Требования безопасности при проведении стрельб
'Запрещается заходить (выезжать) на участки, где имеются неразорвавшиеся снаряды, бомбы, взрыватели и другие взрывоопасные вещества.
Безопасность при стрельбе обеспечивается четкой организацией стрельб, точным соблюдением Курса стрельб, установленных правил и мер безопасности, высокой дисциплинированности всех военнослужащих.
Личный состав, не усвоивший меры безопасности, к стрельбе и обслуживанию стрельбы не допускается.
Каждый военнослужащий должен точно выполнять меры безопасности при стрельбе.
Командиры частей и подразделений несут прямую ответственность за точное соблюдение подчиненным им личным составом мер безопасности.
Запрещается трогать неразорвавшиеся снаряды, бомбы, взрыватели и другие взрывоопасные вещества. О каждом неразорвавшемся снаряде (гранате), имитационном заряде докладывать старшему руководителю стрельбы.
По сигналам прекращения огня и по командам «СТОЙ», «ПРЕКРАТИТЬ ОГОНЬ» стреляющие прекращают огонь, останавливаются, оружие разряжается и ставится на предохранитель.
При метании боевых ручных гранат вставлять запал разрешается только перед метанием по команде руководителя. Переносить боевые ручные гранаты вне гранатных сумок запрещается.
Ведение огня каждым стреляющим должно немедленно прекращаться самостоятельно или по команде руководителя в случаях:
—появления людей или животных на мишенном поле, низко летящих самолетов и вертолетов над районом стрельбы;
— падения гранат за пределы безопасной зоны пли вблизи блиндажа, занятого людьми и потери связи с блиндажом;
—поднятия белого флага (включения фонаря белого цвета) на командном пункте или на блиндаже;
—доклада или подачи с поста оцепления установленного сигнала об опасности продолжения стрельбы;
— возникновения пожара на мишенном поле,
От сигнала «ОТБОЙ» до сигнала «ОГОНЬ» запрещается кому бы то ни было находится на огневой позиции (месте для стрельбы) и подходить к оставленному на ней оружию.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— заряжать оружие боевыми н холостыми патронами, а также боевыми и инертными гранатами до сигнала «ОГОНЬ»;
— направлять оружие на людей, в сторону и в тыл стрельбища независимо от того, заряжено оно или нет;
— открывать и вести огонь из неисправною оружия неисправными
боеприпасами, в опасных направлениях стрельбы, при поднятом белом флаге на командном пункте и укрытиях;
—оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам, оставлять на огневой позиции индивидуальное оружие без команды руководителя;
— находиться людям и располагать боеприпасы, взрывчатые вещества и горючее сзади РПГ в секторе 90 градусов и ближе 30 мет
ров;
—упирать казенный срез ствола гранатомета в какие-либо предметы или в грунт;
—использовать гранаты, имеющие наружные повреждения;
— снимать предохранительный колпачок с головной части взрыва-
геля боевой гранаты при стрельбе в дождь и сильный снег, в непосредственной близости впереди места для стрельбы не должны находиться кустарник или высокая трава;
—при стрельбе из окопа казенный срез ствола РПГ не должен находиться ближе 2 м от задней стенки окопа;
— производить стрельбу из автомата с прибором для бесшумной и
беспламенной стрельбы (ПБС) обыкновенными патронами;
— разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности;
— трогать неразорвавшиеся гранаты, снаряды и другие взрывоопасные предметы,
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ по проверке боя и приведения стрелкового оружия к нормальному бою
№ | Характеристика | Пистолеты | Автоматы | Винтовки | Пулеметы | |||||
п/п | ПМ | АПС | АКМ | АКС | АН-94 | СВД | ВСС | РПК-74 | ПКМ | |
Дальность стрельбы (м) | ||||||||||
Установка прицела | — | |||||||||
Размер щита для крепления проверочной мишени (м) | 1x0.5 | 1x0.5 | 1x0,5 | 1x0,5 | 1x0,5 | 1x0,5 | 1x1 | 1x0,5 | 1x1 | |
Положение контрольной точки (КТ) | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 16/14 | ||||||
над точкой прицеливания (ТП). см | ||||||||||
Нормы при стрельбе одиночными вы- | ||||||||||
стрелами: | ||||||||||
- кол-во выстрелов; | ||||||||||
- отклонение СТП от КТ, см | 5/4 | |||||||||
- габарит рассеивания, см (кр\т) | ||||||||||
Смешение СТП при стрельбе на 100 ж | ||||||||||
(50, 25): | ||||||||||
- при вывинчивании (ввинчивании) | 9,5 | 16/5 | ||||||||
мушки на 1 оборот (по верт., см); | ||||||||||
- при смещении полозка мушки на | 32/5 | |||||||||
1мм (по гориз.) | ||||||||||
Нормы при стрельбе автоматическим | ||||||||||
огнем: | ||||||||||
- количество выстрелов (очередей); | — | — | — | — | — | — | — | 8(2-3) | 10(3-4) | |
- отклонение СТП от КТ, см; | — | — | — | — | — | — | — | |||
- габарит, см (круг) | — | — | — | — | — | — | — |
МЕТОДИКА
обучения приемам стрельбы из стрелкового оружия и гранатомётов
Обучение приёмам стрельбы обычно проводится в следующей последовательности: производится образцовый показ приема (действия с оружием) в целом, а затем по частям (по разделениям) с кратким объяснениям.
Приемы стрельбы целесообразно изучать в такой последовательности:
- снаряжение магазина (ленты) патронами и извлечение патронов из него (присоединение и отделение порохового заряда от гранат);
заряжание и разряжание оружия;
- изготовка к стрельбе, производство п прекращение стрельбы из положения лежа ( с руки и с упора), с колена, из-за различных укрытий, из окопов стоя, с короткой остановки стоя, на ходу, в противогазе и других особых условиях.
После обучения личною состава снаряжению магазинов (присоединению порохового заряда к гранате), заряжанию и разряжанию оружия, изготовке к стрельбе из различных положений следует перейти к отработке соответствующих нормативов.
Затем необходимо перейти к обучению производства стрельбы, которое включает выполнение следующих приемов: установку прицела (целика) на нужное деление и переводчика на требуемый вид огня; прикладку оружия; прицеливание; нажатие на спусковой крючок и удержание оружия во время стрельбы.
При изучении установке прицела (целика) руководителю занятия вначале надо обращать внимание на точность установки прицела (целика), а в последующем и на быстроту установки прицела, она не должна занимать более 2 с, а установка целика 5 с. Особое внимание обращать на обучение установке прицела ночью. Так как стрельба при выполнении боевой задачи разведгруппой обычно ведётся на небольших дальностях (в пределах дальности прямого выстрела стрелкового оружия), то обучаемых следует учить умению ставить в основном прицел 3 (4) или «П». Прицел 3(4) устанавливается по щелчкам, а на «П» - оттягиванием хомутика назад до отказа.
При обучении прикладке оружия надо обращать внимание обучаемых на принятие устойчивого положения. Начинать обучение прикладке нужно из наиболее устойчивого положения лежа, затем с колена, сидя и стоя.
Точное прицеливание (наводка) имеет очень важное значение для производства выстрела. Для выработки прочных навыков обучение прицеливанию (наводке) необходимо проводить на всех занятиях (тренировках). Последовательность обучения прицеливанию может
быть следующей: определение ведущего глаза, обучение взятию ровной мушки; обучение наводке оружия в цель со станка, обучение правильности п однообразному прицеливанию правым глазом. Однако вопрос о выборе глаза для прицеливания должен быть решен путем определения ведущего глаза. Для определения ведущего глаза необходимо в листе бумаги 15 х 20 см сделать круглое отверстие диаметром 2.5- 3 см и, держа бумагу вертикально в вытянутой руке, а голову неподвижно, смотреть обоими глазами через отверстие на мишень, укрепленную на светлом фоне. Зачем, закрывая поочередно правый и левый глаз, следить за мишенью. Если при закрывании левого глаза мишень была видна, а при закрывании правого она скрылась за бумагой, то у разведчика ведущим глазом является правый, и на оборот.
После определения ведущего глаза необходимо дать возможность разведчикам потренироваться во время прицеливания в зажмуривании одного не ведущего глаза. Когда тот или иной разведчик не может по каким-либо причинам прицеливаться с зажмуренным не ведущим глазом, ему можно разрешить прицеливаться с обоими открытыми глазами. Затем командир приступает к практическому обучению разведчиков прицеливанию: взятию ровной мушки и совмещению её с точкой прицеливания с использованием приборов КЯ-83.
После обучения с приборами командир приступает к обучению разведчиков прицеливанию в сочетании изготовки к стрельбе и прикладки. Изготовившись к стрельбе из положения лежа с руки, командир показывает и объясняет подчиненным, что после прикладки они должны посмотреть по линии прицеливания, куда направлено оружие. Если оно направлено в сторону от цели, то наводить его в цель необходимо изменением положения всего корпуса, не изменяя положения локтей. Сначала необходимо научить разведчиков наводить оружие в цель с ровно взятой мушкой, по боковому направлению путем перемещения корпуса вправо или влево, не обращая пока внимания на точность наводки по высоте. Для самоконтроля командир приказывает солдатам закрыть оба глаза на 2-3 с, расслабить мышцы, а затем от крыть глаза и проверить наводку. Если наводка изменилась, то изменить положение корпуса, уточнить паводку и вновь произвести контроль. После того, как солдаты уяснят этот вопрос, командир обучает их паводке по высоте. Если оружие направлено выше или ниже цели, необходимо перемещать корпус соответственно вперед или назад. По окончании наводки командир приказывает обучаемым закрыть глаза, сделать нормальный вдох., на выдохе затаить дыхание, открыть глаза и проверить наводку. При правильном положении корпуса, рук и оружия наводка не должна сильно нарушаться.
Как только командир убедится, что обучаемые прицеливаются правильно, он приступает к обучению солдат спуску курка.
Во время прицеливания и спуска курка необходимо, чтобы оружие оставалось неподвижным. В начале следует рассказать обучаемым, что во время прицеливания необходимо на выдохе затаивать дыхание. Обучаемые должны знать, что вдох продолжается примерно 0,5-1 с, а затем начинается выдох, а новый вдох начинается только после паузы 2—3 с. Эту естественную паузу можно после тренировок увеличить до 10с.
Главное при спуске курка — умение плавно нажимать на спусковой крючок. Нажим должен быть настолько плавным, чтобы положение, приданное оружию при прицеливании, не нарушилось. Ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «плавный» и «медленный» спуск курка. Чрезмерно медленный спуск курка неизбежно приводит к «затягиванию» выстрела, к излишнему утомлению стреляющего, а следовательно, и к не меткому выстрелу. Поэтому с самою начала обучения надо приучать к плавному, но смелому спуску курка.
Для того, чтобы положение оружия не изменялось во время спуска курка, необходимо взять ровную мушку, затаить дыхание и подвести её к точке прицеливания, одновременно с этим плавно и равномерно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока курок незаметно (как бы сам собой) не сорвётся с боевого взвода, т.е. пока не произойдет выстрел. Точному выполнению этого правила необходимо научить каждого разведчика. Плавность нажатия на спусковой крючок командир может показать следующим образом. Приказав очередному обучаемому правильно наложить указательный палец на спусковой крючок, командир накладывает свой палец на палец обучаемого и плавно нажимает до тех пор, пока курок не сорвётся с боевою взвода. Такой показ командир повторяет 2 - 3 раза, чтобы разведчик почувствовал и запомнил усилия и плавность нажима.
Плавность спуска курка вначале отрабатывается без прицеливания. В начале тренировки командир рекомендует обучаемым наблюдать за плавностью движения указательною пальца с помощью надетого па указательный палец бумажною колпачка.
В дальнейшем обучение спуску курку продолжается в сочетании с прицеливанием и затаиванием дыхания. Следует иметь ввиду, что прицеливание, затаивание дыхания и спуск курка проверять одновременно невозможно. Поэтому целесообразно проверять какой-нибудь один приём. Обучаемый при этом не должен знать, какой приём в данный момент проверяется. Добившись правильности спуска курка, следует переходить к обучению ведению одиночного огня, огня очередями и удержанию оружия при стрельбе. Наилучшим способом выработки навыков в удержании оружия является стрельба холостыми патронами. Обучение приемам стрельбы заканчивается отработкой вопросов, связанных с временным и полным прекращением стрельбы.
Поэтому командир после личного показа действии по прекращению огня тренирует обучаемых в правильном выполнении команд, подавляемых для временного и полного прекращения стрельбы.
МЕТОДИКА
изучения правил стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов.
Занятие по изучению правил стрельбы, из стрелкового оружия и гранатомётов организуется и проводится на классных занятиях, в ходе огневых тренировок, и стрельб.
На классных занятиях изучаются основные положения правил стрельбы: выбор и назначение исходных установок при стрельбе по появляющимся и движущимся целям; определение и учёт поправок на боковой ветер, движение цели, движение стреляющего и другие условия; правила наблюдения за результатами стрельбы и её корректирования; правила стрельбы по воздушным целям.
В последующем в ходе огневых тренировок и стрельб с разведчиками одной (каждой) специальности на учебных местах изучаются особенности правил стрельбы из штатного оружия и совершенствуются умения и навыки по применению правил стрельбы в реальных условиях с учетом поправок на ветер, движение цели, температуру воздуха и т. д.
Методика обучения правилам стрельбы из стрелкового оружия и гранатомётов предполагает следующий порядок изучения:
—изучение правил стрельбы по неподвижным и появляющимся целям;
— изучение правил стрельбы по движущимся целям:
—изучение правил стрельбы по воздушным целям;
—изучение правил стрельбы ночью и в условиях ограниченной видимости;
— изучение правил стрельбы в горах;
изучение правил стрельбы из вертолётов.
При изучении этих вопросов прежде всего нужно объяснить правила назначения исходных установок для стрельбы в нормальных (табличных) условиях. Затем руководителю необходимо разъяснить каким образом и в каком случае на установку прицела и выбор точки прицеливания влияет температура воздуха, боковой ветер, скорость и направление движения цели, угол места цели и высота над уровнем моря.
Кроме этого необходимо добиться, чтобы обучаемые твёрдо знали, что поправки можно учитывать по полевым (мнемоническим) правилам, удобным для запоминания и делающим достаточную точность подготовки исходных установок для стрельбы. Поправки определяют-
ся и учитываются в фигурах цели, однако для целесообразно поправки учитывать в делениях шкалы боковых поправок.
Организация и методика проведения огневых тренировок
Огневая тренировка - это комплекс занятий, их систематичность и непрерывность, индивидуальный подход в обучении и заинтересованность в результате, переход от простого к сложному через многократное повторение и доведение до автоматизма. Все это вырабатывает у обучаемых твердые навыки в овладении оружием и умение быстро и эффективно применять его в бою.
Огневые тренировки должны проводится регулярно – один -два раза в неделю, продолжительностью два, три и более часов. Не менее 30% тренировок необходимо проводить ночью.
Огневые тренировки организуются и проводятся, как правило, в составе роты по группам, а в группах по отделениям. Отдельные категории военнослужащих, имеющие на вооружении однотипное оружие выделяются в ротные группы.
Схема организации огневой тренировки может выглядеть так:
Учебное место № 1 разведчики 1-й группы | Учебное место № 2 разведчики 2-й группы | ||||
1-е отделение 1 уч. точка | 2-е отделение 2 уч. точка | 3-е отделение 3 уч. точка | 1-е отделение 1 уч. точка | 2-е отделение 2 уч. точка | 3-е отделение 3 уч. точка |
Учебное место № 3 разведчики 3-й группы | Учебное место № 4 разведчики 4-й группы | ||||
1-е отделение 1 уч. точка | 2-е отделение 2 уч. точка | 3-е отделение 3 уч. точка | 1-е отделение 1 уч. точка | 2-е отделение 2 уч. точка | 3-е отделение 3 уч. точка |
Учебное место № 5 разведчики 5-й группы | Учебное место № 6 разведчики 6-й группы |
Огневые тренировки проводятся на нескольких учебных местах. При этом обязательными (постоянными) учебными местами на каждой тренировке должны быть места для выполнения подготовительных упражнений по обучению стрельбе и подготовительных упражне-
ний по обучению управлению огнём. Остальные учебные места не являются постоянными и могут меняться от занятия к занятию в зависимости от содержания и учебных нелеп огневых тренировок и оборудования войскового стрельбища.
Руководителем огневой тренировки обычно является командир роты. Контрольное занятие проводит, как правило, командир батальона .
Огневая тренировка обычно готовится и проводится в следующем порядке. Командир роты, уяснив содержание проводимой темы, изучает наставления (руководства) но стрелковому делу, курс стрельб, учебные пособия, составляет план организации и проведения огневой тренировки и не позднее чем за 2-3 дня представляет его на утверждение командиру батальона. После утверждения плана командир роты инструктирует командиров групп, заместителей командиров групп.
На инструктаже он знакомит их со схемой организации и проведения огневой тренировки, указывает, кто где будет руководителем занятия, какие будут отрабатываться вопросы, порядок замены на учебных местах, какое иметь материальное обеспечение, на что обратить особое внимание, время представления на утверждение планов и инструктивных записок на проведение занятия. При необходимости проводит практическое занятие по тем или иным вопросам.
Сообщает начальнику войскового стрельбища какие будут выполняться упражнения стрельб.
Командиры групп, изучив содержание расписания занятий, указания командира роил, наставления (руководства) по стрелковому делу, курс стрельб, учебные пособия, составляют план проведения огневой тренировки в группе и не позже чем за одни - двое суток представляют его на утверждение командиру роты.
После утверждения плана проведения тренировки командир группы проводит практический инструктаж командиров отделений. На инструктаже командир группы указывает, при необходимости показывает, какие буду отрабатываться нормативы, проверяет умение сержантов выполнять эти нормативы, изучает условия и порядок выполнения подготовительных упражнений, проверяет (учит) командиров отделений решать огневые задачи; указывает организацию и ход проведения огневой тренировки.
Накануне тренировки командир группы организует и проводит с личным составом группы занятие, на котором изучаются требования безопасности, условия выполнения упражнений.
Командиры отделений (руководители групп), уяснив вопросы, рассматриваемые на инструктаже, составляют инструктивные записки, где указывают: учебные вопросы, материальное обеспечение, порядок отработки нормативов, подготовительных упражнений и их содержание, а также другие необходимые им данные.
Командир роты но прибытии личною состава к месту занятий производит осмотр оружия, объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы, уточняет места тренировок и подаёт команду «Рота, по учебным местам, шагом (бегом) марш».
Командиры групп, отделений, прибыв к месту тренировок, сразу должны приступить к изучению (отработке) первого вопроса. В конце занятия командиры отделений должны подвести итоги: выставить оценки каждому обучаемому по всем отрабатываемым вопросам и дать эти сведения командирам групп.
Командиры групп при проведении разбора занятия объявляют оценки, отмечают отличившихся, кому и на что обратить внимание, дают задание на самоподготовку. По окончании тренировки делают запись в своих журналах о её проведении, выставляя оценки личному составу по всем отработанным вопросам на занятии.
Командир роты при проведении разбора должен указать, как достигнута цель занятия, проверяет наличие личного состава; оружия, материального обеспечения и приказывает сдать старшине роты все имеющиеся боеприпасы. По прибытии в расположение части заполняет ротный журнал учета боевой подготовки.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
РАДИОПОДГОТОВКА
Требования, предъявляемые к СРС.
1. Своевременность СРС заключается в её способности обеспечить приём (доставку) информации или ведение переговоров в заданные сроки.
2. ДостоверностьСРС заключается в её способности обеспечить
приём переданных сообщений (без искажений) и противостоять
вводу ложных сообщений.
3. Безопасность СРС - это её способность обеспечить сохранение в
тайне от противника содержания передаваемых сообщений и факта их передачи.
Способы организации СРС.
1. Радионаправление способ организации радиосвязи между двумя корреспондентами, при котором каждому из них выделяется радиостанция, работающая на радиоданных для этого направления.
Рис. 8.1 Схема организации радионаправления (вариант)
Рис. 8.2 Схема организации радиосети (вариант). |
2. Радиосеть - способ организации СРС, позволяющий р/ст старшего начальника осуществлять связь одновременно с несколькими подчиненными (циркулярно) или с каждым по очереди на радиоданных, установленных для этой радиосети.
Диапазоны частот, используемые в СРС.
Диапазоны частот | Название частот | Волны |
0,3 ÷ 3 МГц | средние (СЧ) | средние (СВ) |
3÷30 МГц | высокие (ВЧ) | короткие (КВ) |
30 ÷ 300 МГц | очень высокие (ОВЧ) | ультра короткие (УКВ) |
3÷30 ГГц | сверхвысокие (СВЧ) | сантиметровые волны |
Формуле пересчета частоты в длину волны:
λ= 300: f
Формула пересчета длины волны в частоту:
f =300 : λ
где
λ - длина волны в метрах:
f - частота в мегагерцах (МГц).
Способы распространения радиоволн.
1. Прямыми волнами называются волны, распространяющиеся в
свободном пространстве по прямолинейной траектории. ПВ чаще
всего преобладают на частотах выше 100 МГц и используются для
связи в горах при условии прямой видимости, с летательным аппаратом, с космическими объектами.
2. Земными волнами (поверхностными) называются волны, распространяющиеся вблизи земной поверхности, поглощаемые ею и частично огибающие её. В диапазонах КВ и УКВ дальность связи
земной волны составляет несколько единиц десятков километров и зависит от рельефа местности, мощности передатчика (КВ и
УКВ) и высоты подъема антенны (УКВ),
3. Ионосферными волнами называются волны, распространяющиеся путем отражения от ионосферы. Они характерны для КВ. Дальность связи до 2000 км и более.
Особенности распространения КВ.
Прием ионосферных волн характеризуется наличием зоны молчания (тени), которая возникает потому, что па некотором расстоянии от передатчика(30 - 50 км), земная волна становиться малоощутимой, а отраженная от ионосферы волна начинает возвращаться па сравнительно большом удалении от передатчика (150 - 200 км).