Профессиональная компетентность психолога: отличительные особенности
В современном обществе профессия психолога справедливо считается одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в полном смысле этого слова. Проблема эффективной профессионализации специалистов данной сферы или их профессиональная компетенция волнует как самих психологов, так и тех, кто доверяет им и ожидает квалифицированной помощи. Этот вопрос требует комплексного научного обоснованного теоретико-методологического и практического решения.
Итак, профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей, профессиональных позиций и акмеологических инвариантов. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых - индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.
Рассмотрение проблемы профессиональной компетентности психолога напрямую связано с вопросом о его информационной культуре. Сегодня, когда происходит процесс формирования нового информационного общества, есть смысл говорить о формировании как общей информационной культуры общества, так и об информационной культуре личности.
Основой информационной культуры могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Информационная культура личности является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Все вышесказанное в равной степени относится и профессиональной деятельности психолога, являющейся информационной по своей сути, включающей в себя прием, переработку, хранение психологической информации. Вероятно, можно говорить о высокой информационной культуре психолога, если в его профессиональной деятельности отражаются данные аспекты поведения.
Изучение опыта профессиональной деятельности психологов и ознакомление с передовой практикой социально-психологической работы в нашей стране и за рубежом позволяют выделить следующие отличительные особенности профессиональной компетентности специалистов этого профиля:
обусловленность целей и задач профессиональной деятельности психолога социальным заказом общества и его институтов оптимально реализовать потенциальные возможности человека как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;
сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность профессионального труда психолога;
недостаточная регламентированность социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы профессиональной деятельности, взаимоотношений с различными субъектами труда и жизни, обуславливающая актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике;
конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями психолога;
интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использования исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других технологий;
творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и широкой профессиональной коммуникабельности;
поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифункционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.
Таким образом, труд психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки.
Профессиональные знания
Профессиональные знания как объективно необходимые сведения обо всех сторонах труда психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда.
Профессиональные знания, объективно необходимые для успешной деятельности психолога, охватывают сведения об объектах исследования, психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные обо всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Цели и задачи труда в сфере, где психолог реализует свои функции, достигаются в целостном деятельно-воспитательном процессе и через меры психологического характера. Полная структура профессиональной деятельности психолога включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера, а также аналитический контрольно-оценочный элемент.
Алгоритм этого процесса таков: уяснение целей и задач практической деятельности; изучение психологических условий и факторов реальной обстановки и принятие решения об осуществлении социально-психологической работы; планирование психологических мероприятий по реализации решения и организация их выполнения в соответствии с требованиями психологических принципов и научными рекомендациями; анализ результатов труда, жизнедеятельности социальных субъектов и социально- психологической работы, а также корректировка всей своей деятельности. Особое внимание следует уделять изучению принципов и технологии выполнения функциональных обязанностей.
Знание психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков. Не менее важно знать основные психологические особенности объектов исследования в их развитии, характеристики реальных процессов и взаимосвязей. Здесь, прежде всего, надо ориентироваться на реальные измерения человека как целостного феномена с макро характеристиками индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Полезной может быть модель развития всех составляющих характеристик.
Профессиональные умения
Профессиональные умения представляют собой действия и “техники” психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Навыки здесь отражают приобретенную способность психолога выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции.
Профессиональные умения, необходимые для продуктивной деятельности психолога, охватывают обширный арсенал его действия по выполнению профессиональной функции. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально –психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общество; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка, адекватные.
Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. Их совокупность представляет собой основу, то есть сформированную, устойчивую способность психолога выполнять приемы, действия, операции профессиональной деятельности. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизировать возможности психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.