Библиотека как система: сущностные особенности
Любую библиотеку целесообразно рассматривать как более или менее сложную систему, характеризующуюся совокупностью многосторонних, довольно устойчивых связей и отношений ее составных частей. Среди исходных, изначально присущих, обязательных и постоянных в каждой библиотеке выделяются следующие элементы, при отсутствии хотя бы одного из которых (любого) библиотека функционировать не может: документ (книга, публикация), читатель (пользователь), библиотекарь, материально-техническая база [24, с.15].
Библиотека – это определенным образом систематизированное (упорядоченное) собрание произведений печати и других небумажных документов. Упорядоченная совокупность документов и их собраний образует библиотечный фонд – органическую, неотъемлемую часть библиотеки. Библиотечный фонд – неоднородное образование. Его структура определяется объемом и содержанием находящейся в нем постоянно и поступающей в него непрерывно разнообразной документальной информации.
Библиотека – это учреждение, которое организует использование документальной информации, необходимой для удовлетворения разнообразных информационных потребностей читателя [24, с.18].
В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» [48], принятом 23 ноября 1994 г., библиотека определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о многом: о признании особой и все возрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития одновременно во всех трех указанных направлениях; о разноплановости, многогранности повседневного библиотечного труда.
Рассмотрим более подробно сущность библиотеки как системы.
Еще на ранних этапах развития цивилизации становится невозможным распространять знания только в рамках простого запоминания их и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникает потребность в таком способе фиксирования знаний, который бы обеспечил их хранение, и распространение во времени и пространстве, создавая возможность преемственности в их развитии.
Появление документа предполагало возникновение читателя. Документы, аккумулирующие запас знаний, могут вернуть эти знания обществу только через посредство человека, воспринимающего и перерабатывающего содержание документов и таким образом реализующего их информационную ценность. Более того, исторически возникнув как следствие развития знаний, документ столь же исторически превращается в необходимое условие их развития.
С другой стороны, творческая деятельность человека, образование опосредуются документами разной степени сложности. Следовательно, оба элемента системы «документ- читатель» объективно необходимы друг другу.
По мере развития общества растет, в одной стороны - число документов, с другой - читателей. Для понимания связей между ними следует иметь в виду следующие обстоятельства:
- как документ, так и читатель дискретны и разнородны;
- с течением времени происходит процесс наращивания духовных продуктов. К тому же количество документов начинает тысячекратно превышать возможности их прочтения индивидом.
- отсутствие информации о нахождении нужного документа, трудности в поисках документов, содержащих нужную информацию, отсутствие информации о появлении новых документов затрудняют работу читателя.
Все это приводит к тому, что мере роста знаний и роста читательских потребностей возникает объективная необходимость в управлении системой «читатель-документ» извне. Такое управление может осуществляться различными социальными институтами, среди которых видное место занимает библиотека. Снятие противоречий между документом и читателем в условиях библиотеки осуществляет библиотекарь, понимаемый в данном случае не как реальная личность, а элемент системы.
Но и этим сложность системы не ограничивается. Ю.Н. Столяров отмечает, что «документ имеет двойственную природу: его духовное содержание заключено в вещную форму» [43, с.63] как материальный объект он нуждается для своего хранения и использования в специальных помещениях и специальном оборудовании. Материально-техническая база также необходима для обслуживания читателей и для создания условий работы библиотечному персоналу.
Так объективно возникают все четыре элемента (при генетической первичной роли документа и читателя), в совокупности и нерасторжимой связи образующие библиотеку. Каждый из них при этом играет свою собственную, качественно обособленную, но в целом равноправную роль, без которой функционирование библиотеки было бы невозможно.
Библиотека - это целостный сплав четырех названных элементов.
Зная родовые элементы и характер связей между ними, можно построить структурную модель. Структурная модель показывает, что библиотеку как систему образует нерасторжимое единство четырех элементов, каждый из которых играет в ней собственную роль, весьма существенную для функционирования данной системы библиотеки (см. рис. 1).
Рис. 1. Структурная модель
Элементы равноправны не по признаку значимости их ролей, а по признаку необходимости и достаточности для образования такого социального института как библиотека. Они равнозначны между собой в этом и только этом смысле.
Каждый из элементов связан с остальными, выполняет объективно необходимые функции, придающие законченность и устойчивость системе «библиотека» в целом. Они будут присущи любой библиотеке до тех пор, пока она существует в своем собственном качестве.
Исследователи отмечают, что представление о библиотеке как четырехэлементной системе относится к наиболее сложным в библиотековедении, так как с увеличением числа разнородных элементов быстро растет число возможных связей между ними, а с учетом того, что связи могут быть направлены как внутрь, так и во вне системы, их число значительно возрастает.
Основные параметры («на входе») каждого из четырех основных элементов библиотеки задаются условиями внешней среды, видоизменяются в процессе их взаимодействия между собой и («на выходе») оказывают воздействие на породившую их среду. Как замечает Ю.Н. Столяров, «поскольку действие системы «библиотека» целенаправленно, наибольшую социальную значимость имеет характер изменения элемента А» [43].
Помимо простейших, исходных, родовых, исторически первичных элементов библиотека может обладать еще временными, изменчивыми, несущностными элементами, вторичными, производными по отношению к первым.
Производные элементы появляются в процессе развития, усложнения системы и определяются особым назначением той или иной библиотеки, необходимостью установления промежуточных пунктов в усложнившейся связи элементов между собой. Ими обусловливаются все многообразие типов и видов библиотек со всеми особенностями их функционирования.