ответов на их вопросы;
в) с определения уровня мотивированности испытуемых и их эмоционального состояния;
г) с проверки фамилий присутствующих.

21. Основное, что пишется в заключении по результатам диагностики –
а) ответы испытуемого;
б) интерпретация и выводы;
в) рекомендации;
г) результаты тестирования.


22. При сообщении результатов тестирования клиенту необходимо…
а) получить обратную связь, не оценивать, не использовать термины;
б) выдавать результаты в распечатанном виде;
в) дать рекомендации по использованию полученных результатов;
г) знать, что собирается сделать клиент с полученными результатами.

23. Неопределенность тестовых стимулов применяется
а) в опросниках;
б) в проективных методиках;
в) в психодиагностической беседы;
г) в социометрическом методе.

24. Метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную – …
а) тестирование;
б) наблюдение;
в) опрос;
г) эксперимент.

25. На концепции «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского основывается
а) диагностический обучающий эксперимент;
б) техника репертуарных решеток;
в) семантический дифференциал;
г) проективные методики.

26. Выбор партнеров для совместной деятельности и общения осуществляется в…
а) методе субъективного шкалирования;
б) методе включенного наблюдения с последующим рейтинг-шкалированием;

в) технике репертуарных решеток;

г) социометрическом методе.

27. Метод объективных тестов – …
а) стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на основе задаваемых вопросов;
б) состоит из заданий с нахождением единственно правильного ответа;
в) диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборов;
г) измерение физических параметров человека.

28. Стандартизированное аналитическое наблюдение – это …
а) наблюдение, которое заранее предусматривает ситуации наблюде ния и конкретные способы регистрации фактов;
б) наблюдение, когда определены лишь самые общие черты наблюдаемой ситуации;
в) наблюдение, при котором наблюдаемые оповещены о том, что за ними ведется наблюдение;
г) наблюдение, при котором наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения.

29. Единицами наблюдения являются – …
а) простые и сложные действия объекта наблюдения;
б) временные интервалы, соответствующие определенным задачам наблюдения;
в) субъекты, за которыми ведется наблюдение;
г) цели и планы наблюдения.

30. Метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения личности к объектам – это …
а) техника репертуарных решеток;
б) семантический дифференциал;
в) социометрический метод;
г) математическая статистика.

31. Наиболее точными и ясными по содержанию в психодиагностике являются …
а) объективные тесты;
б) опросники;
в) субъективное шкалирование;
г) аппаратурные психофизиологические методы.

32. Результативность беседы как метода диагностики зависит от …
а) уровня профессиональной компетенции психолога;
б) личностных свойств психолога;
в) наблюдательности и уровня рефлексии психолога;
г) пола и возраста испытуемого.

33. Идея о том, что каждое проявление человека, его восприятие, эмоции, высказывания, двигательные акты выражают его личностные особенности, проблемы и актуальное состояние, является основой метода
а) опросников;
б) психодиагностической беседы;
в) ролевых игр;
г) проективного метода.

34. Что из перечисленного применяется в современной психодиагностике?
а) хиромантия;
б) физиогномика;
в) графология;
г) френология.

35. Открытые вопросы – это:
а) вопросы, задаваемые широкой аудитории вне рамок психологического обследования;
б) вопросы со свободным ответом испытуемого;
в) вопросы, задаваемые группе испытуемых;
г) вопросы, ответы на которые во многом носят дискуссионный, спорный характер.

36. Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью
а) испытуемый;
б) обследуемый;
в) клиент;
г) респондент.

37. Тесты IQ измеряют:
а) основные характеристики свойств личности;
б) стандартизованные уровни развития умственных способностей;
в) интеллект личности;
г) уровень культурного развития.

38. Коэффициент интеллектуальности (IQ) означает:
а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой,
б) уровень сложности заданий теста на интеллект;
в) средний показатель, характеризующий уровень умственного развития группы;
г) максимальный уровень трудности задач, который может решить ребенок определенного возраста.

39. Креативность не характеризуется …
а) гибкостью мышления;
б) оригинальностью;
в) чувствительностью к проблемам;
г) фантастичностью.

40. Какой направленности фрустрационных реакций на словесные утверждения по С.Розенцвейгу не существует:
а) экстрапунитивной;
б) интропунитивной;
в) экстравертированной;
г) импунитивной.

41. Нормальное распределение характеризуется тем, что:
а) крайние значения в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто;
б) крайние значения встречаются достаточно часто, а близкие к средней величине – достаточно редко;
в) что возрастание значений сопровождается пропорциональным увеличением их частоты;
г) все значения пропорционально распределены по частоте их встречаемости в обследуемой выборке;.

42. Лонгитюдное исследование – …
а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного периода времени;
б) исследование большого количества разных людей на протяжении длительного периода времени;
в) сравнительное исследование групп испытуемых различного возраста;
г) повторение тестирования одних и тех же испытуемых.

43. Человека с высоким уровнем самоответственности называют – …
а) субъектом;
б) интровертом;
в) интропунитивным;
г) интерналом.

44. Термин «локус контроля» принадлежит …
а) Г. Айзенку;
б) Дж. Роттеру;
в) Дж. Келли;
г) А. Бандуре.

45. Фактор «экстраверсия – интроверсия» Г. Айзенк взял из работ:
а) И.П. Павлова;
б) К.Г. Юнга;
в) Э. Кречмера;
г) У. Шелдона.

46. «Большая пятерка» личностных факторов (5-Big) не включает фактор
а) открытость опыту;
б) склонность к согласию;
в) добросовестность;
г) самоответственность.

47. Под «психометрикой» понимается:
а) дисциплина, научно обосновывающая и описывающая методы измерения психических свойств;
б) дисциплина, разрабатывающая психологические требования к профессионально важным качествам психодиагноста;
в) деятельность психологов по проектированию и оценке эргономических условий профессиональной среды специалиста;
г) процесс применения конкретной психодиагностической методики.

48. Объективный характер процедур, возможность перепроверки, соответствие психометрическим требованиям является достоинством:
а) экспертных («клинических») методов;
б) номотетических методов;
в) идеографических методов;
г) стандартизированных, измерительных методов.

49. К экспертным или клиническим методам относят:
а) аппаратурные психофизиологические методики;
б) объективные тесты;
в) проективные методики;
г) семантический дифференциал.

50. Надежность методики – это:
а) частое применение теста авторитетными психологами;

б) наличие опыта использования данной методики конкретным психологом, позволяющим судить о целесообразности ее применения;
в) устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех;

г) качество методики, позволяющее распространять ее применение на различные категории испытуемых.

51. Надежность методики отражает:
а) способность теста измерять действительный уровень психического свойства;
б) свойство выборочной совокупности представлять генеральную совокупность;
в) выработку единых требований к процедуре психодиагностического эксперимента;
г) точность психодиагностических измерений.

52. На надежность влияет:
а) отсутствие тестовых эталонов;
б) ошибки в интерпретации результатов;
в) неправильность исходного теоретического положения, на основе которого построен тест;
г) изменчивость, присущая самому измеряемому свойству.

53. Наименьшим удовлетворительным значением для надежности является показатель корреляции:
а) 0,65;
б) 0,75;
в) 0,85;
г) 0,95.

54. Валидность методики – это:
а) возможность получать с ее помощью стабильные результаты;
б) единообразие инструкций у методик, измеряющих одно и то же психическое свойство;

в) степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству;
г) ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства.

55. Критерий валидности:
а) независимый и внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве;
б) целевой критерий, используемый в критериальных нормах;
в) относительная независимость результатов теста от личности экспериментатора;
г) показатель возможностей методики в тестировании.

56. Осуществить прогнозирование динамики развития какого-либо фактора или признака позволяет:
а) корреляционный анализ;
б) регрессионный анализ;
в) факторный анализ;
г) нормальное распределение.

57. В критериальную валидность включена:

а) конвергентная и дискриминативная валидность;
б) текущая и прогностическая валидность;
в) валидность по возрастной дифференциации;
г) достоверность.

58. Содержательная валидность характеризует:
а) способность теста устанавливать соответствие показателей теста к реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования;
б) степень обоснованности и статистической надежности развития исследуемой особенности в будущем;
в) степень репрезентативности содержаний заданий теста измеряемой области психических свойств;
г) представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого.

59. Конструктная валидность характеризует:
а) способность результатов теста репрезентировать исследуемое психологическое свойство;
б) степень точности и обоснованности суждения о психологическом свойстве спустя определенное время после его измерения;
в) способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака;
г) качество теста, характеризующее его устойчивость по отношению к воздействию различного рода побочных факторов в процессе обследования.

60. Стандартизация процедуры проведения тестов необходима:
а) для избегания фальсификации результатов при тестировании;
б) для облегчения обработки результатов тестирования;
в) для избегания недоверия испытуемых к результатам тестирования;
г) для достижения сопоставимости полученных результатов у разных испытуемых.

61. Коэффициент валидности считается высоким, начиная со значения:
а) 0,40;
б) 0,50;
в) 0,60;
г) 0,70.

62. Достоверность теста – это:
а) надежность методики;
б) способность теста защищать информацию от мотивационных искажений;
в) способность дифференцировать испытуемых по уровням развития оцениваемого свойства;
г) отсутствие ошибки репрезентативности в процессе адаптации теста.

63. Нормой теста называется:
а) средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства характерный для испытуемых определенной группы;
б) возможность решения его заданий не менее чем 50 процентами испытуемых;
в) способность методики оценивать психическое свойство с определенной степенью достоверности;
г) инструкция, содержащаяся в документации по правилам использования данного теста.

64. Тестовые нормы рекомендуют менять:
а) через год;
б) через каждые пять лет;
в) через пятнадцать лет;
г) по мере накопления результатов тестирования.

65. Предсказание волхва о том, что Олег примет смерть «от коня своего» является:
а) обоснованным прогнозом;
б) интуицией, основанной на опыте;
в) самосбывающимся пророчеством;
г) предвидением возможного развития событий.

66. Главное отличие профессиональных психодиагностических методики от любительских тестов:
а) стимульный материал;
б) процедура обработки;
в) интерпретация результатов;
г) психометрические показатели.

67. Клиническим опросником является (в отличие от опросников для здоровых испытуемых)…

а) Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI);
б) 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла (16 PF);
в) Личностный типологический опросник Г.Айзенка (EPI);
г) Уровень субъективного контроля (УСК).

68. К методам психологического тестирования не относится:
а) стандартизированное наблюдение;
б) формирующий эксперимент;
в) субъективное шкалирование;
г) анкетирование.

69. Тестовая тревожность – это …
а) реакция испытуемого на ситуацию тестирования;
б) реакция специалиста – непсихолога, проводящего тестирование;
в) измерение уровня тревожности испытуемого;
г) реакция испытуемого перед сообщением результатов тестирования.

70. Отметьте в бланке те критерии, которые относятся к перечисленным методикам.
Критерии:
1. Объективный тест.
2. Опросник
3. Проективная методика.
4. Аппаратурная методика.
5. Бланковая методика
6. Предметная методика.
7. Тест скорости.
8. Тест результативности.
9. Вербальный тест.
10.Невербальный тест.
11.Групповое выполнение.
12.Только индивидуальное выполнение.
13.Диагностика познавательных процессов.
14.Диагностика интеллекта.
15.Диагностика креативности.
16.Диагностика личности и личностных особенностей.
17.Социально-психологическая диагностика.

Методики Критерии
Опросник Г. Айзенка (EPI)                                  
Несуществующее животное                                  
Гомеостат Ф. Горбова                                  
Социометрия                                  
Незаконченные предложения                                  
Опросник Р. Кеттелла 16PF                                  
Рисунок семьи                                  
Социальный интеллект                                  
Хронометраж времени                                  
Тест С. Розенцвейга                                  
Опросник УСК                                  
Дом – Дерево – Человек                                  
Тест П.Торренса                                  
Нарисуй человека                                  
Перепутанные линии                                  
Тест Д.Векслера                                  
Шкала тревоги Дж.Тейлор                                  
Тест интеллекта Г. Айзенка                                  
ТАТ                                  
Тест Люшера                                  
Круги Вартегга                                  
Толкование пословиц                                  
Тест Роршаха                                  
Четвертый лишний                                  

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

По дисциплине «Психологическая диагностика в психологическом консультировании»

1. Психодиагностика как наука и как практика. Основы психодиагностики. Преимущества психодиагностики.

2. Психодиагностический метод: основные подходы.

3. Классификация методов психодиагностики.

4. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

5. Типы диагностических методик.

6. Требования к психодиагностическим методикам.

7. Цели психологического тестирования.

8. Классификации тестов, опросников, проективных методик.

9. Понятие «проекции» в психодиагностике. Вероятные ошибки в проективной диагностике.

10. Психодиагностические ситуации и задачи.

11. Модели психологической диагностики в консультировании.

12. Уровни психологической диагностики в консультировании.

13. Психодиагностические интервью.

14. Психодиагностический анализ продуктов деятельности.

15. Психодиагностическое исследование и обследование.

16. Психологический портрет.

17. Психологический диагноз. Уровни и виды диагноза.

18. Сообщение результатов психодиагностики и написание заключения.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине «Психологическая диагностика в психологическом консультировании»

27. Психодиагностика как наука и как практика. Основы психодиагностики. Преимущества психодиагностики.

28. Психодиагностический метод: основные подходы.

29. Классификация методов психодиагностики.

30. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

31. Типы диагностических методик.

32. Требования к психодиагностическим методикам.

33. Цели психологического тестирования.

34. Классификации тестов, опросников, проективных методик.

35. Понятие «проекции» в психодиагностике. Вероятные ошибки в проективной диагностике.

36. Психодиагностические ситуации и задачи.

37. Модели психологической диагностики в консультировании.

38. Уровни психологической диагностики в консультировании.

39. Психодиагностические интервью.

40. Психодиагностический анализ продуктов деятельности.

41. Психодиагностическое исследование и обследование.

42. Психологический портрет.

43. Психологический диагноз. Уровни и виды диагноза.

44. Сообщение результатов психодиагностики и написание заключения.

45. Диагностика психического развития.

46. Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей.

47. Диагностика межличностных отношений детей и подростков.

48. Диагностика готовности к школе.

49. Диагностика школьной дезадаптации.

50. Психодиагностика интеллекта.

51. Психодиагностика одаренности и креативности.

52. Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии.

53. Диагностика темперамента и свойств нервной системы.

54. Психодиагностическая оценка личности.

55. Проективные методы исследования личности.

56. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений.

57. Диагностика поведения.

58. Психодиагностика самосознания, самоотношения и самооценки личности.

59. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности.

60. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

61. Диагностика эмоциональной сферы личности.

62. Психодиагностика профессиональной деятельности.

63. Психологическая оценка работников в организации и кадровый психологический отбор.

64. Диагностика организации.

65. Диагностика социально-психологической и профессиональной адаптации.

66. Социально-психологическая диагностика личности и группы.

67. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения.

68. Диагностика семейных отношений.

69. Диагностика супружеских отношений.

70. Диагностика родительско-детских отношений.

Наши рекомендации