Театрализованный тематический концерт
АКАДЕМИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА
Кафедра профессионального искусства
РУББ А.А.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Конспект лекций
Издание третье, переработанное и дополненное
Москва 2005
Обсуждено и рекомендовано к печати
на заседании кафедры профессионального искусства
(протокол № 8 от 15.11.04 г.)
Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствован!! организации и проведения. Конспект лекций. Изд. третье. Пере раб. и доп.- М.: АПРИКТ, 2005 - 67 с. (вкл.)
Конспект лекций «Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения» предназначен для слушателей системы переподготовки и повышения квалификации.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня нет ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни города, села, района, области, не говоря уже о таких праздниках, как Новый год, 8-е Марта и, конечно, День Победы, которое не было бы отмечено праздничным концертом.
В своих лучших образцах такие праздничные концерты обрели особую сценическую форму, которую мы называем ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ.
Можно смело сказать, что ныне театрализованные тематические концерты стали одной из основных форм современного массового Нетрадиционного театра. Современные театрализованные тематические концерты стали играть одну из немаловажных ролей в духовном воспитании народа, раскрывая в образно-художественной, эмоциональной форме тему события, которому они посвящены.
Основная цель данного курса лекций - обратить внимание слушателей на наиболее важные стороны организации и проведения театрализованных тематических концертов. Показать, на что в первую очередь следует обращать внимание; подчеркнуть и осветить этапы работы над театрализованным тематическим концертом, без следования которым невозможно создание и проведение одной из наиболее распространенных сегодня форм современного массового Нетрадиционного театра, призванного, как и любой вид сценического искусства, формировать духовный мир человека, воспитывать его эстетические вкусы.
Это тем более важно, поскольку различные нынешние постановки со всей остротой обнаружили, что многие из них страдают весьма существенными недостатками, значительно снижающими их эмоционально-художественное воздействие на зрителей. Происходит это чаще всего из-за неверного понимания существа такого концерта, его творческих и организационных особенностей.
Нередко приходится сталкиваться с тем, что концерт, который начинается со специально написанного пролога, или литературно-музыкальная композиция считаются театрализованным тематическим концертом, в то время как театрализованные тематические концерты - это особая сценическая форма, имеющая свои законы построения, художественные принципы и свои «условия игры», знание которых поможет людям, причастным к их осуществлению, - избежать невольных ошибок. Именно эту цель и преследует данный курс лекций.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Что подразумевается под словом «тематический», особых объяснений не требует. Это значит, что его содержание раскрывает определенную тему, связанную с тем событием, которому посвящен концерт. Номера самых различных жанров присущими им средствами (словом, пением, танцем, музыкой) с разных сторон освещают эту тему. Иначе говоря, содержание каждого номера, так или иначе выраженное исполнителями, работает на одну общую для них тему и идею - тему и идею концерта.
А вот понятие «театрализованный» до сих пор имеет разное толкование. Одни подразумевают, что оно означает наличие в концерте ведущих, другие - наличие сценок-интермедий, отрывков из спектаклей. Третьи -наличие пролога и финала и т.д.
На самом же деле, и тут у людей, осуществивших не один театрализованный концерт, нет разногласий.
!«Театрализация» означает, что такой концерт прежде всего имеет единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру,' театральному действу. А именно:
Сюжетный ход(не сюжет, а сюжетный ход!). Порою не столько внешний, сколько внутренний, ассоциативный, давший возможность не только объединить сквозным действием отдельные номера концерта в единое представление, но, и это главное, - раскрыть его через сценическое действие- основное выразительное средство театра. Например, вводя актерские задачи и мизансценированиедаже в те номера, которые в силу жанра и традиций их не предполагают. Скажем, в выступление академического хорового коллектива.
Ролевую персонификацию ведущих,иначе говоря, выступление ведущих от лица персонажей, от лица сценических образов.
Сценографию.
Специально созданное оформление, определяющее и выражающее образ всего концерта и отдельных его эпизодов; использование игрового света, фоновой музыки, шумов и других элементов, создающих нужную в данном эпизоде и во всем концерте определенную и точную сценическуюатмосферу.
Таким образом, театрализация - это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа?,
именно театрализация дает возможность более глубоко и доходчиво раскрыть содержание концерта, усилить его восприятие, эмоциональное воздействие на зрителей.
Ставя перед собой задачу создать концерт, решенный в единой художественной форме, которая становится одной из самых важных (наряду с идеей и содержанием) частей подлинно художественного произведения, мы сознательно прибегаем к театрализации.
Однако должен предупредить: введение элементов театрализации, и прежде всего сценического действия, не может быть самоцелью режиссера-постановщика. Более того, любой режиссер театрализованного концерта обязан помнить, что вводимые им элементы, приспособления, выразительные средства никоим образом не должны нарушать смысла и характера выбранных для концерта номеров. Ибо театрализация служит усилению их идейно-художественного содержания; помогает, а не метает исполнителям; создает условия для наиболее яркого выражения мысли номера.