Функциональной локализации нарушения;
Блок 17 вопрос
Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Виды дизонтогенеза.
1. отставание развития
Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое недоразвитие, олигофрения, даунизм, умственная отсталость, в результате раннего (внутриутробного, постнатального) до сформированности мозговых структур, речевых зон, нарушений, имеющих стойкий необратимый характер.
Задержанное развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних периодах возрастного развития.
2. поломка, выпадение отдельных функций
Поврежденное развитие – более позднее воздействие на мозговые структуры, которые уже в целом сформированы. Сюда относится деменция.
Дефицитарное развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем - зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
3. асинхронность, диспропорциональность развития
Искаженное развитие - разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм, шизофрения - наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития.
Дисгармоническое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и акцентуации.
Типы психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским.
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых об основных направлениях несводимых друг к другу нарушениях психического развития человека:
• ретардация(задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его компонентов;
• дисфункция созреваниясвязана с морфофункци-ональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
• поврежденное развитие– изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структуры головного мозга;
• асинхрония(искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций, запаздывании или выраженном отставании других.
Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза
В.В. Лебединский, основываясь на взглядах Л.С. Выготского, выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза. По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от:
Функциональной локализации нарушения;
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Т.к. мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.
Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых. Нарушение подкорковых регуляторных систем приводят к снижению бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам. При нарушениях корковых регуляторных систем отмечается недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обуславливающая дефекты интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований (высших чувств).
Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь их корковых отделов). Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.
Общий дефект влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушение частных функций более парциальны и нередко могут компенсироваться за счет сохранных регуляторных и других частных систем.
Времени поражения;
Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы.
Еще Л.С. Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадов структуры психических функций.
Вероятность поражения той или иной функции связана также с наличием сензитивных периодов в их развитии. Как известно, сензитивные периоды характеризуются наибольшей интенсивностью развития функции. Однако, в силу непрочности, неустойчивости формирующейся функции, они являются наиболее уязвимыми по отношению к различным вредностям. Поэтому, если время поражения нервной системы приходится на период, сензитивный для развития какой-либо функции, то именно эта функция в первую очередь и подвергается опасности недоразвития или поражения.
В психическом развитии ребенка выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для которых характерна достаточная устойчивость психических функций. Основными периодами детства являются, как известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. Именно в эти периоды наиболее интенсивно развиваются все стороны психики и личности ребенка. Поэтому именно в эти периоды наиболее велика вероятность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет является наиболее устойчивым по отношению к различным вредностям.