Понятие этикета, его особенности и основные функции

Этикет (от франц. еtiquette – ярлык, надпись, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо.

Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры поведения.

Деловой этикет – важнейшая сторона профессиональной деятельности (поведения) делового человека.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например – разделение по чинам, сословиям, знатности рода, знаниям, имущественному положению.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, вежливости, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Этикет – внешняя форма нравственного поведения, моральная норма – его содержание. Правила этикета регламентируют поведение и отношения людей в устойчивых стереотипных ситуациях.

Различают светский, дипломатический и деловой этикет.

Этикет – это совокупность правил, регулирующих внешние формы поведения людей в стереотипных, повторяющихся ситуациях.

Деловой этикет, базируясь на правилах светского и международного недипломатического этикета, включает собственные правила, обеспечивающие эффективность деловых отношений и отражающие корпоративные стандарты компании. Деловой этикет закрепляет иерархию служебных отношений, статусные различия субъектов делового общения – и это его основная особенность. Поэтому в деловом этикете, в отличие от светского, гендерная и возрастная принадлежность людей не должна быть акцентирована.

Функции делового этикета:

1. Соблюдение делового этикета – условие карьерного роста[38].

Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90% определить отношение к деловому человеку.

Следование правилам делового этикета - это хорошее вложение, с одной стороны, в свой облик, а с другой – в свое продвижение, в свой профессионализм, в свою компанию.

2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.

Деловой этикет позволяет продемонстрировать значимость делового партнера, обеспечить ему удобство безопасность и комфорт, сделать ему скрытый комплимент: «Вы мне нравитесь, и я хочу понравиться Вам, потому что уважаю Ваше мнение».

Внедрение правил этикета в практику делового общения создает линию четкого функционирования организации, рождает взаимное уважение и хоро-шие межчеловеческие отношения и ограничивает возможности возникновения конфликтных столкновений во время выполнения ежедневных обязанностей.

3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.

Каждый сотрудник – представитель компании, в которой работает, он – ее живая витрина. Вежливость, учтивость, тактичность, деликатность, пози-тивность в общении друг с другом – это элементы корпоративной культуры, которые свидетельствуют о качестве отношений сотрудников компании не только во внутренней среде организации, но и во внешней. Соблюдение сотруд-никами правил этикета обязательно будет замечено их партнерами и клиентами.

4. Превращение этикетных форм в постоянный элемент деловой коммуникации – знак высокого профессионализма сотрудников.Постоянство хороших манер делает поведение предсказуемым, вызывает доверие партнеров и клиентов, способствует формированию и поддержанию позитивного имиджа организации. Но для этого соблюдение правил делового этикета должно стать устойчивой привычкой, т.е. не зависимой от субъективных (личностных, статусных, поведенческих и др.) и объективных (ситуационных, экономических и др.) факторов чертой поведения.

Наши рекомендации