Понятие этикета, его особенности и основные функции
Этикет (от франц. еtiquette – ярлык, надпись, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо.
Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры поведения.
Деловой этикет – важнейшая сторона профессиональной деятельности (поведения) делового человека.
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например – разделение по чинам, сословиям, знатности рода, знаниям, имущественному положению.
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, вежливости, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Этикет – внешняя форма нравственного поведения, моральная норма – его содержание. Правила этикета регламентируют поведение и отношения людей в устойчивых стереотипных ситуациях.
Различают светский, дипломатический и деловой этикет.
Этикет – это совокупность правил, регулирующих внешние формы поведения людей в стереотипных, повторяющихся ситуациях.
Деловой этикет, базируясь на правилах светского и международного недипломатического этикета, включает собственные правила, обеспечивающие эффективность деловых отношений и отражающие корпоративные стандарты компании. Деловой этикет закрепляет иерархию служебных отношений, статусные различия субъектов делового общения – и это его основная особенность. Поэтому в деловом этикете, в отличие от светского, гендерная и возрастная принадлежность людей не должна быть акцентирована.
Функции делового этикета:
1. Соблюдение делового этикета – условие карьерного роста[38].
Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90% определить отношение к деловому человеку.
Следование правилам делового этикета - это хорошее вложение, с одной стороны, в свой облик, а с другой – в свое продвижение, в свой профессионализм, в свою компанию.
2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
Деловой этикет позволяет продемонстрировать значимость делового партнера, обеспечить ему удобство безопасность и комфорт, сделать ему скрытый комплимент: «Вы мне нравитесь, и я хочу понравиться Вам, потому что уважаю Ваше мнение».
Внедрение правил этикета в практику делового общения создает линию четкого функционирования организации, рождает взаимное уважение и хоро-шие межчеловеческие отношения и ограничивает возможности возникновения конфликтных столкновений во время выполнения ежедневных обязанностей.
3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
Каждый сотрудник – представитель компании, в которой работает, он – ее живая витрина. Вежливость, учтивость, тактичность, деликатность, пози-тивность в общении друг с другом – это элементы корпоративной культуры, которые свидетельствуют о качестве отношений сотрудников компании не только во внутренней среде организации, но и во внешней. Соблюдение сотруд-никами правил этикета обязательно будет замечено их партнерами и клиентами.
4. Превращение этикетных форм в постоянный элемент деловой коммуникации – знак высокого профессионализма сотрудников.Постоянство хороших манер делает поведение предсказуемым, вызывает доверие партнеров и клиентов, способствует формированию и поддержанию позитивного имиджа организации. Но для этого соблюдение правил делового этикета должно стать устойчивой привычкой, т.е. не зависимой от субъективных (личностных, статусных, поведенческих и др.) и объективных (ситуационных, экономических и др.) факторов чертой поведения.