Обработка результатов теста
На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень модернизированности гражданской идентичности учащейся молодежи. В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования модернизированности гражданской идентичности как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней – низкого, среднего и высокого.
Высокий уровень сформированности гражданской идентичности личности (25–35 баллов), предполагает необходимые изменения установок к элементам образа жизни современного общества и формирование личностью устойчивого мышления, стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; гражданский патриотизм; уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; готовность к действиям в защиту своей Родины, своего народа, участие в патриотической деятельности, готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Средний уровень сформированности гражданской идентичности личности (14–24 баллов), предполагает незначительные изменения установок к элементам образа жизни современного общества; не выраженное стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; нормальный гражданский патриотизм; уважение к истории своей Родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; неразвитыми чувствами толерантности и великодушия к народу; средним восприятием ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; действиями в защиту своей Родины, своего народа; неактивным желанием участвовать в патриотической деятельности; нормальной готовностью к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, незначительной готовностью к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Низкий уровень сформированности гражданской идентичности личности (0–13 баллов), предполагает незначительные изменения установок к элементам образа жизни современного общества; недостаточную развитость мышления, наличие фрагментарных патриотических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе; неактивную гражданскую позицию; отсутствие гражданского патриотизма; неуважение к истории своей родины и безответственность за ее судьбу в современном мире;не толерантное и великодушное отношение к своему народу; непринятие ведущих ценностей своей национальной культуры и культуры своего этноса; бездействие в защиту своей родины, своего народа, неактивное участие в экологической деятельности, отсутствие готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, низкий уровень готовности к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» разработан для диагностики общего уровня толерантности (авторы диагостики ‑ группа психологов центра «Гратис»). В основу опросника лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002).
Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека.
В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).
Особое внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).
Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция:Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов
1. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6:
- "абсолютно не согласен" – 1 балл,
- "полностью согласен" – 6 баллов.
Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы:
- "абсолютно не согласен" – 6 баллов,
- "полностью согласен" – 1 балл.
Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22 – 60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61 - 99 – средний уровень толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100 - 132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
2. Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Типы этнической идентичности
(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)
Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника.Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.
Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:
4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.
5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).
В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Бланк методики
Инструкция:Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
Я – человек, который… | Согласен | Скорее согласен | В чем-то согласен, в чем-то нет | Скорее не согласен | Не согласен | |
1. | предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам | |||||
2. | считает, что межнациональные браки разрушают народ | |||||
3. | часто ощущает превосходство людей другой национальности | |||||
4. | считает, что права нации всегда выше прав человека | |||||
5. | считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения | |||||
6. | предпочитает образ жизни только своего народа | |||||
7. | обычно не скрывает своей национальности | |||||
8. | считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности | |||||
9. | часто испытывает стыд за людей своей национальности | |||||
10. | считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа | |||||
11. | не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную | |||||
12. | нередко чувствует превосходство своего народа над другими | |||||
13. | любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов | |||||
14. | считает строго необходимым сохранять чистоту нации | |||||
15. | трудно уживается с людьми своей национальности | |||||
16. | считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей | |||||
17. | безразлично относится к своей национальной принадлежности | |||||
18. | испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь | |||||
19. | готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия | |||||
20. | считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов | |||||
21. | часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности | |||||
22. | считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами | |||||
23. | считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории | |||||
24. | раздражается при близком общении с людьми других национальностей | |||||
25. | всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре | |||||
26. | считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур | |||||
27. | не уважает свой народ | |||||
28. | считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу | |||||
29. | никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам | |||||
30. | считает, что его народ не лучше и не хуже других народов |
Обработка результатов
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
"согласен" – 4 балла;
"скорее согласен" – 3 балла;
"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;
"скорее не согласен" – 1 балл;
"не согласен" – 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):
1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).
2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.