Развитие речи в онтогенезе
Развитие речи в онтогенезе.
Речь в системе познавательной деятельности. Психологическая характеристика речевой деятельности. Функции речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их значение. Внутренняя и внешняя речь. Устная и письменная речь. Речь как средство познания, общения и как инструмент мышления. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью. Культура речи и ее развитие.
Развитие речи в онтогенезе.
В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и в конечном счете зависит от последней. Естественный онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз.
Первая фаза - морфологическое созревание центральных нервных элементов: происходит миелинизация проводящих путей, которая заканчивается в основном к 2 - 3 годам.
Вторая фаза - это функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней. В этой фазе развитие речевой моторики идет не всегда прогрессивно - в некоторые периоды могут происходить временные отставания и даже регресс.
Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления.
Формирование связной речи у ребенка невозможно без усвоения звуковой стороны русского языка, куда входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произношения звуков речи.
Первые голосовые проявления возникают у ребенка очень рано и связаны с криком, гулением, лепетом. В состав крика, гуления и лепета входят звуки, как имеющиеся в языке, так и отсутствующие в нем. Значение этого периода (шум, гуление, лепет) состоит в том, что в процессе произношения звуков совершенствуется слуховое восприятие и артикуляционный аппарат. Это приводит к возможности подражания звукам языка, которые ребенок слышит в речи окружающих. Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Это понимание слов взрослых, обращенных к ребенку, и первые самостоятельно произносимые слова. Раннее понимание ребенком слов и даже инструкций, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на узнавании общей ритмично-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единственный, нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодичной структурой.
Поэтому с изменением звукового состава, но при сохранной ритмико-мелодичной структуре понимание все равно сохраняется. Движение ребенка в ответ на речевые сигналы образуется по типу временной связи, в которой слово взрослого выступает как условный раздражитель, а подкреплением служит безусловный, ориентировочный рефлекс. Во всех этих случаях основное значение имеет интонация произносимых звуков, слов или фраз, а не предметное значение. Например, заменив слово «возьми» словом «гудит», можно получить соответствующие двигательные реакции. У 7 - 8 месячных детей слово не отличается от любого другого первоначального звукового раздражения, а у 10 – 11 месячных детей реакция на слово приобретает существенный характер.
Период, во время которого понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств (фонем), Н.X. Швачкин назвал периодом дофонемного развития.
Следующий период, когда в понимании речи все большее значение приобретает восприятие собственно языковых средств (фонем), он назвал периодом фонемной речи.
Этот период характеризуется быстрым увеличением пассивного словаря, то есть ростом понимания речи взрослого, и появлением первых детских слов. Н.X. Швачкин подробно исследовал развитие фонематического восприятия речи в этом периоде. Он изучал понимание детьми слов, различающихся только одной фонемой. С этой целью им был выработан специальный набор слов, включающий все фонемы русского языка. Н.Х. Швачкин обучал детей пониманию этих слов (каждое слово обозначало какой-либо предмет), и затем он выяснял, насколько понимание опирается на восприятие фонематического состава слов, отличающихся друг от друга какой-либо одной фонемой.
Н.X. Швачкин разработал последовательность развития фонематического восприятия звуков речи у детей. Первый шаг в фонематическом развитии детской речи - это различение гласных звуков. Второй шаг - различение согласных звуков. Согласные звуки различаются в следующей последовательности:
1. сонорные и артикулярные шумные;
2. твердые и мягкие согласные;
3. сонорные между собой;
4. сонорные и неартикулярные шумные;
5. губные и язычные;
6. взрывные и придувные;
7. передне- и заднеязычные;
8. глухие и звонкие согласные;
9. шипящие и свистящие;
10. плавные и Jot.
Фонемы, нечетко произносимые ребенком, различаются значительно позже фонем, четко произносимых. Время появления фонематического различения звуков зависит от места звуков в слове. В начале слова звуки различаются детьми раньше, чем в конце слова. К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие активного словаря ребенка и овладение произношением.